Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях (Развитие нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После заседания, Комитет по МСФО дает сотрудникам задание на составление текста Проекта. Когда Проект стандарта будет завершен, Комитет проводит голосование, чтобы определить, можно ли его публиковать для дальнейшего обсуждения.

Обычно обсуждение длится 120 дней. Этот срок может быть сокращен, но не более чем до 30 дней. Ежегодные поправки обычно доступны для обсуждения минимум в течение периода в 90 дней.

Разработка Стандарта проходит на заседаниях Комитета, когда Комитет рассматривает комментарии, полученные по поводу опубликованного Проекта стандарта. Комитет может принять решение опубликовать вторую версию Проекта стандарта, в которой будут учтены ранее сделанные замечания. Повторное обсуждение Проекта предлагается в тех случаях, когда произошли какие-либо фундаментальные изменения.

При рассмотрении необходимости повторного обсуждения Комитет:

  • выявляет значительные проблемы, которые не были рассмотрены при первом обсуждении;
  • оценивает доказательства того, что они будут рассмотрены;
  • оценивает, имеется ли достаточное понимание проблем и выявляет взгляды профессионального сообщества;
  • рассматривает, получили ли различные точки зрения должное отражение в Проекте Стандарта.

Если Комитет по МСФО приходит к выводу, что достигнуто единство мнений по определенной проблеме, то он дает задание персоналу перейти к составлению текста Стандарта.

До голосования текст нового Стандарта проходит процедуру внешнего обзора, обычно в Комитете по разъяснениям МФО.

Непосредственно перед голосованием финальная версия Стандарта размещается на ресурсе elFRS.

После завершения всех процедур и положительного результата голосования членов Комитета по МСФО, Стандарт будет опубликован.

После публикации Стандарта персонал и члены Комитета проводят регулярные встречи с заинтересованными сторонами, чтобы получить понимание непредвиденных проблем, связанных с его практическим применением.

Кроме того, осуществляется деятельность в сфере обучения, для получения уверенности в надлежащем применении Стандарта.

Через определенный промежуток времени Комитет по МСФО:

  • проводит обзор практики применения Стандарта;
  • изучает изменения нормативных требований и окружающей среды финансовой отчетности;
  • рассматривает отзывы Консультационного Совета, Комитета по разъяснениям МФО, других органов, устанавливающих стандарты и профессионального сообщества относительно качества Стандарта.

В результате такого рассмотрения в рабочий план могут быть добавлены новые темы.

В статье 20 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ[18] указано, что основой разработки федеральных и отраслевых стандартов учета являются международные стандарты. А в ст. 21 этого же закона перечислены вопросы, которые регулируются федеральными стандартами учета.

Министерство Финансов в соответствии с законом утверждает:

- программу разработки федеральных стандартов. Эта программа составляется на основе предложений, как органов государственного регулирования бухгалтерского учета, так и субъектов негосударственного регулирования. Программа должна уточняться каждый год[19];

  • требования к оформлению проектов этих стандартов;
  • окончательную редакцию федерального стандарта, после того, как проект стандарта пройдет экспертизу.

Экспертизу проектов стандартов должен проводить созданный специально для этих целей Совет по стандартам бухгалтерского учета.

На рисунке 2.3 показаны основные этапы разработки федерального стандарта.

Любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета может стать разработчиком проекта федерального стандарта. Такими субъектами негосударственного регулирования могут быть саморегулируемые организации предпринимателей, аудиторов, других некоммерческих организаций.

На первый взгляд процесс разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета выглядит обоснованным и эффективным, потенциально он позволяет выявить точки зрения профессионального сообщества, хотя решающая роль - утверждать или не утверждать стандарт, отведена органу государственного регулирования.

Проблема заключается в том, что эта модель разработки и утверждения федеральных стандартов не работает

Рис. 2.3 - Основные этапы разработки федерального стандарта

И через четыре года после принятия закона о бухгалтерском учете у нас нет ни одного действующего федерального стандарта.

На официальном сайте Минфина РФ в 2011 г. размещен один проект федерального стандарта и в 2012 г. еще три проекта[20]. Информация об обсуждении этих проектов на сайте отсутствует. Если руководствоваться нормами закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, эти проекты уже давно должны быть приняты или отклонены. Также отсутствует информация о деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета, хотя в соответствии с законом, такой отчет должен публиковаться ежегодно.


Причин такой пробуксовки процесса разработки и принятия федеральных стандартов может быть несколько.

Первая очевидная причина - у нас отсутствует признанный авторитетный лидер среди субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, нет образования, которое бы в Российской Федерации играло такую же роль, как Комитет по МСФО в отношении международных стандартов отчетности. Так как в законе сделана отсылка к неопределенной совокупности таких субъектов, на практике реализуется пословица о семи няньках.

