Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Широкие возможности оперативно-розыскной деятельности по вторжению в частную жизнь, другие охраняемые законом права и интересы физических и юридических лиц, ограниченность контроля и надзора в силу ее конспиративного характера вызывают необходимость обстоятельной правовой регламентации контроля и надзора за рассматриваемым видом правоохранительной деятельности.
Формы и методы (приемы) контроля и надзора определяются соответствующим законодательством и подзаконными (в том числе ведомственными) нормативными актами с учетом специфики органов, их осуществляющих.
Таким образом, контроль и надзор в оперативно-розыскной деятельности представляет собой основанный на законе и подзаконных нормативных актах комплекс организационных мер и проверочных действий, осуществляемых должностными лицами государственных контрольных и надзорных органов в пределах своих полномочий путем определения соответствия реализуемых оперативными аппаратами прав и обязанностей требованиям нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения законности, а также соблюдения прав и свобод личности в рассматриваемой сфере правоприменения.
Основной и повседневный контроль за оперативно-розыскной деятельностью возлагается на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и руководителей оперативных аппаратов, т. к. именно на них возлагается обязанность по организации оперативно-розыскной деятельности, и они несут ответственность за соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности.
Ведомственный контроль представляет собой деятельность руководителей правоохранительных ведомств, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, а также руководителей их оперативных аппаратов по организации и непосредственному осуществлению внутренних проверок соблюдения законности в деятельности подчиненных должностных лиц, непосредственно реализующих оперативно-розыскные меры, в целях эффективного решения стоящих перед ними задач, обеспечения прав и свобод граждан.
Ведомственный контроль, как правило, включает в свое содержание оценку эффективности планируемых и проведенных оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений, а также указания по совершенствованию организации и тактики оперативно-розыскной работы. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об ОРД» ведомственный контроль направлен на обеспечение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако наряду с проверкой законности в оперативно-розыскной деятельности оказание практической помощи должностным лицам оперативных аппаратов является другой главной задачей ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. В связи с этим редакцию названной правовой нормы следовало бы расширить путем включения в ее содержание оказание практической помощи нижестоящим оперативным аппаратам в целях повышения результативности решаемых ими задач.
Если лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, не согласно с принятым судом решением и полагает, что проводимыми мероприятиями ущемляются его права и законные интересы, оно имеет право на судебную защиту и может обратиться в суд в соответствии с установленной подсудностью.
Определение субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней. Этими субъектами являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов России.
Правовые позиции Конституционного Суда, существенно расширяют представление о конституционной основе ОРД и определяют общие принципы порядка изменения подсудности рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ, который пока законодательно не урегулирован. Эти правовые позиции, по нашему мнению, имеют не только существенное значение для корректировки правоприменительной практики и совершенствования законодательства, но и должны стать предметом глубокого научного осмысления.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собраниt законодательств Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Российская газета от 18 августа 1995 г. № 160.
Научная литература
Абрамочкин В.В. Использование результатов негласных ОРМ в уголовном судопроизводстве: позиция Конституционного Суда РФ // Уголовный процесс. 2011. № 1.
Актуальные проблемы соблюдения прав личности в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск, 30 июня 1 июля 2011 г. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2011.
Басков В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел. - М 1986.
Басков В.И. Прокурорский надзор Учебник. Издание 2е, исправленное и дополненное. - М., 1996.
Бахта А.С., Вагин О.А., Чечетин А.Е. Вопросы оперативно-розыскной деятельности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2012.
Гусев В.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории и практики: Препринт. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД России, 2011.
Елинский В.И. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам оперативно-розыскной деятельности //Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2009. № 6 (14).
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина М.: Норма, 2006.
Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сб. мат. Всерос. «круглого стола». Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. / Сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Северо-Запад, филиал Рос. академии правосудия, 2012.
Крюков В. Курс лекций по прокурорскому надзору в РФ. Учебник, пособие для юридических вузов и факультетов. Курск ГУ ИПП, 2000.
