Файл: Понятие корпоративной культуры в отечественной и зарубежной литературе.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Место корпоративной культуры в структуре и развитии организации
1.1. Понятие корпоративной культуры в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Структурные модели корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры в компании «Эконика-обувь»
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры компании «Эконика-обувь»
Внутренние ценности, нормы, образы поведения, принятые в компании
Внешние атрибуты
визуальный
не визуальный
Визуальные коды, форма одежды, символы, слоганы, церемонии, фирменный стиль
Ценности и нормы, стратегии поведения
Рисунок 2 – Простая модель культуры организации
Известным специалистом в области стратегического менеджмента Г. Джонсоном была предложена модель «культурной сети» организации. Она отражает важнейшие элементы организации [10].
Недостатком модели можно назвать то, что элементы «сети» не упорядочены иерархически. Например, ритуалы и символы находятся на том же уровне, что и структуры власти или системы контроля.
Маркетинговая культура персонала
Технологическая культура персонала
Культура отношений
Ценности персонала
Ценности лидеров организации
Рисунок 3 – Модель корпоративной культуры «многослойная луковица»
Существуют и другие подходы к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих корпоративную культуру.
Таким образом, мы выяснили, что существует несколько структурных моделей корпоративной культуры.
Развитие корпоративной культуры необходимо для позиционирования компании на рынке и для развития ее бренда. В современных западных исследованиях говориться о том, что привлекательность компании, как работодателя, важна именно с точки зрения корпоративного брэнда. Корпоративная культура формирует политику внутри компании, она нужна и для внешней прозрачности бизнеса.
Формирование корпоративной культуры как процесс стратегических изменений проходит последовательно несколько этапов: «размораживание» существующей корпоративной культуры; планирование и проведение необходимых изменений; закрепление результата.
Глава 2. Анализ корпоративной культуры в компании «Эконика-обувь»
2.1. Характеристика компании
Корпорация «ЭКОНИКА» была создана в 1989 году – в самом начале рыночных преобразований в России. С первых дней команда единомышленников не боялась ставить перед собой глобальные и значимые для общества цели, выбрав для своей фирмы символичное название «ЭКОНИКА»: союз «экономики» и «Ники» (греческой богини Победы). За время своего существования Корпорация «ЭКОНИКА» достигла уровня международного холдинга, охватывающего предприятия различных сфер деятельности, и работающего не только с российскими партнерами, но и с крупными зарубежными компаниями по всему миру. Корпорация «ЭКОНИКА» уже почти двадцать лет успешно действует на рынках России и стран СНГ, пользуясь отличной репутацией у своих партнеров.
В процессе своего развития Корпорация создавала и развивала дочерние предприятия по следующим видам деятельности:
- «Эконика-обувь» – с 1992 года осуществляет моделирование, производство, поставку и реализацию через собственную розничную сеть высококачественной обуви. Только в России обувь от «ЭКОНИКИ» носят миллионы людей. Модели для сезонных коллекций разрабатываются совместно дизайнерами Компании и ведущими стилистами Европы. При этом учитываются особенности регионального спроса в отношении дизайна и потребительских свойств. Вся обувь изготавливается на лучших фабриках, имеющих специализацию, опыт и традиции в изготовлении обуви конкретных видов.
Сеть обувных каскетов «ЭКОНИКА» - крупнейший розничной оператор, занимающий одно из лидирующих положений на российском рынке высококачественной модной обуви. Фирменные каскеты «ЭКОНИКА» открыты не только по всей России, но и в Казахстане.
- «Эконика-Техно» – с 1994 года производит и продает промышленное оборудование для различных сфер деятельности, в том числе оборудование под собственной торговой маркой «МАКАР». Имеет широкую дилерскую сеть, охватывающую большинство регионов России, а также сеть фирменных магазинов промышленного оборудования «МАСТЕРОВОЙ». Сегодня производственно-торговая компания «Эконика-Техно» – одна из немногих российских компаний, занимающихся комплексным решением проблем поставки промышленного оборудования.
«Сити XXI век» - с 1997 года работает на рынке недвижимости московского региона, оказывая риэлтерские услуги, а также инвестируя средства в строительство объектов социального значения: жилые и спортивные комплексы, объекты здравоохранения. Кроме этого осуществляет ипотечное кредитование физических лиц и операции с коммерческой недвижимостью.
