Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое регулирование осуществляется на уровне:

1.Федеральных конституционных законов РФ.

2. Федеральных законов РФ.

3.Нормативных правовых актов РФ (актов Президента и Правитель­ства, и др.).

4.Ведомственных и межведомственных подзаконных актов.

Иначе говоря, правовая основа оперативно-розыскной деятельности двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.

В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (т.е. законодательное) — это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.

Что касается ведомственного нормотворчества в области оперативно-розыскной деятельности то, прежде всего, следует разобраться в том, что понимается под нормативным актом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такой акт есть юридический акт подзаконного административного нормотворчества (разновидность правового акта управ­ления), которым конкретизируются содержащиеся в законах нормы, призванные регламентировать общественные отношения в оперативно-розыскной деятельности.

Непосредственно указанные в статье 4 ФЗ «Об ОРД» нормативные правовые акты являются основными в регулировании общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности. Однако ими не исчерпывается все правовое регулирование данного вида государственной юридической деятель­ности. В статье 4 Закона изложен[4] открытый перечень ее нормативных правовых источников. Поэтому следует помнить, что возникающие в оперативно-розыскной деятельности общественные отношения регулируются правовыми нормами, содержащимися и в некоторых иных нормативных правовых актах

Использованный законодателем термин «правовая основа, оперативно-розыскной деятельности» не идентичен по содержанию все более распространяющемуся в нормотворчестве и праве термину «законодательство в области оперативно-розыскной деятельности». Последний может рассматриваться в разных смыслах слова.

Во-первых, законодательство в области оперативно-розыскной деятельности — совокупность федеральных законов России, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе зашиты человека и общества от преступных посягательств путем применения спе­циальных методов, сил и средств, а также совершения оперативно-розыскных действий.


Во-вторых, такое законодательство - постоянно формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Он включает совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных обществен­ных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения без­опасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств.

Используя юридическую силу того или иного нормативного правового акта в качестве основного критерия для систематизации, правовую основу оперативно-розыскной деятельности по структуре можно разделить на пять групп.

К первой группе относится Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы.

Вторую группу или базу правовой основы оперативно-розыскной деятельности составляют нормы самого ФЗ «Об ОРД».

В третью группу входят другие федеральные законы. Отметим, что законодатель в статье 4 ФЗ «Об ОРД» не привел точного (закрытого) перечня этих законов. Их перечень может и постоянно пополняется новыми законодательными актами. Дей­ствующие же законы, относящиеся к рассматриваемой группе нормативных правовых источников оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь, также можно систематизировать на несколько подгрупп:

Первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса Российской Федерации (вступил в действие с 1 января 1997 г.) и За­кона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. "О безопасности".

Вторая подгруппа включает законодательные акты, регулирующие общественные отношения, которые возникают в оперативно-розыскной деятельности и в связи с ней. В частности, в данную подгруппу включены: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Третья подгруппа включает законодательные акты, правовые нормы которых регулируют конкретные (отдельные) общественные отноше­ния, возникающие в оперативно-розыскной деятельности или в связи с ней. К их числу относятся: Таможенный кодекс Российской федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон Российской Феде­рации «О Государственной границе Российской Федера­ции», Закон Российской Федерации «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О связи», Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений», Закон РФ «О милиции» и др.


Особый вид подгруппы состоит из законодательных актов, закрепляющих компетенцию государственных органов на осуществление оперативно-розыскной деятельности и отчасти дублирующих предписания, из­ложенные в статьях 13—15 ФЗ об ОРД.

К четвертой группе актов относятся иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Ими являются:

акты Президента Российской Федерации;

акты представительного и законодательного органа Российской Феде­рации (парламента);

акты Правительства Российской Федерации;

Пятую группу составляют нормативные акты ведомств, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность или ее контролирующих.

Как уже отмечалось, предписаниями нормативных актов, составляющих правовую основу оперативно-розыскной деятельности, не охватывается все правовое регулирование общественных отношений в данной деятельности. Круг ее правовых источников гораздо шире, чем об этом указано в статье 4 ФЗ «Об ОРД». Раскрывая такие дополнительные правовые источники целесо­образно представить их в определенной системе.

Нормативные правовые акты, совокупность которых составляет круг всех источников правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности, можно систематизировать на три группы.

Во-первых, это нормативные правовые акты, составляющие правовую основу оперативно-розыскной деятельности.

Во-вторых, самостоятельную группу нормативных источников состав­ляют законодательные акты России, хотя и не содержащие правовых инсти­тутов (норм) или отдельных правил, непосредственно предназначенных регу­лировать специфические оперативно-розыскные отношения, однако в силу универсального характера изложенных в них предписаний, в обязательном порядке реализуемые в оперативно-розыскной деятельности.

