Файл: Понятие корпоративной культуры в отечественной и зарубежной литературе.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Место корпоративной культуры в структуре и развитии организации
1.1. Понятие корпоративной культуры в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Структурные модели корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры в компании «Эконика-обувь»
Глава 3. Совершенствование корпоративной культуры компании «Эконика-обувь»
По итогам проведенного исследования корпоративной культуры на примере компании «Эконика-обувь» можно сделать ряд выводов, позволяющих двигаться в направлении практического применения полученных в ходе опроса результатов:
1. Большинство сотрудников салона признают актуальным вопрос оценки эффективности взаимодействия сотрудников в коллективе и его социально-психологического климата;
2. Сотрудники вполне готовы к тому, чтобы включиться в процесс формирования команды, однако их представления об эффективной деятельности значительно дифференцированы;
3. Как показал опрос, в коллективе салона уже сформировался набор критериев, который может лечь в основу модели команды, формируемой в компании «Эконика-обувь»;
4. Разработка и внедрение этой модели позволит сотрудникам салона разработать собственный «корпоративный язык», научиться понимать друг друга «с полуслова» и договориться о ключевых ценностях, касающихся каждого сотрудника, в чем, очевидно, сотрудники салона нуждаются (это ярко отразилось в проведенном исследовании);
5. Наличие необходимости принятия руководителем салона «Эконика-обувь» решения о разработке проекта по улучшению социально-психологического климата среди коллектива.
В качестве совершенствования корпоративной культуры компании и улучшения социально-психологического климата в коллективе в компании «Эконика-обувь» нужно использовать следующие методы развития корпоративной культуры:
- диагностика и решение проблем подразделения или организации в целом путем анкетирования, тренингов и т.п.;
- раскрытие способностей сотрудников, помощь им в определении путей самореализации;
- создание теплой и творческой атмосферы в коллективе;
- диагностика кандидатов на соответствие требованиям корпоративной культуры;
- адаптация новых сотрудников к нормам, правилам и традициям компании.
Для этого необходимо:
- Формировать у сотрудников позитивное представление о компании, ее целях и задачах, способах взаимодействия;
- Показывать роль каждого работника в компании, подчеркивать их важность и незаменимость;
- Разъяснять и пропагандировать ценности компании;
- Обеспечивать качественный обмен информацией (точный, четкий), своевременную оперативную обратную связь «руководство — персонал»;
- Способствовать более тесному и эффективному взаимодействию сотрудников различных подразделений и уровней;
- Развивать командный дух;
- Предотвращать конфликтные ситуации, своевременно реагировать на них, находить оптимальные пути разрешения конфликтов;
- Развивать доверие и взаимопонимание между работниками, содействовать сотрудничеству, взаимопомощи, открытости, возникновению доверительных отношений, свободному обмену мнениями;
- Совершенствовать коммуникативные навыки работников, повышать продуктивность делового и межличностного взаимодействия.
Список использованной литературы
- Алешина И.В. Корпоративный имидж // Маркетинг. – 2016. - №1, С. 78-85.
- Амстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем: Пер. с англ. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 2012.
- Ачкасова В.А., Володина Л.В. и др. Связи с общественностью как социальная инженерия. - СПб.: Речь, 2005.
- Бабосов Е.М. Прикладная социология. Учебное пособие. - М.: Тетра Системс, 2010.
- Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК Госслужбы, 2012.
- Баканова М. Организация праздников, или как создать нескучное мероприятие // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - №6(18), С. 88-97.
- Баринов, В.А., Макаров, Л.В. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – №2. – С. 110-121.
- Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2018.
- Беквит Г. Продавая незримое. Руководство по современному маркетингу услуг М.: Альпина бизнес-бук, 2015.
- Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Кантуревского. – СПб.: Питер, 1999.
- Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. Учебное пособие. - М.: ИД «ФБК-пресс», 2012.
- Васеницки М.А. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2017.
- Веснин В.Р. Менеджмент персонала. Учебное пособие для учащихся ССУЗ. - М.: Элит 2000, 2002.
- Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2017.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика. - М.: Дело, 2003.
- Гагаринская Г.П., Бакаева И.А., Можайский А.В., Сухова Н.В. Мотивация деятельности: учебное пособие. Самара: Самарский Государственный технический университет. Поволжский институт бизнеса, 2010.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.
- Емельянов, Е.Н., Поварницына, Е.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2014.
- Зазыкин, В.Г. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологический подход / В.Г. Зазыкин, И.А. Смирнова. – М.: Независимый ин-т гражд. о-ва, 2005.
- Занковский А.Н. Организационная психология. - М.: Флинта, 2000; – 246 с.
- Захарова, А.Н. Корпоративная культура: конспект лекций / А.Н. Захарова; Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова. - М.: ОМЕГА-Л, 2008.
- 39. Кубанейшвили А. Преобразование компании – начните с корпоративной культуры// Управление персоналом. – 2008, №1, С. 98-112.