Немаловажным фактором эффективности работы Корпорации является поддержка и четкая организация сотрудничества между дочерними предприятиями. Тесные взаимосвязи дочерних Компаний холдинга и совместное использование ими наработок и преимуществ отдельного предприятия являются залогом устойчивости и результативности деятельности Корпорации в целом.
Предметом гордости Корпорации является тот факт, что большинство дочерних предприятий дополнили свою коммерческую деятельность развитием производства и в настоящий момент работают над увеличением и модернизацией своих мощностей.
Свою миссию Корпорация «ЭКОНИКА» видит не только в максимальном удовлетворении сегодняшних запросов потребителей, но и в активном формировании рынка. Добросовестное, честное отношение к клиентам и партнерам – принцип Корпорации на все времена.
Компания «Эконика-обувь» была основана в 1992 году. С начала своего существования и до настоящего момента компания «Эконика-обувь» специализируется на разработке и продаже качественной модной обуви различных стилистических направлений. Многие годы Компания успешно сотрудничает с ведущими дизайнерами и производителями из Италии.
Приход Корпорации «ЭКОНИКА» на обувной рынок был связан с двумя основными моментами. Во-первых, и зарубежные, и отечественные специалисты считают Россию самым крупным и перспективным обувным рынком Европы, так как несмотря на относительно низкую покупательную способность большей части населения, расходы россиян на покупку обуви значительно превышают их затраты на приобретение бытовой техники и электроники.
Во-вторых, выбор данной специализации Компании был обусловлен рядом экономических факторов, таких как: стабильный спрос на обувь, относительно низкая капиталоемкость бизнеса, достаточно высокий уровень доходности продаж и быстрый оборот денежных средств.
При выборе своего целевого потребителя Компания «Эконика-обувь» учитывала тот факт, что наиболее перспективным и стабильным по объемам спроса на обувь является сегмент рынка для покупателей со средними и средневысокими доходами. Даже после экономического кризиса августа 1998 года более 25% населения по своим доходам соответствуют среднему уровню. Именно поэтому «Эконика-обувь» специализируется на производстве и продаже качественной, комфортной и модной обуви, соответствующей стилю жизни, условиям работы и отдыха представителей данного класса.
«Эконика-обувь» – одна из немногих компаний, которая имеет более чем 15-тилетний опыт работы на рынке качественной обуви. За время своего существования специалисты нашей компании создали разветвленную дилерскую сеть (в том числе и по программе франчайзинга) более чем в 50 регионах России и странах СНГ (Казахстан). В 1992 году был открыт первый салон «Эконика-Рублево», а в 2005 году был открыт сотый салон «Эконика-Варшавский».
Организационная структура управления компании «Эконика-обувь» представлена на рисунке 4.
Генеральный директор - осуществляет руководство деятельностью предприятия, организует техническое и экономическое развитие, выполнения планов и т.д.
Заместитель генерального директора по производству осуществляет общее руководство работой производства, обеспечивает контроль за соблюдением правил техники безопасности производства.
Бухгалтерия обеспечивает ведение документов бухгалтерского учета, ведет контроль документации и выплату зарплаты.
Экономический отдел обеспечивает развитие предприятия путем проведения экономической политики.
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам отвечает за соблюдение товарного ассортимента и качества поставляемого товара, отвечает за своевременные поставки товаров.
Плановый отдел изучает ситуацию на рынке для достоверного планирования производства.
Генеральный директор
Зам.ген. директора по производству
Зам.ген. директора по экономике
Зам.директора по персоналу
Бюро маркетинга
Бутик-салон
Бутик-салон
Бутик-салон
Транспортный участок
Бухгалтерия
Плановый отдел
Экономический отдел
Склады готовой продукции
Складское хозяйство
Отдел сбыта
Отдел снабжения
Отдел рекламы
Отдел дизайна
Отдел исследования
Отдел маркетинговой информации
Хоз. отдел
Склад №1
Склад №3
Склад №4
Склад №2
Секретариат
Отдел выписки
Рисунок 4 - Организационная структура управления компании «Эконика-обувь»
Отдел снабжения обеспечивает магазины необходимой продукцией для обеспечения бесперебойной торговли
Отдел сбыта осуществляет анализ хозяйственной деятельности, планирует товарный ассортимент, анализирует заказы на поставку.
