Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
1.2 Виды спортивных организаций
1.3 Особенности управления спортивными организациями
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности фитнес-клуба
2.1. Характеристика финтес-клуба «Exclusive fitness club»
2.2. Организационная структура организации
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к спорту как к профессиональному, так и к более массовому физкультурно- оздоровительному движению.
В нашей стране очень активно развивается спорт, как профессиональный, так и любительский. Для организации активного отдыха и здорового образа жизни предлагаются различные способы и средства.
В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении в соответствии с теми основными формами спорта, которые установились в обществе на современном этапе.
Спорт - это один из наиболее доступных способов поддержания и сохранения здоровья и работоспособности человека. С каждым годом
появляются и развиваются различные формы занятий физическими
упражнениями, совершенствуются новые, необычные виды спорта, но
заинтересованность к ним.
На сегодняшний день спорт приобретает настолько высокую значимость
в обществе, что появляются основания считать его одним из основных видов
человеческой деятельности. В системе норм и ценностей общества он также
играет большую роль. Занятия спортом, особенно любительские, довольно
часто рассматриваются не только как способ укрепления и сохранения
здоровья.
Масштабы развития современной мировой индустрии спорта таковы, что даже мировой финансово-экономический кризис практически не повлиял на ее расширение. Сегодня в спорте активно развивается конкуренция, когда каждая спортивная организация (федерация, лига или клуб) начинает формировать и развивать свою конкурентную стратегию, стремясь, таким образом, к повышению конкурентоспособности.
Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения вопросов организации и управления в сфере физической культуры и спорта на основе использования опыта, теории и практики менеджмента.
Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников.
Выполняя ряд органически связанных между собой функций, физическая культура и спорт составляют в своем единстве качественно новую, вполне самостоятельную социально-культурную отрасль, в развитии которой общество и государство всегда были заинтересованы.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и особенности спортивного менеджмента.
- Рассмотреть виды спортивных организаций.
- Выделить особенности управления спортивными организациями.
- Предоставить характеристику финтес-клуба «Exclusive fitness».
- Рассмотреть организационную структуру организации.
- Предоставить рекомендации по улучшению деятельности фитнес-клуба.
Объект исследования выступает фитнес-услуга, а предметом – процесс развития рынка фитнес-услуг в России.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования применяются такие общенаучные методы познания, как сравнение, группировка, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы экономического анализа.
Информационной базой исследования служат материалы периодической печати и данные сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
Современное общество уже невозможно представить без спорта и здорового образа жизни. Актуальность развития спортивного менеджмента определяется необходимостью рационального управления в физкультурно-спортивных организациях в целях получениях ими максимальной прибыли, так как спорт стал одним из видов коммерческой деятельности.
Включение физкультурно-спортивных организаций в рыночные отношения обнаружило необходимость создания новой системы управления данной сферой услуг – спортивный менеджмент.
Спортивный менеджмент представляет собой систему методологических положений и мероприятий, направленных на эффективное управление физкультурно-спортивными организациями.
Спортивный менеджмент – это социальный процесс в отрасли спорта и физической культуры, направленный на эффективное управление спортивными организациями в современных условиях[1].
Основополагающей задачей спортивного менеджмента является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан[2].
Управление физкультурно-спортивными организациями носит масштабный характер и включает различные цели. Поэтому, применение менеджмента позволяет систематизировать цели организации, выбрать наиболее значимые и предложить программу достижения конечной цели при оптимальном соотношении затрат, рисков и результата.
Цели менеджмента напрямую зависят от типа организации. Целью менеджмента коммерческой организации физкультурно-спортивной направленности является обеспечение максимальной прибыльности организации. Целью некоммерческой организации – удовлетворение потребностей населения в физкультурно-спортивных услугах.
