Файл: Роль организационной структуры управления предприятия в рыночных условиях.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль организационной структуры управления предприятия в рыночных условиях
1.1. Понятие, сущность, виды и функции организационных структур управления предприятием
1.2. Особенности российского рынка транспортно-экспедиторских услуг
1.3. Особенности структур управления российских предприятий
2.1. Информационная основа исследования организационной структуры управления предприятием
2.3. Методы исследования организационной структуры управления предприятием
Глава 3. Анализ организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.1. Краткая характеристика ООО «Транспортные услуги»
3.2. Оценка организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
По данным табл. 4, можно сделать выводы о деятельности ООО «Транспортные услуги» за анализируемый период.
В 2014 г. на предприятии значительно увеличился объем реализованных услуг – на 39,33 % по сравнению с 2013 г., что обусловлено привлечением крупного заказчика. Однако, в 2015 г. эта тенденция развития не получила продолжения и объем реализации услуг сократился на 16,93 %. В то же время на протяжении всех анализируемых лет росла численность персонала: в 2014 г. она увеличилась на 14 чел., или в два раза, а в 2015 г. – еще на 39,29 %. Численность рабочих также возрастала: на 157,14 % в 2014 г. и на 44,44 % - в 2015 г.
В то же время рост выработки работающих отмечался только в 2014 г., когда она увеличилась относительно 2013 г. на 19,67 %. В 2015 г. выработка работающего сократилась на 40,37 %. Если же рассматривать изменения выработки рабочих, то на протяжении всех анализируемых лет они негативные: в 2014 г. выработка рабочего сократилась на 6,93 %, а в 2015 г. – на 42,50 %.
Фонд заработной платы увеличивается в течение всех трех анализируемых лет – на 336,68 % в 2014 г. и на 117,76 % в 2015 г. Это обусловлено как ростом численности персонала, так и среднегодовой заработной платы. Отметим, что при снижении выработки, заработная плата работников предприятия растет, то есть требование расширенного воспроизводства не соблюдается.
Анализируя изменения себестоимости услуг, отметим, что в 2014 г. ее темпы опережали темпы роста объема реализации услуг, что негативно отразилось на темпах роста прибыли от реализации услуг: при росте выручки в 2014 г. относительно 2013 г. на 139,33 %, прибыль от реализации услуг выросла только на 88,50 %. В 2015 г. выручка от реализации услуг снизилась относительно 2014 г. на 16,93 %, а полная себестоимость услуг – только на 8,63 %. В результате прибыль от реализации услуг в 2015 г. значительно ниже показателя 2014 г. – на 71,92 %.
Рентабельность услуг снижается на протяжении всех трех анализируемых лет – в 2015 г. она составила 5,1 %, что на 17,5 п.п. ниже показателя 2013 г. и на 11,8 п.п. - показателя 2014 г.
Таким образом, деятельность ООО «Транспортные услуги» в 2014 г. была прибыльной. По сравнению с 2013 г. почти вдвое увеличились объем реализации и себестоимость работ. А вследствие более высоких темпов роста объема реализации по сравнению с себестоимостью увеличилась прибыль от основной деятельности за этот период на 189,4%. В 2015 г. фирма сдала позиции, общий объем реализации снизился на 16%, сократилась численность персонала на 1 человека, уменьшился фонд оплаты труда. Большинство показателей 2015 г. имеют негативную тенденцию.
3.2. Оценка организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
Организационная структура управления ООО «Транспортные услуги» представлена на рисунке 5.
Организационная структура - линейно-функциональная. К линейным
руководителям ООО «Транспортные услуги» относятся: главный бухгалтер, главный диспетчер, начальник автоколонны. К функциональным подразделениям предприятия относятся: бухгалтерия, диспетчерская служба, ремонтные мастерские, гараж.
