Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организации розничной продажи товаров: формы и методы
1.1 Общее понятие розничной продажи товаров
1.2 Формы розничной продажи товаров
1.3 Методы розничной продажи товаров
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Новая Семья»
2.3 Совершенствование процесса обслуживания покупателей в магазине «Новая Семья »
- помощь в выборе товаров и консультации. Консультации включают в себя сведения о назначениях товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т.д. Консультация должна способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию у потребителей эстетических вкусов. Для проведения консультаций в крупных магазинах приглашают специалистов, модельеров, косметологов;
- предложение сопутствующих и новых товаров.
- проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием. На качество их выполнения, а, следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а также организация и обслуживание рабочего места продавца.
- расчетные операции.
- упаковка и выдача покупок.
3) Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Данный метод удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров [10, c. 83].
Этот метод используется при продаже сложной техники (бытовая техника, музыкальные инструменты, мотоциклы), тканей и крупногабаритных товаров (мебель).
Выставленные в торговом зале образцы товаров снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.
4) Продажа товаров с открытой выкладкой. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, стендах, в горках, взвешивают на вешалах и т.д. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, помощи в отборе товаров, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.
Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов [15, c. 92].
Метод применяется при продаже одежды, галантереи, посуды, письменных принадлежностей.
При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца: чтобы товар было хорошо видно. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.
5) Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Преимущество: экономия времени на покупку товара (в отдаленной местности можно заказать товар, а не ездить за ним) [17, c. 128].
6) Торговля по почте представляет собой специфическую форму торговли без магазина. Большое удобство для населения при использовании этой формы заключено в возможности приобретения товаров в кредит с рассрочкой платежа.
7) Электронная торговля. При этой форме покупатель с помощью персональных компьютеров и может выбрать по каталогам необходимую модель изделия и одновременно осуществить оплату выбранных товаров с использованием специальных кредитных карточек.
8) Торговля через автоматы производится посредством стационарных автоматических устройств, которые устанавливаются в местах большого скопления людей.
Глава 2 Анализ и оценка организации процесса продажи товаров и обслуживания покупателей в магазине ООО «Новая Семья»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Новая Семья»
История магазинов «Семья» началась в 2002 году, когдагруппа компаний «ЭКС» создала продуктовую сеть, впоследствии ставшую одной из самых крупных и успешных сетей в Перми и Пермском крае. За 2002 год было открыто 14 магазинов, а за последующие десять лет сеть «Семья» выросла до 30 магазинов, 24 из которых расположены в Перми и 6 - в городах Пермского края (Березники, Добрянка, Чусовой, Кунгур). Сегодня сеть «Семья» объединяет 70 магазинов.
Начиная с 2004 года, покупатели сети магазинов «Семья» активно помогают маленьким пациентам детского онкогематологического центра им. Ф.П. Гааза. Объединившись, покупатели сети «Семья» собрали несколько миллионов рублей, благодаря которым у ребят появилась возможность получить необходимое лечение.
В 2012 году сеть «Семья» представила покупателям проект«Прямые поставки». Лучшие европейские продукты теперь поставляются в супермаркеты сети напрямую от производителей, минуя посредников. Это позволяет гарантировать высокое качество продуктов при доступных ценах. Через год проект «Прямые поставки» существенно расширился: к нему присоединились производители из Греции, Испании, Италии, Венгрии, Германии.
В августе 2014 года сеть «Семья» первой из региональных ритейлеров разработала и представила покупателям собственное мобильное приложение для смартфонов «Семья Mobile».«Семья Mobile» – уникальное приложение, которое делает процесс покупок в проще и увлекательнее.
В 2015 году сеть «Семья» запустила собственные торговые марки:«Family Choice»,«Выбор Семьи»,«Малосемейка»,«Настоящее».
Свою деятельность ТС «Новая Семья» осуществляет на основании органической модели управления предприятием. Элементами этой модели являются мотивация работников, коммуникации, внимание к работникам, лояльность, коллективное принятие решений. Таким образом, моделируется система отношений между людьми в рамках данной организации. Особое внимание при этом уделяется стилю управления, его влиянию на показатели производительности и удовлетворению работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю руководства. Он обеспечивает наиболее полное раскрытие способностей работающих путем вовлечения их в процесс принятия управленческих решений, а не только их исполнения.