Функции спортивного менеджмента:
1. Подготовка и принятие управленческого решения (принятие различных нормативных актов: текущих и перспективных планов);
2. Организация (упорядочение организаций физкультурно-спортивной направленности в единую систему; материальное и трудовое обеспечение деятельности организации; разработка маркетинговой стратегии);
3. Мотивация (создание системы стимулов и санкций, материальной и моральной заинтересованности персонала спортивных организаций; пропаганда здорового образа жизни и повышение потребности населения в физкультурно-спортивных услугах);
4. Контроль (количественная и качественная оценка результатов деятельности организации);
5. Координация (бесперебойность и непрерывность процесса менеджмента в организации, в целях достижения согласованности всех звеньев спортивной организации)[3].
Также выделяют и отраслевые функции спортивного менеджмента (рис. 1)
Рисунок 1 – Отраслевые функции спортивного менеджмента
Каждая организация самостоятельно определяет приоритетные направления своей деятельности, что выражается в различных совокупностях вышеприведенных функций спортивного менеджмента.
Спортивный менеджмент развивается и имеет несколько направлений, например, спортивный туризм, индустрия спортивных товаров, администрирование в области спорта, спортивная экономика.
Становление спортивного менеджмента происходит по трем основным направлениям:
1. использование опыта и профессиональных кадров спортивных деятелей советской эпохи;
2. привлечение руководителей из смежных сфер или абсолютно иных профессиональных групп;
3. подготовка новых кадров, на основе современной управленческой базы[4].
Однако стоит заметить, что спортивный менеджмент в России находится на начальном этапе своего развития, это подтверждается наличием, например, низкий уровень квалификации менеджеров, отсутствие социальной ответственности бизнеса, частая смена управленческих кадров, что в итоге не позволяет достичь поставленных целей. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения спортивного менеджмента как общественного института.
1.2 Виды спортивных организаций
Физкультурно-спортивные организации – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности[5].
Физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими организациями, некоммерческими организациями и создаваться в различных организационно-правовых нормах, предусмотренным законодательством Российской Федерации[6].
Физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию ФКиС среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и для участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
Точной классификации спортивных организаций не существует, можно только условно разделить их виды по типу объединения или внутренней административно-организационной структуре. Но следует учесть, что схожие по внутренней организации, они могут иметь разные названия. Первичными организациями физкультурно-спортивной направленности принято называть те из них, в которых непосредственно проводиться учебно-тренировочная работа и различные формы физкультурно-оздоровительных занятий с населением разных социальных и демографических групп.
Первичные спортивные организации:
- Спортивные секции.
- Спортивные кружки.
- Спортивные клубы.
- Спортивные школы.
На основе первичных организаций исторически складывались более крупные организации, призванные улучшить эффективность, организационно-методическое или коммерческое руководство:
- Спортивное общество.
- Спортивная ассоциация.
- Спортивная федерация.
- Спортивный союз.
- Спортивное объединение.
- Спортивная конфедерация.
- Спортивная лига.
- Спортивный комитет.
1.3 Особенности управления спортивными организациями
Физкультурно-спортивная организация является первичным звеном управления. К ним относятся спортивные клубы, спортивные школы различных видов, спортивные команды, спортивные сооружения и т.д. Все они являются социально управляемыми объектами, имеют внутреннюю структуру, внешнюю форму и правовое закрепление. То есть физическая культура и спорт институировались в специальных организациях физкультурно-спортивной направленности.
Система управления спортивной организацией состоит из таких компонентов: механизм управления, организационная структура управления и процесс управления.
Различают основные и конкретные функции управления спортивными организациями. В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций управления. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:
Планирование – определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, отвечает на вопросы: «что делать? Как делать?».
Организация – устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. Организация отвечает на вопрос: «Кто будет делать?».
Мотивация – деятельность по созданию системы стимулов, активирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами.
Руководство – представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.
Контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера.
Анализ – связывает положение организации в целом, ее подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании.
Конкретные функции менеджмента ФКиС представляют собой результат разделения управленческого труда. Они могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
К таким функциям можно отнести: физическое воспитание; организация физкультурно-спортивной работы с населением; подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта; подготовка спортивного резерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; организация производства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей[7].