Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами
1.1 Понятие, сущность и виды товарных запасов
1.2 Характеристика систем управления товарными запасами
Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «Рич Фэмили»
2.1. Характеристика торговой деятельности организации
2.2.Анализ товарной структуры и товарных запасов магазина
2.3.Факторный анализ товарооборота
2.4. Разработка мероприятий по увеличению товарооборота магазина «Рич Фэмили»
Введение
Управление товарными запасами направленно на повышение рентабельности и скорости обращения вложенного капитала. Оно предусматривает на стадии формирования товарных запасов - контроль уровня товарных запасов и обоснования оптимального объема заказов, на стадии реализации товарных запасов – изменение объемов и причин создания товарных запасов и разработка политики реализации сверхнормативных товарных запасов.
Когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени, возникает задача управления запасами.
Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики предприятию торговли необходимо эффективно управлять товарными запасами во избежание излишков или недостатков товаров, а также потери части прибыли.
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления ими.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.
Целью данной курсовой работы является совершенствование системы управления товарными запасами на примере предприятия ООО «Рич Фэмили».
Исходя из поставленной цели, в данной работе сформулированы задачи, среди них:
- рассмотреть теоретические основы управления товарными запасами на предприятии, в частности изучить понятие, сущность и виды товарных запасов;
- охарактеризовать системы управления товарными запасами;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО "Рич Фэмили"
- проанализировать систему управления товарными запасами в ООО «Рич Фэмили»;
- изучить пути совершенствования системы управления товарными запасами;
Объект исследования: ООО «Рич Фэмили». Основной вид деятельности предприятия - продажа продуктов питания населению.
Предмет исследования - система управления товарными запасами.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы управления товарными запасами
1.1 Понятие, сущность и виды товарных запасов
Товарные запасы – согласно ГОСТ Р 51303-99 – «количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату».
По определению Стерлиговой А.Н., товарные запасы — это «запасы готовой продукции, находящиеся у организаций-изготовителей на складах, а также в каналах сферы обращения»[1].
Таким образом, товарные запасы – это готовая продукция, предназначенная для реализации и находящаяся на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также находящиеся в пути.
Товарные запасы классифицируются по следующим признакам:
- по целям использования:
- потребительские товары — это товары, непосредственно предназначенные для конечного потребления, удовлетворения личных потребностей человека;
- производственные товары — это товары, используемые в производственном цикле при создании новых товаров;
- по времени использования/потребления:
- товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько раз;
- товары длительного пользования, используемые многократно;
- по характеру потребления:
- товары повседневного спроса;
- товары тщательного выбора;
- престижные товары;
- по функциональной принадлежности:
- товары - продукты питания;
- промышленные товары;
- по видам запасов:
- текущие запасы - это товары на стадии реализации;
- подготовительные запасы - это товары на стадии предпродажной подготовки;
- гарантийные (страховые) запасы - необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации на случай срыва запланированных сроков текущих поставок товаров, изменения интенсивности потребления при непредвиденном возросшем спросе;
- сезонные запасы - это необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения непрерывного процесса реализации в период сезонного колебания покупательского спроса;
- переходящие запасы;
- по видам движения товаров в учете:
- товары в пути;
- товары на складе;
- товары на стадии предпродажной подготовки;
- зарезервированные товары;
- товары в магазинах в процессе реализации;
- реализованные товары на ответственном хранении.
Товарные запасы — это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в перевозке и на складах, в хранилищах, в сфере товарного обращения. Важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров служит наличие товарных запасов. Одновременно запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.[2]
Как категория товарного обращения товарные запасы выполняют определённые функции и обеспечивают стабильный процесс обращения товаров:
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
- поскольку являются формой товарного предложения, удовлетворяют платёжеспособный спрос населения;
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных предприятий. Это обусловлено следующими факторами:
- необходимым временем для перевозки товаров от места производства до места продажи;
- сезонными колебаниями в производстве и потреблении;
- звенностью товародвижения;
- подсортировкой, подработкой и упаковкой, что является необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;
- условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием;
- возможностями для хранения товаров;
- необходимостью образования страховых резервов и другими.
Таким образом, существование товарных запасов как категории товарного обращения обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров.
В торговых организациях, осуществляющих розничную продажу товаров населению, товарные запасы служат гарантией бесперебойной торговли и наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.
Система управления товарными запасами основана на их минимизации, ускорении товарооборачиваемости и хорошо налаженном учете и контроле за их формированием и использованием.