Основной вид деятельности ТС «Новая Семья» - реализация продуктов питания населению.
ТС «Новая Семья», помимо розничной торговли, может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, при условии предоставления специального разрешения (лицензии) на организацию данного вида деятельности.
Основная цель создания предприятия – извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах (рисунок 2).
Рисунок 2. Целевой портрет ТС «Новая Семья»
Завоевание лидерских позиций по продаже продукции:
- заключение договоров на поставку продукции;
- своевременная обработка заказов и доставка продукции;
- увеличение объемов продаж;
- повышение качества торгового обслуживания;
- проведение рекламных мероприятий.
Обеспечение финансовой устойчивости предприятия:
- повышение рентабельности компании;
- осуществление своевременных выплат по налоговым и договорным обязательствам;
- контроль за движением финансовых ресурсов.
Повышение эффективности управления предприятием:
- установление правил внутреннего распорядка;
- разработка должностных инструкций;
- разработка правил и инструкций по техники безопасности.
Повышение эффективности работы системы управления персоналом:
- подбор и расстановка кадров;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;
- регулирование и стимулирование оплаты труда;
- обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья.
Режим работы магазина с 7 часов до 23 часов без выходных. Режим разработан с учетом удобства, как для покупателей, так и для персонала. Торгово-оперативный и вспомогательный персонал работает в сменном режиме со скользящим графиком 3 дня через 3 дня. У персонала управления с понедельника по пятницу восьми часовой рабочий день с 9 - 18 часов, в субботу и воскресенье выходной.
Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.
Общая площадь магазина составляет 280 квадратных метра, из них 157 – это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.
В магазине имеются следующие отделы: колбасный, рыбный, молочный, мясной, хлебный, вино-водочный, кондитерский, бакалея, плодовоовощной, а также отдел детского питания, хозяйственных принадлежностей ,сувениров , посуды, бытовой химии.
Хотя среди целей, получение прибыли имеет ключевое значение, однако приоритеты целей определяются и уровнем прибыльности фирмы (рисунок 3).
Рисунок 3. Приоритеты ТС «Новая Семья» с точки зрения его социальной ответственности
Задачи управления ТС «Новая Семья» делятся на три категории по видам работ: работа с людьми, работа с предметами, работа с информацией.
Руководство ТС «Новая Семья» считает, что специализация задач повышает прибыль, потому что происходят рост производительности и снижение затрат на производство. В настоящее время технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной, позволяющей существенно повысить производительность.
Для дифференциации и координации деятельности всех подразделений и задач организации необходима система управления, одним из элементов которой является структура управления организацией.
В ТС «Новая Семья» используется линейно-функциональная организационная структура. В линейно-функциональной структуре принято разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей.
Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Существующая организационная структура ТС «Новая Семья» является линейно - функциональной по принципу своего построения (рисунок 4). Такой вид организационной структуры призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.
Ген. директор магазина руководит деятельностью предприятия, в его введении находятся вопросы организации технологических операций, хозяйственного и кадрового обслуживания.
Бухгалтер принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет
Рисунок 4. Организационная структура ТС «Новая Семья»
другие бухгалтерские операции.
Подобная структура является оптимальной для:
- компаний малого и среднего размера;
- для предприятий с ограниченной номенклатурой продукции.
Результаты хозяйственной деятельности ТС «Новая Семья» за последние три года приводятся в таблице 1 Анализ основных показателей деятельности ТС «Новая Семья» по 2014 - 2016 гг. показал, что в последние три года имела место положительная динамика их изменения, а именно увеличились показатели дохода от реализации продукции (товаров и услуг) и прибыли предприятия. Проанализируем далее более подробно темпы этих изменений.
В целом компания ТС «Новая Семья» развивается и работает эффективно. Не смотря на то, что в компании происходят серьезные преобразования, которые отразились на всех ключевых показателях, стоит отметить, что реорганизация, которая проводится - эффективна, поскольку позволяет компании получать прибыль.