Директор
Начальник автоколонны
Главный диспетчер
Главный бухгалтер
Водители
Мастера по ремонту
Диспетчеры
Бухгалтеры
Рис. 5. Организационная структура управления ООО «Транспортные услуги»[2]
ООО «Транспортные услуги»
Основное производство
Вспомогательное производство
Обслуживающее хозяйство
Гараж
Диспетчерская служба
Мастерская по ремонту
Склад
Рис. 6. Производственная структура управления ООО «Транспортные услуги» [3]
Производственная структура ООО «Транспортные услуги» складывается из основных, вспомогательных и обслуживающих участков. К основным участкам относятся: автоколонна, диспетчерская служба. К вспомогательному производству относится участок ремонта. К обслуживающему хозяйству относятся: склады запасных частей, материалов, инструмента и топлива. Организацией поставок топлива, горюче-смазочных материалов, запасных частей к автомобилям занимается главный инженер ООО «Транспортные услуги». Технический потенциал фирмы включает в себя технические средства, автомобили, здания и сооружения, вспомогательное оборудование и т. п.
В таблице 5 представлен перечень руководителей ООО «Транспортные услуги», а также их задачи и функции.
Таблица 5
Должностные обязанности руководителей ООО «Транспортные услуги» [4]
Должность |
Задачи, функции, ответственность |
Директор |
Осуществляет общее руководство, контроль за расходованием финансов, разработку стратегии развития предприятия |
Начальник автоколонны |
Руководство техническим обеспечением деятельности предприятия, организацией основной деятельности. Организация поиска поставщиков запасных частей, ГСМ. Организация работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. |
Главный |
Контроль исполнения финансовой дисциплины, разработка ценовой |
Главный диспетчер |
Организация работы по оказанию транспортных услуг. Расстановка |
Все руководители обладают соответствующим профессиональным образованием опытом работы в данной области. При наборе водителей и вспомогательного персонала предпочтение отдается также, имеющие опыт работы в соответствующей сфере деятельности.
Используя методику, изложенную в п. 2.3 работы, проведем анализ эффективности организационной структуры ООО «Транспортные услуги.
Этап 1. Анализ организационно-регламентирующего обеспечения
системы менеджмента ООО «Транспортные услуги».
Основными структурообразующими документами, обеспечивающими
деятельность ООО «Транспортные услуги» являются устав, договор, штатное
расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях.
Положение об организационной структуре в ООО «Транспортные услуги»
отсутствует, что не позволяет выстроить эффективную систему контроля за
деятельностью аппарата управления на предприятии и создает значительные трудности при обнаружении недостатков организационной структуры управления.
Этап 2. Анализ целостности объекта управления.
Долгосрочной целью ООО «Транспортные услуги» является лидерство на рынке грузоперевозок Московской области. Краткосрочной целью
ООО «Транспортные услуги» является повышение доходности предприятия.
Миссия предприятия - предоставление качественных услуг в сфере
грузоперевозок, предоставление услуг спецтехники и ремонта техники.
В таблице 5 представлена матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений ООО «Транспортные услуги» среди главных видов деятельности.
Таблица 5
Матрица взаимосвязи и взаимообусловленности структурных
подразделений ООО «Транспортные услуги»
Должностное лицо, структурное подразделение |
Направление деятельности |
|||
Автоперевозка |
Отправка |
Страхование и отслеживание грузов |
Ремонт техники |
|
Генеральный директор |
+ |
- |
- |
+ |
Бухгалтерия |
+ |
- |
- |
+ |
Диспетчерская служба |
+ |
- |
- |
- |
Начальник автоколонны |
+ |
- |
- |
+ |
Ремонтные мастерские |
+ |
- |
- |
+ |
Гараж |
+ |
- |
- |
+ |
Взаимообусловленность деятельности структурных подразделений и основных видов деятельности предприятия обосновывается прямой зависимостью результатов деятельности одного подразделения от результатов деятельности другого подразделения.
