Файл: «Процесс монополизации рынка в теории и на практике»(Понятие и сущность монополии).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы монополизма в экономике
1.1. Понятие и сущность монополии
1.2. Основные характеристики и признаки монополии
1.3. Естественная монополия как особая структура рынка
2. Анализ монопольного положения Эксплуатационного локомотивного депо
2.1. Общая характеристика Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга» и его положения на рынке
2.2. Анализ деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга»
2.3. Анализ затрат и возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия
Введение
Актуальность темы исследования. Предприятия, относящие к особому типу рыночной структуры - монополиям, играют огромную роль в развитии экономики страны. К естественным монополиям относятся такие предприятия, которые по причине технологической специфики производства или особенностей оказания услуг не имеют и (или) общество по ряду причин считает нецелесообразным для них наличие конкурентов. В настоящее время в сфере естественных монополий Российской Федерации происходит существенное реформирование, в том числе в этой сфере активно формируются конкурентные рынки. В связи с этим, важным моментом является обоснование финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере естественно-монопольного типа рынка, оценка их экономической эффективности, определение экономического вклада таких организаций в общий уровень благосостояния общества.
Естественные монополии - это, как правило, отрасли общественного пользования, к которым относятся железнодорожный транспорт, а также воздушный и муниципальный, электроэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, связь, радиовещание и телевидение и др. В данных отраслях производства за счет эффекта масштаба можно достичь очень низких издержек, при этом производимые продукты и услуги являются социально значимыми для всего общества. По этой причине необходима защита потребителей от дискриминации и от монопольно высоких цен. Государственное регулирование деятельности естественных монополий необходимо для соблюдения (уравновешивания) балансов интересов естественных монополий и потребителей.
В отечественной литературе выделяют два направления исследования монополий: теоретическое и практическое. В рамках теоретического направления, представленного работами С. Авдашевой, Н. Белоусовой, Е. Васильевой, В. Гальперина, С. Игнатьева, Е. Корольковой, В. Лившица, В. Моргунова, Н. Розановой и другими, проанализированы достижения западной экономической науки в области теории монополий и их регулирования, обоснованы теоретические основы реформирования отраслей с монопольным ядром в условиях России.
Цель исследования: изучение процессов монополизации в РФ на примере организации, входящей в систему железнодорожного транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Дать понятие и раскрыть экономическую сущность монополии.
2. Изучить естественную монополию как особую структуру рынка в экономике.
3. Изучить особенности экономической деятельности Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга».
4. Сформулировать предложения по повышению эффективности различных аспектов деятельности предприятия.
Объект исследования: Эксплуатационное локомотивное депо Тайга.
Предметом исследования являются процессы, механизмы монополизации рынка.
В качестве информационной базы исследования были использованы открытые данные Эксплуатационного локомотивного депо «Тайга», экономико-статистическая информация, аналитические материалы, официальный сайт ОАО «РЖД».
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Теоретические основы монополизма в экономике
1.1. Понятие и сущность монополии
В переводе с греческого языка слово «монополия» (monos poleo) дословно означает «один продаю». Термин отражает существенную черту взаимодействия между участниками рынка. Чистая (или абсолютная) монополия существует в условиях, когда организация или предприятие является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. В реальной жизни практически не существует абсолютной монополии, в любой ситуации проявляются черты свойственные конкурентному рынку. Существует множество определений монополии. Приведем лишь некоторые из них.
Монополия - это господствующее абсолютное преобладание одного производителя или продавца продукции.[1] Монополия - крупное хозяйственное объединение, корпорация, имеющая в своей структуре несколько предприятий и достигая благодаря этому положения на рынке определенных товаров, и наличие на рынке одного продавца и большого количества покупателей.[2] Монополия - обладание исключительного права на производство или осуществление определенной деятельности, которое предоставляется только одному производителю, группе лиц, государству.[3]
Обычно монополистической силой обладают крупные фирмы или производственные объединения. Поэтому понятие монополия связывают с крупными, мощными компаниями. Монопольное положение является доминирующем положением предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное состояние является желаемым для предпринимателей или предприятий, так как оно позволяет избежать большого количества проблем и рисков, которые связаны с конкуренцией. Монополии как типу структуры рынка присущи следующие особенности:
- присутствие на рынке одной фирмы и множества покупателей.
- отсутствие товаров-заменителей.
- наличие труднопреодолимых барьеров для входа других фирм на рынок.[4]
Широкое распространение монополизация рынка получила на рубеже 19 - 20 вв. Причин этому было несколько:
1. Исторически рыночные отношения менялись от конкуренции к монополии и наоборот, примером является переход в 18 - 19 вв от цеховой монополии ремесленного производства к свободному рынку конкуренции. В свою очередь конкуренция приводит к тому, что наиболее сильные предприятия или фирмы господствуют на рынке и уничтожают слабые, что ведет к монополизации рынка.
2. На рубеже 19-20 века усилилась индустриализация производства по причине развития научно-технического прогресса. И как следствие это вызвало укрупнение и объединение предприятий промышленности, привело к увеличению масштабов выпуска продукции и охвату значительного рыночного пространства одной фирмой.
