Файл: «Нотариат в РФ» (Социальные функции нотариат).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, объективная оценка функций нотариата невозможна без анализа целей и задач, стоящих перед ним, а также принципов – основных начал нотариальной деятельности. Именно эти компоненты являются пусковым механизм функционирования нотариата, определяют содержание и основные направления нотариальной деятельности.

1.2 История развития функций нотариата

История нотариата исчисляется веками. Нотариат реализует защиту прав и законных интересов сторон через присущие ему функции. Анализируя развитие нотариата в различные исторические периоды, выявим условия и факторы, воздействующие на модернизацию, расширение нотариальных функций, влияние этих функций на положение нотариуса. Для этого необходимо выделить критерии, позволяющие проследить развитие нотариата в различные исторические эпохи: пространственно-временная локализация; функции, выполняемые нотариусом; взаимоотношения нотариата с иными институтами власти; статус нотариуса; требования, предъявляемые к лицам, желающим заниматься нотариальной деятельностью; имущественное положение нотариуса; символы нотариальной деятельности.

История возникновения первых форм нотариата берет свое начало в древнееврейском государстве (в сер. II-тысячелетия до н.э.), и связана с освоением письменности, заимствованной у древних египтян, послужившей основой судопроизводства и ведения государственных дел. Первоначальной функцией нотариата являлась функция писца, носившая социально-попечительский характер – писцы оказывали помощь неграмотным либо «несведущим» в законодательстве лицам, осуществляли заверение различных актов, в том числе, дарения, отсрочки платежей[6].

Современный нотариат зародился еще в Древнем Риме (150–100 гг.). Все писцы делились на две категории: писцы, состоявшие на службе у государства, занимающиеся оформлением распоряжений магистратов и судебных формул, составляющие различные сделки, публичные документы и писцы, состоявшие на службе у частных лиц, выполняющие свои функции по желанию хозяина, при этом, писцами второй категории могли стать как вольноотпущенные, так и рабы. Писцы, состоявшие на службе у государства, относились к почетному сословию, имели жалование, выполняли свои обязанности при городских магистратурах. Единственным требованием, предъявляемым к лицам, желающим стать писцами, являлась грамотность[7].


В период Римской Империи (527–565 гг. н.э.) появилась еще одна категория лиц, не состоявших ни на какой службе, занимающихся оформлением различных правовых документов, именующихся табеллионами.

Переход нотариата в государственную должность произошел в первой половине ХI века. Каждый, изъявивший желание заниматься нотариальной деятельностью, должен был получить номинацию от верховной власти. В авторизации участвовал и глава церкви – папа. Король Лотарь I сообщал об авторизации или передавал право назначения нотариуса высшим сановникам церкви и государства. Согласно средневековому мировоззрению светскую власть рождает духовная власть. Например, «по теории двух мечей папа передает императору светский меч, врученный ему первоначально от Бога, и в то же время сохраняет за собой в известных отношениях правомочия, переданные последнему. Отсюда и право назначения нотариусов не для духовных только дел, но и для светских принадлежит и папе»[8].

Таким образом, система организации нотариальной деятельности, при которой нотариусы, оставаясь лицами свободной профессии, осуществляли свои функции как представители государства, получила название латинского нотариата. В XV–XVI вв. нотариусы стали подконтрольны государству2.

Российское нотариальное законодательство восходит к римскому праву, будучи во многом заимствованным из Западной Европы. Н.П. Ляпидевский выделял следующие этапы развития нотариата в России:

  • ранний период (Х – конец ХV вв.) – протонотариат;
  • период, характеризующийся правовым закреплением письменной формы сделки (конец ХVI века – середина ХIХ в.);
  • третий период – судебная реформой Александра II, организация нотариата была законодательно закреплена, приняты акты по его правовому регулированию; – советский нотариат, огосударствление нотариальных функций;
  • принятие «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (1993 г.), параллельное существование двух форм нотариальной деятельности – государственных нотариусов и частнопрактикующих нотариусов.

В конце Х века с момента принятия христианства на Руси был создан аналогичный церковному нотариату институт – нотариат, под церковную юрисдикцию которого отошли практически все категории семейных и наследственных дел, для производства которых при епископах, как свидетельствуют уставы Владимира, Ярослава и других князей, находились особые лица – владычные тысяцкие и наместники.


При епископе состояли священники и дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы – занимающиеся хранением книг, грамот и делопроизводства. Так произошло зарождение нотариального производства, непосредственно связанного с церковными уставами. Сохранились свидетельства, повествующие о хранение договоров и иных документов в православных храмах, такими свидетельствами выступают памятники русского права – Новгородская и Псковская судные грамоты[9].

Прообразом нотариата в России явилось появление в ХVI веке площадных подьячих. В ранний период местом совершения юридических актов (крепостей-купчих, челобитных и т.д.) являлась площадь. В Москве на Кремлевской площади располагалась главная контора площадных подьячих, где в ХVII веке они в палатке совершали крепости и письменные акты: это называлось «кормиться пером». В Москве в конце ХVII века было 24 писца, зависели они от Оружейной палаты. Акты писались от имени лица их совершавшего, начинались со слов «Се аз такой-то». В конце акта должен был быть указан его составитель, а также свидетели, присутствовавшие при его совершении. Таким образом, в ранний период существовали так называемые площадные подьячие – корпорация профессиональных писцов, совершающих различные сделки на городских площадях за определенную плату, находящиеся под контролем государств.

Основные нотариальные действия – письменные акты. Широкое распространение получила процедура по оформлению сделок. Этому содействовала возрастающая потребность в письменных актах, когда значительно увеличилось число сделок, которые требовалось совершать письменно. В первый раз такая необходимость появилась после издания царского указа 7 июня 1635 года, «в силу которого все договоры займа, поклажи и ссуды также должны были непременно совершаться письменно и даже под страхом их полной недействительности».

Основным требованием, предъявляемым к лицу, изъявившему желание заниматься данной деятельностью, была грамотность. Площадные подьячие не получали жалованья от государства. За совершение актов они получали плату – «писчее», «магарыч». Крепости записывались в книги приказа, за совершение крепостей бралась пошлина. Печати была придана удостоверительная роль.

Важный этап развития российского нотариата связан с Соборным Уложением 1649 года. По Уложению организовывалась последовательность нотариальных действий: сделки совершались только через площадных подьячих, регистрировались в поместном приказе, записывались в книги приказа; бралась пошлина; предъявлялись в печатный приказ, где на них ставилась государственная печать[10]. Улучшение порядка совершения актов продолжалось до 1761 года. Таким образом, в данный период полномочия нотариуса осуществляли крепостные надсмотрщики, секретари, писцы, «публичные нотариуса» и маклеры. Происходило распределение функций между органами, совершающими сделки и органами, регистрирующими их.


Вклад в перестройку нотариата внесли реформы Александра II, особенно судебная реформа 1864 года. В апреле 1866 года было принято Временное положение о нотариальной части, содержащееся в судебных уставах. Положение содержало статьи, регламентирующие устройство нотариальной части: упразднялись прежние учреждения, нотариусы или лица, заменяющие их, совершали и свидетельствовали различного рода акты. Учреждались нотариальные конторы, ставшие прообразом становления профессионального нотариата в России. Однако Положение имело ряд недостатков, однозначно не был определен правовой статус нотариусов. Нотариусы считались государственными служащими, однако не имели чинов, не получали пенсии. В то же время они являлись свободными профессионалами, взимающими плату за свои услуги.

Образовалось четыре группы органов и лиц, имеющих право на совершение нотариальных действий: публичные (городовые) нотариусы; биржевые и карабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры; магистры, ратуши, таможенные чиновники, думы, приставы, торговые суды. Все лица, исполняющие обязанности нотариуса, должны осуществлять функции: установить самоличность, правоспособность, дееспособность лиц, убедиться в том, что договор является подлинным, установить соответствие содержания договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину (иной сбор), совершать на подлиннике договора надпись о времени засвидетельствования и номере по книге. Нотариусы осуществляли свои полномочия при судебных органах и под их жестким контролем. Нотариус – официальный представитель государства при заключении сделок и удостоверении актов. Все действия совершались в конторе. Исключение составляли выезды на дом, по уважительным причинам лица, обратившегося к нотариусу. Правовое положение – лицо свободной профессии. Символы нотариальной деятельности: печать, принесение присяги.

