Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях (Развитие нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1.1 Развитие нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ
1.2 Правового регулирования бухгалтерского учета
2.1 Внедрение международных стандартов в российскую практику бухгалтерского учета
2.2 Проблемы совмещения стандартов бухгалтерского учета в России с международными стандартами
2.3 Совершенствование бухгалтерского учета согласно международным стандартам финансовой отчетности
ВВЕДЕНИЕ
Нормативное регулирование бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности как одна из основополагающих сторон деятельности организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет должен быть предметом тщательного и постоянного внимания, а также своевременного регулирования со стороны государства.
Считаем абсолютно правильным мнение Кулешовой М.Н. о том, что согласно степени обоснованности и своевременности реакции государства на изменение реалий экономической жизни, разработки при этом новых и корректировки существующих норм в области бухгалтерского учета и отчетности, зависит качество финансовой отчетности в целом, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых управленческих решений[1].
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными, надзорными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности[2].
Рассматриваемая тема весьма актуальна, так как ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. Поэтому необходимо знать законы, содержания нормативных документов, которые регулируют бухгалтерский учет, от этого зависит достоверность бухгалтерской отчетности и, соответственно, успех самого предприятия. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение основных нормативных документов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые документы регулирующие ведение бухгалтерского учета;
- изучить международные стандарты бухгалтерского учета, особенности их применения в российской практике, возможные проблемы и пути их решения.
Объект исследования – бухгалтерский учет.
Предмет исследования - нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета.
Структура работы состоит из введения, двух глав, библиографического списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕГУЛИРУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1.1 Развитие нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ
Развитие рыночных отношений в России, интеграция нашей страны в мировую экономику предопределили необходимость совершенствования обеспечения экономических контрагентов качественной (полезной) информацией о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, внесения изменений в национальную систему нормативно -правового регулирования бухгалтерского учета (правила и нормы, которые должны применяться всеми экономическими субъектами, осуществляющими финансово -хозяйственную деятельность).
В конце 2011 г. Закон «О бухгалтерском учете» получил совершенно новую редакцию, касающуюся норм регулирования бухгалтерской практики в России. В этой связи можно говорить о кардинальном изменении подходов к регулированию бухгалтерского учета в нашей стране. Анализ положений нового Закона «О бухгалтерском учете» позволил выявить не просто редакционные изменения отдельных норм предыдущего законодательства, а существенные преобразования, полностью изменяющие систему регулирования бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации.
Во-первых, принципиально изменилось понятие «бухгалтерского учета», а именно сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета — бухгалтерской (финансовой) отчетности. «Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности»[3].
Во-вторых, перечень объектов бухгалтерского учета значительно расширен, появились принципиально новые объекты (активы, доходы и расходы). Положения нового Закона в этой части приведены в соответствие с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
В-третьих, новым законом введены новые положения формирования системы регулирования бухгалтерского учета. Положения нового закона определили принципы регулирования бухгалтерского учета, среди которых:
- принцип соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- принцип применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного закона «стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета», а «международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта[4].
В соответствии со ст. 21 вышеуказанного закона к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности будут устанавливать, в частности, порядок классификации объектов бухгалтерского учета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отраслевые стандарты, в свою очередь, будут определять особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
В новых условиях законодательства субъектами регулирования бухгалтерского учета теперь являются (наряду с органами государственного регулирования) саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета). Важным нововведением является то, что основной функцией субъектов негосударственного регулирования является разработка проектов федеральных стандартов, проведение публичного обсуждения этих проектов и представление их в уполномоченный федеральный орган.
Предполагается, что разработка федеральных и отраслевых стандартов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, существенно расширит отрасль российского бухгалтерского права с учетом международной практики. Вероятнее всего, роль федеральных стандартов бухгалтерского учета вначале будут выполнять действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые постепенно будут совершенствоваться в направлении сближения с МСФО[5].
Сложившаяся в последнее десятилетие в мире очевидная тенденция «перехода» национальных систем учета на МСФО свидетельствует либо о полном «переходе» на МСФО, либо о «сближении» национальных систем регулирования бухгалтерского учета с МСФО[6].
Вместе с тем в российском профессиональном бухгалтерском сообществе продолжаются дискуссии о проблемах применения МСФО в России. Представляется важным уточнить, что понятия «перехода» и «сближения» предполагают, в конечном, итоге замену национальных стандартов международными. Но возможно для российской практики учета эффективнее «сближать» бухгалтерский и налоговый учет, что наиболее соответствует потребностям большинства экономических субъектов, а также целесообразнее предоставить им право выбора составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (в соответствии с федеральными стандартами или МСФО), исходя из существующих целей и возможностей.
1.2 Правового регулирования бухгалтерского учета
Период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России длится уже более 15 лет. В течение этого времени были произведены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. При этом процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Например, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов[7].
Правовые нормы, которые регламентируют бухгалтерский учет содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа[8]. Под системой нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета понимают совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, которые принимаются компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, а также имеющих в своем составе нормы, косвенно или прямо устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Совокупность нормативно-правовых актов, образующая 4-х уровневую систему регулирования бухгалтерского учета в РФ, представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ[9]
Первый уровень - Законодательный, к нему относят Федеральные стандарты. Они устанавливают: признаки и определения объектов бухгалтерского учета, условия принятия их к бухгалтерскому учету, списания их в бухгалтерском учете, порядок их классификации, а также допустимые способы их денежного измерения; план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения; требования к учетной политике; состав, порядок и содержание формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Что обязательно к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должно противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.
Второй уровень - Методологический, к нему относят Отраслевые стандарты. Они устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить федеральным стандартам.
Третий уровень - Разъяснительный, к нему относят Рекомендации в области бухгалтерского учета. Которые принимаются в целях правильного применения отраслевых и федеральных стандартов, распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, результатов разработок и исследований в области бухгалтерского учета. Устанавливаются на добровольной основе и не должны противоречить отраслевым и федеральным стандартам.
Четвертый уровень - Внутрихозяйственный, к нему относят Стандарты экономического субъекта. Которые предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам[10].
В целом нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности.