Файл: Роль организационной структуры управления предприятия в рыночных условиях.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль организационной структуры управления предприятия в рыночных условиях
1.1. Понятие, сущность, виды и функции организационных структур управления предприятием
1.2. Особенности российского рынка транспортно-экспедиторских услуг
1.3. Особенности структур управления российских предприятий
2.1. Информационная основа исследования организационной структуры управления предприятием
2.3. Методы исследования организационной структуры управления предприятием
Глава 3. Анализ организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.1. Краткая характеристика ООО «Транспортные услуги»
3.2. Оценка организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
Вследствие полученных средних оценок показателей организации
управленческих процессов в ООО «Транспортные услуги» рассчитаем коэффициент эффективности механизма управления Кму по формуле (1) и представим в таблице 9.
Таким образом, коэффициент эффективности механизма управления для ООО «Транспортные услуги» равен 7,56. Данное значение попадает в интервал 6-8. что означает, что организационная структура предприятия обеспечивает эффективность целесообразных взаимоотношений между элементами структуры, однако ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок (например, низок уровень качества управленческих решений), а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия.
Таблица 9
Расчет коэффициента эффективности механизма управления
Показатель |
Коэффициент |
Оценка в |
Кмуi |
1 |
2 |
3 |
4 |
Длительность управленческого цикла |
0,10 |
9,3 |
0,93 |
Непрерывность управленческого цикла |
0,10 |
7,5 |
0,75 |
Ритмичность управления |
0,10 |
8,0 |
0,80 |
Оперативность принимаемых решении |
0,13 |
7,0 |
0,91 |
Экономичность системы управления |
0,21 |
6,3 |
1,32 |
Уровень исполнительности аппарата |
0,13 |
7,5 |
0,98 |
Уровень качества подготовки |
0,07 |
7,8 |
0,55 |
Уровень использования рабочего времени |
0,16 |
8,3 |
1,33 |
Итого |
1,00 |
- |
7,56 |
Этап 5. Анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре.
На рисунке 7 приведена схема взаимосвязи линейных и функциональных подразделений организации, сплошными стрелками обозначены бизнес-процессы по движению услуг, пунктирными стрелками - движение информации.
Мы видим, что все производственные подразделения взаимосвязаны с
функциональным подразделением - бухгалтерией. Эта взаимосвязь реализуется через информационные потоки.
Рис. 7. Структура линейных и функциональных взаимосвязей
в ООО «Транспортные услуги»
Таким образом, производственная структура ООО «Транспортные услуги» соответствует функциональной структуре. Взаимосвязи между ними выражаются в движении информации между ними.
3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Транспортные услуги»
Проведенный анализ показал, что управленческая структура ООО
«Транспортные услуги» характеризуется чрезмерной централизацией управленческих функций (основная часть всех управленческих решений возлагается на генерального директора), слишком узкими задачами для подразделений, их слабой мотивацией. В результате структурные подразделения испытывают недостаток в информации, необходимой для эффективного функционирования в рамках единого целого: не обеспечены компетентной поддержкой линейных и функциональных руководителей (вследствие недостаточных полномочий последних): отсутствует обратная связь между подразделениями. Следствием этого является перегрузка высшего руководства компании, приоритет частных целей над общими и снижение эффективности деятельности организации в целом. В таблице 10 представлены основные «разрывы» в организационной структуре ООО «Транспортные услуги» и предлагаемые пути их решения.
Основные «разрывы» в организационной структуре ООО «Транспортные услуги» и пути их устранения
«Разрыв» |
Возможные позитивные моменты |
Возможные негативные моменты |
Организационные пути решения проблемы |
Большое число связей, замкнутых непосредственно на директора |
Различные задачи на переходных этапах требовали принятия решений только на уровне первого лица |
Перегрузка директора Нет времени заниматься стратегией |
Ввести должность Исполнительного директора; оставить за Генеральным директором стратегические и финансовые функции, подчинив остальные подразделения Исполнительному директору. |
«Доступность» первого лица |
В случае расстановки приоритетов, невозможность у остальных посоветоваться с непосредственным начальником |
Закрепить ситуацию в следующих локальных нормативных актах: «Положение о статусе Генерального директора»; «Положение об Исполнительном директоре»; «Положение об оргструктуре» и штатном расписании. |
|
Диапазоны ответственности четко не определены и вследствие этого частично пересекаются, а некоторые функции не выполняются. |
Такое положение возможно и будет адекватно в случае разграничения иерархического, функционального и проектного подчинения. Возможна оперативная взаимозаменяе-мость |
Исполнитель может не понимать, чьи решения необходимо исполнять. Уход от ответственности за принятые решения. Часть руководителей перегружена и наоборот. Несвоевременность решения вопросов |
Провести работу по фиксации диапазонов ответственности. |
Предлагаемая организационная структура предприятия представлена на рис. 8.
Генеральный директор
Начальник автоколонны
Главный диспетчер
Главный бухгалтер
Водители
Мастера по ремонту
Диспетчеры
Бухгалтеры
Исполнительный директор
Рис. 8. Предлагаемая организационная структура управления
ООО «Транспортные услуги»
Таким образом, в целях совершенствования организационной структуры ООО «Транспортные услуги» рекомендовано:
1) для того, чтобы снять нагрузку с директора и обеспечить ему возможности заниматься стратегическими вопросами, рекомендовано ввести должность Исполнительного директора. За Генеральным директором оставить стратегические и финансовые функции, подчинив остальные подразделения Исполнительному директору;
2) для того, чтобы исключить возможность ухода от ответственности за принятые решения, обеспечить своевременность принятий решений и их реализацию, провести работу по фиксации диапазонов ответственности (закрепить их в должностных инструкциях работников).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационную структуру следует рассматривать как один из формирующихся элементов системы управления, находящейся в развитии и постоянно нуждающейся в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям, рыночной ситуации, обновленным бизнес-стратегиям и перспективам производственно-рыночной деятельности.