И. Н. Ложников в комментариях к закону «О бухгалтерском учете» высказал мысль, что «...на сегодняшний день наиболее компетентным и подготовленным к законотворческой работе является НП «ИПБ России», включая его территориальные институты»[21]. Однако на сайте ИПБ нет информации о разработке каких-либо проектов федеральных стандартов.

И. Н. Ложников указывает на возможную причину пассивности потенциального разработчика. Дело в том, что в законе 402-ФЗ не предусмотрено финансирование работ по разработке проектов федеральных стандартов, а такие работы требуют значительных затрат труда высококвалифицированных специалистов и адекватного вознаграждения.

В октябре 2015 г. на сайте «Национального негосударственного регулятора бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» появилось сообщение[22] о начале процедуры обсуждения первых двух проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Однако по состоянию на конец ноября 2015 г. на сайте не появилось ни одного комментария или замечания по поводу этих проектов.

Отсутствие заинтересованности в обсуждении предложенных проектов можно объяснить тем, что нет твердой уверенности в том, что Минфин по- прежнему будет нацелен на разработку федеральных стандартов бухгалтерского учета.

В 2014 г. Федеральным законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ[23] были внесены изменения в закон «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми, начиная с 2016 г., аудиторская деятельность на территории Российской Федерации будет осуществляться на основе Международных стандартов аудита.

Можно ожидать, что подобным образом МСФО будут приняты в качестве основы составления как консолидированной, так и индивидуальной отчетности всех крупных компаний.


ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ, ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Внедрение международных стандартов в российскую практику бухгалтерского учета

С развитием экономических отношений, международной интеграции, все больше возрастает значение бухгалтерской отчетности как основного информационного источника, характеризующего как текущее положение, так и перспективы развития организации. В связи с этим особую роль приобретают такие ее качества как сопоставимость и понятность для различных групп внешних пользователей, что требует единообразия применяемых принципов и способов учета.

В течение последних лет в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями развития рыночной экономики и с учетом современных подходов, сложившихся в мировой практике. Основой такого реформирования выступают международные стандарты и принципы составления финансовой отчетности.

Необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета вызвана развитием в нашей стране рыночных отношений, изменением экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, расширением взаимоотношений с субъектами мирового рынка, появлением новых объектов приложения предпринимательской деятельности и изменениями правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.

С переходом России к МСФО необходимо добиться, во-первых, повышения прозрачности, во-вторых, улучшения сопоставимости показателей и, как следствие, увеличение возможностей для анализа их деятельности и в-третьих, облегчения доступа к международным рынкам капитала.

Применение международных стандартов при составлении отчетности повышает «прозрачность» и надежность финансовой информации, что обеспечивает снижение инвестиционных рисков и способствует повышении инвестиционной привлекательности организации. Однако, внедрение международных стандартов в российскую практику учета сопровождается наличием ряда проблем, важнейшей и наиболее острой среди которых является неподготовленность российских бухгалтеров-практиков к ведению учета по МСФО, отсутствие наработанного опыта их применения, недостаточная развитость уровня профессионального суждения, необходимого для правильного и адекватного применения принципов международных стандартов.


Следует отметить, что работа с международными стандартами существенного отличается от практики применения современных российских стандартов, где достаточно четко прописаны процедуры отражения тех или иных объектов учета. МСФО содержат лишь ключевые принципы отражения фактов хозяйственной деятельности, в связи с чем правильное их отражение в учете невозможно без глубокого понимания сути установленных принципов, тщательного анализа экономической сущности и финансовых последствий хозяйственных ситуаций и операций. Все это значительно повышает требования к уровню профессиональной подготовки современных бухгалтеров, увеличивая потребность в высокопрофессиональных специалистах, способных принимать ответственные профессиональные решения при составлении отчетности, удовлетворяя информационные потребности широкого круга пользователей.

Таким образом, МСФО представляют собой инструмент формирования надежной, достоверной и прозрачной финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов, которая необходима широкому кругу пользователей для принятия экономически обоснованных решений. В то же время эффективность использования применения данного инструмента во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности и компетентности специалистов, занимающихся подготовкой финансовой отчетности.

2.2 Проблемы совмещения стандартов бухгалтерского учета в России с международными стандартами

Финансовая отчетность в настоящее время является важным элементом информационной системы экономического субъекта, так как она представляет собой коммуникационное средство с внешней средой в рыночных отношениях. Отчетность дает возможность оценить финансовые результаты деятельности и потенциал экономического субъекта на рынке, а также провести анализ деловой активности. Это необходимо для привлечения внешних пользователей и инвесторов, что, в свою очередь, позволяет организации получить требуемые денежные средства и заемный капитал. Благодаря финансовой отчетности внешние пользователи, проведя различные аналитические исследования полученной информации, могут сделать выводы об эффективности использования ресурсной базы рассматриваемого субъекта. Это позволяет провести дальнейшее планирование и прогнозирование деятельности субъекта.