Развитие российского нотариата в русле европейских традиций, основанных на римском праве, имело ряд особенностей: писцами могли быть люди разных сословий и классов, вплоть до крепостных; создавался артельный тип писцов, с круговой порукой; происходило выделение нотариальной корпорации, подчиняющейся группам дворянской корпорации; нормы деятельности нотариата отражали многонациональный состав России и закрепляли права составления актов на иностранном языке и наречиях; национальное неравенство в России отражалось в запрете на профессию для евреев; замещение должности нотариусов происходило на конкурентной основе; появился механизм залога, для предотвращения урона от нотариальных действий.


Анализ различных историко-правовых документов позволяет проследить эволюцию нотариальных функций в зависимости от соответствующей исторической эпохи.

Функциональный подход помогает выявить специфику нотариата.

Сравнительно-правовой анализ этапов формирования отечественного нотариата свидетельствует о развитии следующих основных функций нотариата: юрисдикционная функция нотариата (бесспорная гражданская юрисдикция); публичность нотариальной деятельности; предопределение социальным назначением деятельности нотариуса; правоохранительная функция; правозащитная функция; функция превентивного правосудия;

связь нотариальной деятельности с доказательственным правом[11].

В советский период предпринимались попытки к ликвидации нотариата, однако, этим планам не удалось свершиться, так как нотариат в России существовал на протяжении многих столетий, тем самым став органом, оказывающим необходимую юридическую помощь населению. Имущественные отношения занимали центральное место в жизни общества, нотариусы сопровождали данные отношения, занимаясь оказанием квалифицированной юридической помощи в составлении правовых документов, удостоверении фактов и т.д.

Советский период развития института нотариата характеризуется научными деятелями следующим образом: произошедшие изменения вследствие Октябрьской революции 1917 года привели к упразднению института нотариата. Нотариальные функции проявили себя уже в первые годы советской власти, отменить их не смогли. В период революции 1917 года нотариальная деятельность была отменена Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, были упразднены судебные органы, хотя в Декрете не было сказано о том, что упразднению подлежат и нотариальные конторы. Уже через год Декретом о суде № 2 было закреплено, что нотариальные действия совершаются нотариусами. Таким образом, некоторые функции нотариата восстановились в минимальном объеме. Нотариальные конторы, находившиеся в городах, были закрыты, 2 февраля 1920 года на их месте были созданы нотариальные отделы, состоявшие при местных Советах, возглавляемые народными нотариусами, но и они были ликвидированы. Их функции распределялись между отделами коммунального и социального обеспечения, народными судьями, юридическими отделами. В феврале 1919 года поступило предложение о целесообразности установления нотариальных столов. Затем, 12-13 августа 1921 года Декретом СНК РСФСР и Циркуляром Наркомюста были учреждены нотариальные столы при губернских отделах юстиции, уездных бюро юстиции. Как мы видим, происходило постепенное сокращение, а затем возвращение нотариальных функций. В компетенцию нотариуса входил сравнительно небольшой круг действий: нотариус удостоверял обстоятельства, производил копии с документов, заверял подлинность подписей; нотариат стал один из государственных органов юстиции. 4 октября 1922 года СНК принял Положение о государственном нотариате РСФСР. Место нотариата как государственного учреждения было определено в системе органов юстиции. Согласно Положению о государственном нотариате РСФСР учреждались государственные нотариальные конторы. Были определены 8 функций, выполнение которых входило в компетенцию нотариуса: нотариус совершал договоры, сделки; свидетельствовал документы; занимался совершением протеста векселя; нотариус удостоверял обстоятельства и т.д. Были определены его основные цели и задачи – охрана социалистической собственности, охрана прав и законных интересов граждан, государственных кооперативно колхозных и других общественных организаций. Функционирование частного нотариата не нашло своего признания, тем самым была минимизирована его роль. На законодательном уровне был расширен круг нотариальных действий. 14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», выполнение нотариальных действий возлагалось на государственные нотариальные конторы. При этом разрешалась передача отдельных функций государственных нотариальных контор иным государственным органам (например, если за выполнением нотариального действия обратилось лицо, находящееся за пределами СССР, функции по выполнению этих действий возлагалось на консульское учреждение СССР). В 1927-1928 годы развитие получила охранительная функция нотариата, в полномочия нотариуса были переданы меры по охране наследственного имущества и распоряжению им. 20 июля 1930 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили новую редакцию Положения о государственном нотариате.