3. В 20 веке быстрое развитие получила общая и долевая собственность, именно этим предприятиям принадлежала власть на рынке.[5]
Существует две теории о причинах появления монополии. По первой из них монополизм - это случайно возникшее явление. Что касается второй теории, монополия - это закономерное явление, возникшее в процессе конкуренции. Подобную теорию поддерживал английский экономист А. Пигу. Он утверждал, что возникновение монополии не случайно, а является логическим завершением стратегии развития предприятия.[6]
Цель любого предприятия или фирмы - получение максимальных доходов, в том числе за счет достижения минимальных затрат.[7] Наиболее эффективным средством этому является монополия. Следовательно, монополия в экономике образуется по причине стремления максимизации прибыли. Другая действенная силой в этом направлении - это концентрация производства. Что бы существовать в конкурентной рыночной среде и получать прибыль фирмы должны совершенствовать производство, увеличивая масштабы. При этом из всего количества отделяются более крупные предприятия и им необходимо, либо продолжать конкурировать между собой, либо создать соглашение относительно цены, количества производства, рынка сбыта.[8] Как правило, между предприятиями возникает сговор. Можно сделать вывод о том, что монополизм производства обусловлен техническим прогрессом и преимуществом крупных предприятий над малым.
Путями создания монополии являются:
1. Правительство устанавливает монополию одной фирмы, закрыв другим фирмам вход на рынок.
2. Вследствие конкуренции на рынке - вытеснение слабых компаний, укрупнение сильных.
3. Путем соединения и поглощения нескольких относительно крупных компаний.
4. Создание монопольного объединения, например, картели.
5. Владение (или исключительное право пользования) предприятия на уникальные (ограниченные, редкие) природные ресурсы.[9]
Достичь доминирующего положения путем конкуренции довольно сложно, поскольку необходимо постоянно повышать эффективность производства для достижения преимущественного положения над конкурирующими предприятиями. Более эффективным средством является соглашение нескольких крупных компаний, что приводит к возможности быстрого влияния на рынок.
1.2. Основные характеристики и признаки монополии
К наиболее значимым характеристикам или признакам монопольной структуры рынка относятся следующие:
1. Действие на рынке одной фирмы производящей какой-то определенный продукт, то есть единственный производитель товаров или услуг. В условиях абсолютной монополии у предприятия нет прямой конкуренции, и есть возможность устанавливать цены и устанавливать объем производства товара.[10]
2. У предприятия или компании нет близких заменителей продукции или определенного товара. Товары и услуги, выпускаемый монополией, являются уникальными, то есть, нет предприятий, создающих аналогичный продукт, а так же, создающих близкие товары, способные заменить монопольный.[11]
3. Монопольная фирма действует на рыночную цену. Спрос на продукцию фирмы можно выразить кривой с отрицательным наклоном. Фирма выбирает цену, приносящую максимальный доход. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что фирма не может назначить сколь угодно высокую цену, так как ограничена финансовыми возможностями потребителя.
4. Для вступления в отрасль имеются сложно преодолимые барьеры: экономические, технические, юридические.[12]
Отношение к монополии в современной экономической теории не однозначно, существуют разные точки зрения о монополии. Положительные стороны монополизма. У монопольно крупных фирм имеется больше возможностей в силу получения высоких прибылей и высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов. Обладая властью и средствами, крупные фирмы играют большую роль в ускорении технического развития, так как у них есть возможность на исследование и разработки новейших технологий, обеспечивая выгоду, как себе, так и обществу. Продукция компаний-монополистов является качественной, что позволило им завоевать доминирующее положение на рынке. Большой масштаб производства позволяет снижать издержки и экономить ресурсы. Крупные монопольные объединения более устойчивы к экономическому кризису, тем самым сдерживают безработицу и спад производства.[13]
Противоположное мнение о монополии состоит в том, что монополия вредит экономике страны. Так как при монополии отсутствует конкурентная среда, что нарушает рыночное равновесие. Основой монополии является занятие главенствующего положения на рынке и устанавливают монопольно высокие цены. Для получения сверхприбыли, монополии зачастую не проводят улучшений в качестве товара или в организации его производства. Тем самым при установлении монопольных цен, они теряют экономический стимул к прогрессу, что создает процессы торможения. Это происходит в противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства.[14]
Благодаря доминирующему положению на рынке, компания имеет возможность устанавливать монопольную высокую цену и тем самым получать монопольную сверхприбыль. Продавец-монополист, в сравнении с конкурентной фирмой уменьшает объем производства и увеличивает цену, чем затрудняет доступ на рынок другим компаниям.[15] На рисунке 1 представлен объем выпуска продукции монополиста и его цена (Pm) в сравнении с конкурентной фирмой (Q1, P1). В итоге такая деятельность позволяет получить монопольно высокую прибыль.
Рисунок 1. Максимизация прибыли в монополии
Следовательно, монополия обладает монопольной властью и реализует свои товары по монопольно высоким ценам. Монопольная цена включает издержки производства и монопольную прибыль на рисунке 1 можно видеть что цена Pm складывается из цены Р1 и отрезка РмР1.
Конкуренция и монополия не могут существовать друг без друга, так и экономика страны в целом с трудом может существовать без монополии и конкуренции.[16] С одной стороны, если производство и продажа определенного продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, то это вызывает стремление их соперников получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.[17]