Организационные структуры управления претерпели значительную эволюцию. Первые организационные структуры управления относятся к типу бюрократических, им свойственна жесткая иерархия подчинения. Постепенное их развитие привело к появлению органистических структур управления, в которых происходит отмирание большей части контрольно-распорядительных функций менеджеров. Вместо них появляются функции, связанные с лидерством, командной работой.
В настоящее время в России стоит важнейшая задача обеспечения развития производства. Одним из факторов успешности ее решения является совершенствование управления предприятием, реорганизация структур управления в соответствии с требованиями современного рынка.
Актуальность оценки структур управления обусловлена тем, что в настоящее время многие отечественные предприятия сталкиваются проблемой их низкой эффективности. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием направлена на выявление ее способности обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах.
Информационной основой исследования организационных структур управления являются нормативные, организационные, распорядительные, справочно-информационные документы.
В целях оценки эффективности организационной структуры предприятия может быть использована методика, предложенная Н.Н. Федоровой, и включающая пять этапов: 1) анализ организационно-регламентирующего обеспечения системы менеджмента; 2) анализ целостности объекта управления; 3) анализ внешней эффективности организации; 4) анализ внутренней эффективности организации; 5) анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре.
В практической части работы проведен анализ структуры управления ООО «Транспортные услуги» (г. Москва). Организационная структура предприятия построена по линейно-функциональному принципу.
Проведенный анализ показал, что управленческая структура ООО
«Транспортные услуги» характеризуется чрезмерной централизацией управленческих функций (основная часть всех управленческих решений возлагается на генерального директора), слишком узкими задачами для подразделений, их слабой мотивацией. В результате структурные подразделения испытывают недостаток в информации, необходимой для эффективного функционирования в рамках единого целого: не обеспечены компетентной поддержкой линейных и функциональных руководителей (вследствие недостаточных полномочий последних): отсутствует обратная связь между подразделениями. Следствием этого является перегрузка высшего руководства компании, приоритет частных целей над общими и снижение эффективности деятельности организации в целом.
В целях совершенствования организационной структуры ООО «Транспортные услуги» рекомендовано:
1) для того, чтобы снять нагрузку с директора и обеспечить ему возможности заниматься стратегическими вопросами, рекомендовано ввести должность Исполнительного директора. За Генеральным директором оставить стратегические и финансовые функции, подчинив остальные подразделения Исполнительному директору;
2) для того, чтобы исключить возможность ухода от ответственности за принятые решения, обеспечить своевременность принятий решений и их реализацию, провести работу по фиксации диапазонов ответственности (закрепить их в должностных инструкциях работников).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая [Текст] : текст с изм. и доп. - М. : Эксмо, 2016. - 510 с.
- Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. - 288 c. ISBN 978-5-9558-0056-1.
- Вердиева, Ю.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 080503.65 «Антикризисное управление» / Ю.Н.Вердиева; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - Владивосток: ДВФУ, 2013. - 311 с. ISBN 978-5-7444-2727-6.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2013. – 320 с. ISBN 978-5-4820-1438-1.
- В условиях санкций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.transportrussia.ru. (дата обращения 18.07.2016).
- Влияние экономики на объем экспортно-импортных потоков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fcr-co.ru.
- Горфинкель, В.Я. Современный менеджмент [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Я. Горфинкель. - М. : ИНФРА-М, 2013. ISBN 978-5-9558-0160-5.
- Доклад МЭР: промышленность падает, но всё будет хорошо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/doklad-mer-promyshlennost-padaet-no-vse-budet-horosho. (дата обращения 18.07.2016).
- Драчева, Е. Л. Менеджмент [Текст] : учеб. для сред. проф. образования по спец. экономики и упр. / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. ISBN 978-5-7695-7362-0.
- Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2014. – 452 с. ISNB 978-5-2222-1777-1.
- Комаров С.В. Смена парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся, самоорганизующиеся системы // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2013. — № 20 (48). — С. 82–97.
- Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c. ISBN 978-5-9692-1072-1.
- Коротков Э.М. Менеджмент: учебник. — М.: Юрайт, 2014. — 640 с. ISBN 978-5-1600-3828-5.
- Лафта, Дж.К. Эффективность менеджмента организации [Текст] : учеб. пособие для вузов / Дж.К.Лафта. - М. : Русская Деловая Литература, 2014. ISBN 5-89247-025-3.
- Мазур, И.И. Реструктуризация предприятий и компаний [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.И.Мазур, В.Д.Шапиро. - М. : Экономика, 2014. ISBN 966-8644-37-9.
- Манько А.А. Система принципов модернизации организационных структур управления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 4. С. 108-112.
- Матвеева Т.Ю. Факторы, влияющие на организационную структуру // Наука - промышленности и сервису. 2014. № 6-2. С. 44-48.
- Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - 240 c. ISBN 978-5-16-004659-4.
- Симонова Л. Рынок транспортно-логистических услуг: тенденции и перспективы // Логистика в России: кооперация и технологии развития. ТПП, г. Москва, 17 апреля 2014 г.
- Смирнов, С.В. Организационное поведение [Текст] : учеб. : учеб. пособие для вузов по направл. «Экономика» и экон. спец. / С.В.Смирнов, Е.П.Мурашова. - М. : МГИУ, 2013. ISBN 978-5-94723-872-3.
- Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: Учебное пособие. - М.: ТК Велби. 2013. ISBN 5-7762-0055-5.
- Статистика регистрации юридических лиц: новые тенденции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.credinform.ru/ru-RU/herald/details/cee3ab73736a. (дата обращения 18.07.2016).