Правоохранительные органы РФ: Учебник под ред. В.П. Божьева, 5-е изд.., испр. и доп. - М.: Спарк, 2004.
Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под редакцией Г.П. Химичевой. –– М.: ЮНИИ – ДАНА Закон и право, 2001.
Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юрист, 2002.
Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кашенов. 6-е изд., испр. И доп., – М.: Былина, 2003.
Хорошильцев А.И. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебно-методический комплекс.– Курск, РОСИ, 2004.
Чечетин А.Е. Конституционный Суд Российской Федерации о праве на законный суд в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2011. №4 (29).
Чечетин А.Е. Некоторые проблемные вопросы обеспечения прав личности в деятельности по раскрытию преступлений // Вестник алтайской науки. 2009. №4(7).
Чечетин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Оперативник (сыщик). 2010. № 2 (23). С. 53-57.
Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия и права личности: Монография. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2006.
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой.. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. № 448-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.А. Каланчева на нарушение его конституционных прав положениями статей 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации/
Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2006 г. № 27-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д.К. Киштыкова на нарушение его конституционных прав статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
Приложение 1
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности"
ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
Статья 22. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
-
Басков В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел. - М 1986. ↑
-
Крюков В. Курс лекций по прокурорскому надзору в РФ. Учебник, пособие для юридических вузов и факультетов. Курск ГУ ИПП, 2000. ↑
-
Правоохранительные органы РФ: Учебник под ред. В.П. Божьева, 5-е изд.., испр. и доп. - М.: Спарк, 2004. ↑
-
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. М. : НОРМА, 1998. С. 505–508. ↑
-
Басков В.И. Прокурорский надзор Учебник. Издание 2е, исправленное и дополненное. - М., 1996. ↑
-
Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия и права личности: Монография. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2006. ↑
-
Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под редакцией Г.П. Химичевой. –– М.: ЮНИИ – ДАНА Закон и право, 2001. ↑
-
Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система : учеб. пособие. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. С. 348–369. ↑
-
Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система : учеб. пособие. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. С. 348–369. ↑
-
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для юридических вузов и факультетов. М. : НОРМА, 1998. С. 505–508. ↑
-
Демидов М.В. Парламентский контроль в Российской Федерации: современное состояние и проблемы реализации // Государство и право. 2009. № 4. С. 86. ↑
-
Чечетин А.Е. Некоторые проблемные вопросы обеспечения прав личности в деятельности по раскрытию преступлений // Вестник алтайской науки. 2009. №4(7). ↑
-
Актуальные проблемы соблюдения прав личности в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Хабаровск, 30 июня 1 июля 2011 г. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2011. ↑
-
Азаров В.А. Феномен судебного контроля: заметки на полях трех диссертаций // Уголовное судопроизводство. 2008. № 2. С. 34. ↑
-
Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сб. мат. Всерос. «круглого стола». Санкт-Петербург, 3 ноября 2011 г. / Сост. К.Б. Калиновский. СПб.: Северо-Запад, филиал Рос. академии правосудия, 2012. ↑
-
Гусев В.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории и практики: Препринт. Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД России, 2011. ↑
-
Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / Вступ. ст. В.Д. Зорькина М.: Норма, 2006. ↑
-
Абрамочкин В.В. Использование результатов негласных ОРМ в уголовном судопроизводстве: позиция Конституционного Суда РФ // Уголовный процесс. 2011. № 1. ↑
-
Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой.. // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. ↑
-
Елинский В.И. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам оперативно-розыскной деятельности //Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2009. № 6 (14). ↑
-
Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. № 448-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.А. Каланчева на нарушение его конституционных прав положениями статей 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно- розыскной деятельности» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации/ ↑
-
Определение Конституционного Суда РФ от 24 января 2006 г. № 27-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д.К. Киштыкова на нарушение его конституционных прав статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. ↑
-
Чечетин А.Е. Конституционный Суд Российской Федерации о праве на законный суд в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2011. №4 (29). ↑