Чрезмерные вложения средств в товарные запасы приводят к уменьшению оборотного капитала торговой организации, к увеличению потребности в кредитах для выплаты заработной платы торговым работникам, оплаты поставщикам за поставленные товары, осуществления текущих расходов. «Омертвление» финансовых ресурсов, вложенных в товарные запасы, сокращает возможность роста доходности организаций за счет вложения финансовых ресурсов в другие, более прибыльные направления торговой деятельности. Кроме того, наличие избыточных (с точки зрения возможностей их реализации) торговых запасов требует больших расходов на их распродажу по сниженным ценам, аренду дополнительных складских помещений, на их содержание.
Недостаточные вложения средств в товарные запасы также имеют ряд отрицательных последствий. В этом случае в торговле могут отсутствовать необходимые товары, что приводит к потере потенциальных покупателей, снижению объемов товарооборота из-за их нехватки, увеличению расходов на 1 рубль товарооборота, так как торговым работникам организации приходится выплачивать не заработанную заработную плату, оплачивать содержание неработающего оборудования.
Влияние ошибок управления запасами на прибыль организации представлено на рис.1.
Рис.1 Влияние ошибок управления запасами на прибыль организации
И одна, и другая ситуации нежелательны. И поэтому важно привести товарные запасы в соответствие с потребностями в них и создать работающую на практике систему управления ими.
В определенном смысле управление запасами представляет собой попытку установить равновесие между двумя противоположными требованиями: требованиями финансистов, стремящихся минимизировать затраты на хранение товаров и требованиями маркетологов, которые стремятся оптимизировать обслуживание потребителей, поддерживая постоянный уровень запасов товаров по всему спектру торгового ассортимента.
Цель управления запасами - снизить затраты на продвижение товарных запасов через организацию, при обеспечении высокого уровня качества торговли и одновременно максимизировать возвраты на инвестиции в товарные запасы.
Создание системы управления товарными запасами позволяет решить следующие задачи: бесперебойности снабжения, минимального вложения денег, минимального риска, обеспечение простоты процедуры заказа на пополнение запасов, устойчивости товарного процесса.
Эффективно работающая система управления товарными запасами позволяет принять экономически обоснованное решение о количестве товаров, которые необходимо иметь в каждой точке торгово-технологического процесса и какие товарные линии из составленного ранее плана необходимо запасать.
Организация управления запасами в торговле осуществляется в следующей последовательности:
- расчет потребности организации в товарных ресурсах;
- определение норм запаса;
- разработка политики пополнения запаса;
- организация контроля за уровнем запаса;
- оценка эффективности системы управления запасами.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
- товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой организации, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности;
- задача управления запасами заключается в том, чтобы найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов;
- управление товарными запасами осуществляется путем их планирования, оперативного учета, и контроля.
1.2 Характеристика систем управления товарными запасами
Управление товарными запасами заключается в их нормировании, контроле над их состоянием и оперативном учёте. Нормирование подразумевает установление оптимального норматива товарных запасов. Под оптимальными понимают то количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям при минимуме затрат.
Контроль состояния запасов - это изучение и регулирование уровня запасов с целью выявления отклонений от норм запасов и принятия оперативных мер к ликвидации отклонений.
Существует три системы управления товарными запасами:
Система с фиксированным размером заказа - занимается определением размера заказа. Размер заказа строго фиксирован и не меняется ни при каких условиях.[3] Эта система учитывает факторы, которые действуют на величину затрат:
- Площадь складских помещений;
- Издержки на хранение запасов;
- Стоимость оформления заказа.
Все факторы взаимосвязаны между собой. Если сэкономить на затратах по хранению запасов, то возрастает рост затрат на оформление заказов. Если сэкономить на затратах на повторные заказы, это приведёт к потерям, связанным с содержанием лишних складских помещений. А если, значительно увеличатся затраты на хранение запасов при максимальной загрузке складских помещений, то вероятен риск появления неликвидных запасов.
Существует три основных параметра системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
Это оптимальный размер заказа, который рассчитывается по формуле Уильсона (формула 1):
ОРЗ=√2AS/i, (1)
где ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.;
А - затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;
S - потребность в заказываемом продукте, шт.;
i - затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./шт.
Пороговый уровень запаса рассчитывает поступление заказа на склад в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня.
Максимальный желательный запас определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей.
Система с фиксированным интервалом времени между заказами - делит заказы на определённые моменты времени, например, 1 раз в месяц, 1 раз в неделю и т.д. В данной системе момент заказа заранее определён и не меняется ни при каких условиях, а пересчитывают в основном размер заказа.