В-третьих, к таким источникам относятся некоторые акты международ­но-правового характера. Основанием отнесения такого рода документов к указанным источникам служат предписания части 4 статьи 15 Конституции: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

Кроме названных трех групп нормативных правовых актов, нельзя не упомянуть о том, что отдельными государственными органами принимаются специальные документы, которые предназначены разъяснять предписания законодательных и иных актов в области оперативно-розыскной деятель­ности.


2.2. Правовое регулирование общественных отношений со­временной оперативно-розыскной деятельности

В теории права под правовым регулирова­нием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам, которые возникают в рам­ках таких отношений. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности носит функциональный характер. Причем в этой работе посредством правовых норм регулируются отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов лич­ности, общества и государства.

Таким образом, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности — это нормативно-властное воздействие государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной дея­тельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания.

Перечислим группы правовых отношений, возникающих, длящихся и прекращающихся в оперативно-розыскной работе.

Первая группа правоотношений носит материально-правовой характер. Прежде всего, это уголовно - и административно-правовые от­ношения.

Вторая группа отношений — правоотношения процессуального свойства. Они регулируются в основном нормами уголовно - и админи­стративно-процессуального права.

Более проблематично обстоит дело с так называемыми уголовно-розыскными правоотношениями. Полагаем, что они не только теоре­тически допустимы, но и достаточно реальны. Оперативно-розыскная работа как разновидность государственной юридической деятельности прежде всего предназначена для решения задач предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений. В ней, как и в других видах государственной деятельности (например, уголовно-правовой и уголовно-процессуальной), должно сохраняться общее положение: при осуществлении правоохранитель­ными органами и их должностными лицами правомочий в оперативно-розыскной деятельности правоотношения преобразуются в сугубо специфические — оперативно-розыскные (уголовно-розыскные). Органы, обеспечивающие безопасность России, и их представители, реализующие нормы уголовно-розыскного права, являются субъектами (участниками) оперативно-ро­зыскных отношений. Кроме того, иные лица (конфиденты и специалисты, с одной стороны, проверяемые и разыскиваемые — с другой), участвующие в производстве по делу оперативного учета и наделенные определенными правами и обязанностями, точно так же выступают субъектами (участниками) уголовно-розыскных отношений.


Задачи же оперативно-розыскной деятельности с точки зрения уголовно-правовой заключаются не в изобличении и наказании лиц, совершив­ших общественно опасное деяние, а состоят в:

предупреждении и выявлении специфическими методами и сред­ствами событий преступлений;

розыске лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести;

оказании действенной помощи органам дознания и следствия в пресечении и расследовании преступлений, используя присущие опера­тивно-розыскной деятельности специфические методы и средства.

В оперативно-розыскной деятельности существу­ет весьма крупная группа общественных отношений, не урегулированных в настоящее время в должной мере никакой "традиционной" отраслью права. Это отношения, которые складываются, протекают, развиваются и прекращаются в ходе работы уполномоченных на то законом субъектов по заведению, производству и разрешению дел опе­ративного учета, ведущихся в связи с совершением преступления или в связи с реальной возможностью его совершения. Такие отношения принято называть уголовно-розыскными.

Уголовно-розыскное правоотношение — это возникающая на основе норм формирующегося уголовно-розыскного права связь между субъектами (участниками) оперативно-розыскной деятельности по поводу соверше­ния преступления или достаточной вероятности его совершения, характеризуемая наличием единства их юридических прав и обязанностей и гарантируемая принудительной силой государства.

Немаловаж­ное значение для правильного понимания предназначения и содержа­ния оперативно-розыскной деятельности имеет уяснение вопроса имен­но о пределах ее правового регулирования. От его решения во многом зависит действенность оперативно-розыскной работы и, следователь­но, реальность мер по предупреждению и пресечению преступлений, совершаемых отдельными лицами, а также гарантированность защи­ты прав и свобод гражданина, попавшего в поле зрения российских правоохранительных органов. Пределы общего правового регулирования обусловлены определенными факторами границы властного государственного вме­шательства в общественные отношения при помощи норм права.

Пределы правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности - это обусловленные объективными и субъективными фактора­ми границы государственно-властного вмешательства в общественные отношения, возникающие в связи с наличием достаточной степени веро­ятности совершения преступления или с его совершением и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением посредством применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий по правилам норм уголовно-розыскного и некоторых иных отраслей российского права.