Складское хозяйство организует работу складов, а также ведет учет продукции.
Склады готовой продукции - организует погрузку и отправку продукции, оформляет необходимую расходную документацию.
Бюро маркетинга выполняет основные работы в соответствии с поставленными задачами и руководит следующими отделами:
- отдел исследования - изучает нужды потребителя, дает оценку рыночной ситуации конкурентов, разрабатывает прогноз развития рынка с выделением основных групп потребителей;
- отдел маркетинговой информации - выполняет работу по сбору и анализу информации рынка, а также осуществляет внеплановые работы;
- отдел дизайна - осуществляет работу по дизайну внешнего вида продукции, и имеющихся на основе получаемо маркетинговой информации;
- отдел рекламы - осуществляет разработку всех рекламных компаний, и организует их проведение.
Для наиболее эффективной маркетинговой деятельности бюро маркетинга осуществляет взаимодействие с другими отделами, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Взаимоотношения отделов
Бюро маркетинга |
||
Наименование отдела |
Получаемые документы |
Отправленные документы |
Директор |
Планы развития по направлению деятельности |
Проект плана развития |
Бухгалтерия |
Данные по расчету бизнес-плана |
Копия договоров и планов работ |
Отдел снабжения |
Заявки на включение изделий в план производства |
План производства утвержденный генеральным директором |
Транспортный участок |
Выделение транспортных средств |
Заявки на выделение транспортных средств |
Отдел сбыта |
Заявки на маркетинговые исследование |
Отчет о проделанной работе |
Ассортимент «Эконока-обувь» посезонно обновляется. Основной акцент делается на продажи в пользу розницы.
Целевые ориентиры – конкретность и измеримость; ориентация во времени; достижимость; взаимоподдержка.
Философия компании - отвечать требованиям конкурентного рынка в данный момент времени и превосходить ожидания потребителей в области модной и удобной обуви. Компания обязана предоставить потребителю качественный товар с наименьшими затратами и получением прибыли для развития компании.
2.2. Анализ корпоративной культуры компании
Магазины «Эконика – обувь» г. Екатеринбурга ведут свою деятельность в условиях острой конкуренции, поэтому особенно актуальным вопросом становится формирование устойчивого позитивного имиджа компании как во внешней среде, так и во внутренней среде.
«Быть лучшими, чтобы оставаться любимыми!» – этот девиз компании был озвучен на презентации нового бренда. Миссия компании в том, чтобы вдохновлять людей и поддерживать стремление к лучшему. Ее основные ценности – клиентоориентированность, результативность, лояльность, ответственность, глобальность и командность.
- Логотип «ЭКОНИКА» выполнен в бежево-шоколадной цветовой гамме и применяется в различных элементах оформления (вывеска, пакеты и так далее).
- Фирменные цвета – шоколадный и бежевый (основные), рубиново-красный (дополнительный). Фирменные цвета применяются: при отделке торгового зала и торгового оборудования, при изготовлении элементов фирменного стиля.
- Выкладка товарного ассортимента в соответствии с принятыми в компании правилами мерчендайзинга.
- Выделение торговых марок в зале (выкладка коллекций каждой торговой марки на отдельных пристенных стеллажах).
- Фирменная упаковка товара (фирменные бумажные и пластиковые пакеты, эксклюзивные коробки для каждой торговой марки).
- Полиграфическая продукция:
- Постеры торговых марок;
- Каталоги, буклеты «ЭКОНИКА»;
- Дисконтные карты и подарочные сертификаты;
- Конверты для чеков и визитки с адресами салонов;
- Руководство по уходу за обувью на коробке;
- Рассылочные материалы и открытки;
- Фирменные ценники и бэйджи;
- Съемные информационные таблички с текстом текущей акции.
- Форменная одежда для персонала салонов.
- Сайт www.econika-style.ru
Руководство компании «Эконика-обувь» считает, что отношение потребителей к компанииво многом зависит от работающего в ней персонала. Поэтому в компании постоянно проводится внутренний мониторинг степени удовлетворенности сотрудников своей работой: опрос, изучение и оценка их мнения о предприятии, изучение мотивации к труду, лояльности персонала и т.п., а также наблюдение за особенностями общения людей помогают составить представление о системе ценностей в компании.