Таким образом. ООО «Транспортные услуги» является целостным объектом управления. Направления деятельности данного предприятия не только не являются взаимоисключающими, а являются соответствующими и даже неразрывными друг с другом. Любое направление реализует несколько
линейных подразделений организации, поэтому связь между ними взаимообусловленная. Они также взаимосвязаны с функциональными подразделениями организации.
Этап 3. Анализ внешней эффективности организации (анализ
степени использования организацией внешних возможностей).
В таблице 7 представлены возможности и угрозы деятельности ООО
«Транспортные услуги» на рынке грузоперевозок.
Таблица 7
Возможности и угрозы внешней среды ООО «Транспортные услуги»
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Производство |
Высокий производственный Возможность расширения автопарка. Высокий уровень качества услуг. Эффективная система контроля Возможность автоперевозок различных грузов, в том числе негабаритных, контейнеров |
Изношенный парк автотехники. Отсутствие возможностей доставки сборных грузов. Недостаточная мощность ремонтной базы. Невосприимчивость к разработке новых услуг, расширению клиентской базы. |
Кадры |
Высококвалифицированный персонал |
Нехватка узкопрофильных специалистов-механиков |
Маркетинг |
Сложившийся круг постоянных клиентов |
Отсутствие мероприятий по Высокие цены – потеря клиентов |
Организация |
Большой стаж работы руководителей |
Текучесть водителей. |
Финансы |
Достаточно средств для текущих |
Отсутствие финансовой прочности, снижение платежеспособности |
Курс на поддержку российской экономики обнаруживает потенциал
для роста деятельности ООО «Транспортные услуги», поскольку с развитием
регионального бизнеса повышается спрос на услуги грузоперевозчиков. ООО
«Транспортные услуги» также обладает возможностями открытия новых
сегментов рынка, например, реконструировать ремонтную базу и развить
такое направление деятельности, как ремонт тяжелой техники. Высокая текучесть среди водителей, а так же недостаточное количество узкопрофильных специалистов-механиков тормозит развитие организации. Это сказывается на отсутствии или даже снижении спроса на услуги компании, отсутствии нововведений в области маркетинга, разработок новых видов услуг.
Существующая организационная структура ООО «Транспортные услуги» содержит актуальные направления основной деятельности, однако, слабо соответствует тенденциям развития бизнеса на перспективу в связи с недостаточностью ее гибкости. В отношении слабости горизонтальных
связей эта структура не может оперативно прореагировать на структурные изменения спроса, содействовать разработке новых видов услуг, раскрытию новых сегментов рынка, введению новых технологий. Отсюда появляются причины рассогласования результата и назначенных целей: одни подразделения (ремонтная служба) не достигли цели, результат работы других оказался выше ожидаемого (диспетчерская служба).
Этап 4. Анализ внутренней эффективности организации (анализ
степени использования организацией ее внутренних возможностей,
характеризующих потенциал организации). На основе методики, изложенной в п. 2.2 и 2.3 работы, оценим эффективность организации управленческих процессов. Для их оценки используем экспертный метод. Оценка проводилась по 10-балльной системе.
Таблица 8
Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов ООО «Транспортные услуги»[5]
Частные показатели эффективности |
Главный |
Начальник автоколонны |
Главный бухгалтер |
Директор |
Средняя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Длительность |
10 |
9 |
9 |
9 |
9,3 |
Непрерывность |
8 |
8 |
7 |
7 |
7,5 |
Ритмичность управления |
9 |
8 |
8 |
7 |
8,0 |
Оперативность |
8 |
7 |
7 |
6 |
7,0 |
Экономичность системы управления |
7 |
7 |
5 |
6 |
6,3 |
Уровень исполнительности |
7 |
8 |
7 |
8 |
7,5 |
Уровень качества |
7 |
8 |
8 |
7 |
7,8 |
Уровень использования |
9 |
8 |
8 |
8 |
8,3 |