- Ратникова, Л. Лидер побеждает в любой ситуации [интервью с рук. Департ. по упр. перс. ОАО «УРСА Банк» С. Новосадом] [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nsk.erabota.ru/info/interview/5538/
- Шайн, Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2002.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2002.
Приложение 1
Образец анкеты
Просим Вас принять участие в данном опросе в рамках выполнения дипломной работы. Ваши ответы помогут получить информацию о социально-психологическом климате коллектива, проблемах сотрудников и состоянии корпоративной культуры. Анонимность Ваших ответов гарантируется.
1. Считаете ли Вы работу в сфере торговли престижной?
- - Да
- - Нет
- - Затрудняюсь ответить
2. Что Вас больше всего привлекает в Вашей профессиональной деятельности? (Отметьте не более 3 вариантов)
- - Оплата труда
- - Престижность работы
- - Творческий характер труда, возможность самореализации моих способностей
- - Наличие четко определенных функциональных обязанностей
- - Сплоченный и дружный коллектив
- - Хорошее отношение ко мне непосредственного руководителя
- - Возможность сделать профессиональную карьеру
- - Возможность приобретения опыта работы в сфере торговли
- Что еще?______________________________________________
3. Что Вам не нравится в Вашей работе?
- - Ощущение нестабильности, постоянная угроза быть уволенным
- - Конфликты в коллективе
- - Отсутствие четких функциональных обязанностей
- - Монотонный, однообразный характер труда
- - Отсутствие возможности реализовать свои способности
- - Нервные перегрузки
- - Чрезмерно высокая интенсификация труда
- - Недооценка моего труда со стороны руководства
- - Отсутствие возможности повышения квалификации
- Что еще?_______________________________________________
4. Как Вы полагаете, в какой мере соотносится Ваш индивидуальный имидж и имидж Компании «Эконика-обувь»?
- - Полностью соответствует
- - Соответствует частично
- - Никак не соответствует
- - Затрудняюсь ответить
5. Отметьте, пожалуйста, основные достоинства Компании «Эконика-обувь»?
- - Финансовая надежность
- - Высокий уровень профессионализма руководства
- - Наличие крупных партнеров
- - Эффективность организации труда
- - Забота о повышении квалификации сотрудников
- - Красивое оформление салона
- - Хорошие бытовые услуги, предоставляемые сотрудникам салона
- - Благоприятный социально-психологический климат коллектива
- - Известность компании «Эконика-обувь»
- Какие еще?____________________________________________________
6. С какими проблемами Вам приходится сталкиваться в процессе работы?
_________________________________________________________________
7. Пожалуйста, продолжите фразу: «Люди в сфере торговли тогда начнут хорошо работать, когда__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какое из нижеприведенных высказываний Вам ближе?
- - Я не претендую на высокий заработок, лишь бы была гарантия сохранения места работы и прежнего уровня нагрузки
- - Согласен(на) на увеличение объема работы, на решение более сложных профессиональных задач, даже на риск, при условии большего заработка и повышения по службе
- - Конечно, неплохо, когда работа высоко оплачивается, но все же главное не деньги, а возможность заниматься своим профессиональным делом
9. Как Вы думаете, что больше всего необходимо человеку в нынешней экономической ситуации, чтобы достичь жизненного успеха? (Можно отметить не более 3 пунктов)
- - Инициативность, активность, самостоятельность
- - Хорошие связи, знакомства
- - Изворотливость, хитрость, ловкость, умение манипулировать другими людьми
- - Наличие первоначального капитала
- - Помощь родителей, родственников
- - Хорошее образование
- - Поддержка со стороны государства или своего предприятия
- Что еще?___________________________________________________
10. Как Вы думаете, грозит ли Вам в ближайшее время перспектива увольнения или сокращения?
- - Да
- - Нет
- - Затрудняюсь ответить
11. Готовы ли Вы, если потребуют обстоятельства, сменить профессию или специальность?
- - Да
- - Скорее да, чем нет
- - Скорее нет, чем да
- - Нет
- - Не думал об этом
12. Хотели бы Вы сменить место работы?
- - Да
- - Нет
- - Не думал об этом
13. Как Вы считаете, какие дополнительные знания Вам необходимы для более эффективной профессиональной деятельности?
- - Юридические
- - Психологические
- - Экономические
- - Специальные
- - Знание новейших компьютерных программ
- - Не нужны никакие
- Какие еще?_________________________________________________
14. Какие характеристики из нижеперечисленных ниже присущи Вашему непосредственному руководителю? (Отметьте не более 3 вариантов)
- - Уверенность в себе
- - Снисходительность к подчиненным
- - Демократизм в принятии решений
- - Стремление к власти
- - Отсутствие требовательности к строгой дисциплине
- - Стремление делегировать работникам свои полномочия
- - Ориентация в работе преимущественно на свое мнение и оценки
- - Некоторое панибратство с подчиненными
- - Доброжелательность и вежливость в обращении
15. Удовлетворены ли Вы стилем руководства?
- - Да
- - Скорее да, чем нет
- - Скорее нет, чем да
- - Нет
- - Затрудняюсь ответить
16. Как бы Вы оценили стиль руководства?