Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях (Развитие нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1.1 Развитие нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ
1.2 Правового регулирования бухгалтерского учета
2.1 Внедрение международных стандартов в российскую практику бухгалтерского учета
2.2 Проблемы совмещения стандартов бухгалтерского учета в России с международными стандартами
2.3 Совершенствование бухгалтерского учета согласно международным стандартам финансовой отчетности
Для пользователей финансовая отчетность играет ключевую роль в достижении главной цели - получение прибыли через возврат денег в качестве прироста капитала путем продажи акций по более высоким ценам. Важно отметить, что интерес представляет информация не только о текущем состоянии организации, но и о возможных рисках, связанных с её деятельностью[24].
Подготовка консолидированной финансовой отчетности - трудоемкий процесс, требующий оперативного реагирования на изменения макроэкономики. В настоящее время, для облегчения этого процесса существует множество программных продуктов, в которых учетные процессы автоматизированы с учетом законов, регламентирующих бухгалтерский учет и налогообложение в России. К наиболее популярным из них относятся: 1С: Бухгалтерия, Парус-бухгалтерия, Инфо-бухгалтер, программа «Бест».
Бухгалтерский учет в России организован на базе национальной системы стандартов, которая использует многоступенчатую структуру отчетов, обеспечивающих расчет промежуточных показателей. Промежуточные итоги позволяют расширить границы информирования пользователей об оценочных показателях деятельности организации[25]. Однако всё чаще в российской практике применяются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В основном, это связано с тем, что отчеты о финансовых результатах в России имеют безальтернативный характер в классификации расходов, отсутствует право изменить формы и содержание, правила составления (согласно ПБУ 4/99). Во многом это отражает неразвитость рыночных механизмов и слабость системы оценки выполнения экономическим субъектом налоговых обязательств.
В настоящее время все изменения, происходящие в российском учете, направлены на повышение качества и усиление информационных возможностей бухгалтерской отчетности, а также на сближение с МСФО, отличительными особенностями которых являются более гибкая (из-за отсутствия жесткого закрепления отчетной даты) и информативная структура отчетности, по сравнению с национальными стандартами[26].
Стоит отметить, что для обеспечения надежности и полноты информации, содержащейся в финансовой отчетности необходимо достичь единства принципов формирования показателей финансового отчета в российской и международной практике. Это возможно при дальнейшем объединении отечественной модели учета с МСФО.
Однако существует ряд проблем, препятствующих сближению российской системы учета и МСФО. Во-первых, в российской практике правильность формы приоритетнее содержания, что приводит к противоречиям основных принципов МСФО и невозможности их применения. Решением проблемы может стать разработка рекомендаций по применению положений ПБУ, которые требуют профессиональных суждений.
Отдельно следует отметить проблему отсутствия в России практики профессиональных суждений на основе требований руководства, т.к. в МСФО действия - важный показатель оценочной классификации финансовых инструментов. Решить проблему поможет обширная бухгалтерская практика.
Проблема может возникнуть в различиях терминологии рассматриваемых стандартов. Например, в отчетности в России нет понятия «финансовые инструменты». Решить проблему поможет детальная проработка терминологии национального стандарта.
Особое внимание стоит уделить возможным эквивалентам справедливой стоимости в сравнении с МСФО, в противном случае стоимость в российской отчетности будет рассчитана неверно. В рекомендациях по применению ПБУ также важно подробно описать принципы использования реальных оценок и номинальных величин соответствующих показателей.
Подводя итоги, можно сказать, что процесс сближения отечественных стандартов бухгалтерской отчетности и международных стандартов продолжается. На данный момент система финансовой отчетности России не соответствует требованиям экономики развивающейся страны, поэтому требуется реформация системы. МСФО являются наиболее разработанными и используемыми стандартами в мире. Однако сближению рассмотренных стандартов мешают 2 основные проблемы.
Во-первых - жесткое закрепление требований к оформлению отчетных документов, что мешает внедрению МСФО из-за противоречий принципов. Международные стандарты в большей степени ориентируются на профессиональные суждения, ответственных за отчетность, лиц, которые имеют определенную свободу в действиях при составлении отчетов.
Во-вторых - бухгалтерский учет в России не имеет понятия временной стоимости денег, что приводит к необъективности в отражении стоимости активов и пассивов в отчетности. Большинство частных проблем, связанных с использованием МСФО в России решаются путем разработки новых инструкций и введением необходимых поправок в ПБУ. Концептуальные различия возможно устранить путем изменения подхода к организации бухгалтерского учета в России.
2.3 Совершенствование бухгалтерского учета согласно международным стандартам финансовой отчетности
В настоящее время большое внимание уделяется унификации национального бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Это вызвано особым вниманием иностранных инвесторов, готовых вкладывать свои средства в деятельность российских организаций.
Одна из главных причин реформирования бухгалтерского учета заключается в необходимости применения унифицированных форм отчетности, которые могли бы стать общепризнанными, понятными для широкого круга пользователей.
В данном контексте речь идет об отчетности общего назначения, то есть публичной. Она нужна прежде всего внешним пользователям, не имеющим возможности ознакомиться со специально подготовленной информацией (например, со сведениями, которые учреждения подают вышестоящей организации по ее указаниям, или с информацией, представленной в бюджетной отчетности). К пользователям финансовой отчетности общего назначения можно отнести налогоплательщиков, представителей законодательной власти, кредиторов, поставщиков, представителей средств массовой информации и наемных работников.
Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользователей объясняется прежде всего публичным характером государственных доходов и расходов.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют свои публичные функции, оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, являются кредиторами и заемщиками средств на внутреннем и внешних рынках.
Таким образом, весьма целесообразной представляется гармонизация отчетности субъектов сектора государственного управления и хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны, сближение международных и национальных стандартов для достижения единообразия и сопоставимости финансовой отчетности во всем мире.
Применение МСФО к национальному учету и отчетности приводит к повышению уровня прозрачности и эффективности финансовой отчетности бюджетных организаций, что позволяет раскрыть информацию о финансовом и имущественном состоянии для всех заинтересованных пользователей, в том числе для иностранных инвесторов.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) на данный момент имеют статус официальных документов в Российской Федерации для коммерческих организаций. В отношении составления отчетности согласно МСФО бюджетными организациями во всем мире применяется другой перечень международных стандартов финансовой отчетности, а именно МСФО для общественного сектора (далее - МСФО ОС). Эти стандарты разрабатываются и вводятся в действие Советом по МСФО для общественного сектора, который является постоянным комитетом Международной федерации бухгалтеров[27].
Цель Совета по МСФО ОС заключается в том, чтобы служить интересам общества. Тем самым, разрабатывая и утверждая высококачественные стандарты учета в государственном секторе Совет способствует облегчению принятия государственных управленческих решений и их реализации в секторе государственного управления. Разработка и применение единых стандартов финансовой отчетности будут способствовать существенному повышению качества и согласованности учетной практики во всем мире, а также повышению прозрачности деятельности и укреплению подотчетности государственного сектора.
Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС) в настоящее время не являются официально признанными документами на территории Российской Федерации. Однако на сайте Министерства финансов РФ они опубликованы на русском языке. Кроме того, в марте 2012 г. было начато общественное обсуждение Федеральных стандартов учета и отчетности для государственного сектора, которые разрабатываются на основании Международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС)[28].
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общественного сектора развивались обособленно от учета в коммерческих организациях, такая ситуация характерна практически для всех стран. Однако в настоящее время большое внимание уделяется сближению учета в бюджетных учреждениях с принципами учета в коммерческом секторе. Это связано как с большим прогрессом в учетных принципах и методах, выработанных к настоящему времени в сфере учета частных предприятий, так и соображениями представления полной и понятной финансовой информации пользователям отчетности. Коммерческий сектор, особенно публичные компании, традиционно ориентированы на частного инвестора, который при принятии решения об инвестировании активов в ту или иную компанию руководствуется прежде всего экономическими выгодами. Собственно этим, в большей мере, и продиктована необходимость раскрытия значительного количества финансовой и нефинансовой информации в финансовых отчетах компании, относящейся к коммерческому сектору[29]. Кроме того, дополнительные и достаточно жесткие требования по раскрытию информации к эмитентам публично размещаемых ценных бумаг предъявляют организованные рынки торговли этими финансовыми инструментами, т.е. биржи.
Цель представления и раскрытия большого количества информации в финансовой отчетности коммерческими организациями состоит в представлении пользователям этой информации уместной, достоверной, надежной, объективной, полной, понятной и сравнимой информации о финансовом положении отчитывающейся организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств, основываясь на которой, они бы могли принимать взвешенные управленческие решения.
Россия осуществляет последовательный переход на МСФО ОС, так как национальное законодательство общественного сектора имеет тенденцию изменений и нововведений. Следовательно и МСФО ОС не должны иметь неизменный характер, а так же адаптировать согласно различным методам учета и отчетности, чтобы избежать расхождений при составлении финансовой отчетности для принятия управленческих решений и заинтересованных пользователей[30].
Применение стандартов для бюджетных организаций в России необходимо для подробного раскрытия информации об особенностях сферы бюджетной деятельности, для контроля за использованием и целенаправленностью бюджетных средств, а так же для прямого взаимодействия всех органов государственной и исполнительной власти в экономике общественного сектора. Но прямой адаптации на МСФО ОС моментально не суждено будет осуществить, так как российский учет имеет ряд особенностей как в коммерческом секторе, та к и в бюджетных учреждениях, поэтому учитывая все это необходимо разъяснение и уточнение нормативно-законодательной базы в соответствии с МСФО для общественного сектора экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате решения задач поставленных во введении, были получены следующие выводы:
1. Рассмотренная система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, а также изложенные взаимосвязь и соподчиненность нормативных правовых актов направлены на совершенствование правоприменительной практики экономических субъектов и, соответственно, снижение рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности, а также с контролирующими органами.
2. В 2014 г. Федеральным законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ3. были внесены изменения в закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми, начиная с 2016 г., аудиторская деятельность на территории Российской Федерации будет осуществляться на основе Международных стандартов аудита.
Можно ожидать, что подобным образом МСФО будут приняты в качестве основы составления как консолидированной, так и индивидуальной отчетности всех крупных компаний.
3. МСФО представляют собой инструмент формирования надежной, достоверной и прозрачной финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов, которая необходима широкому кругу пользователей для принятия экономически обоснованных решений. В то же время эффективность использования применения данного инструмента во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности и компетентности специалистов, занимающихся подготовкой финансовой отчетности.