Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Структура фирмы).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
Введение
Для своей курсовой работы я выбрала тему «Менеджмент и организационно – целевое управление», потому что, на мой взгляд, для успешного построения бизнеса в современном мире необходимо знание основных принципов управления. Предприниматель создает свое дело, открывает фирму, но без должного управления - менеджмента, она существовать не может. Именно такие функциональные направления менеджмента, как целеполагание - постановка четких целей, как умение четко организовать структуру фирмы и координировать работу персонала являются необходимыми аспектами существования компании. В своей работе я хочу рассмотреть эти важнейшие стороны менеджмента на примере планирования бизнес - проекта и дальнейшего открытия фитнес – клуба для женщин в Москве.
Цель работы: доказать важность и неотделимость двух аспектов современного менеджмента – целевого и организационного
Задачи работы: на примере бизнес - проекта по открытию фитнес - клуба проследить этапы:
- Планирования
- Постановки целей, продумывания и создания миссии организации
- Организации структуры фирмы, контроля и координации работы.
Предметом моего исследования является совокупность процессов управления, постановки целей и организации структуры фирмы на примере фитнес - клуба. Актуальность предмета исследования обусловлена ростом рынка фитнес - услуг в нашей стране. Фитнес-индустрия в последние пять лет в России развивается достаточно быстро и устойчиво стабильно, по сравнению с другими сегментами рынка услуг. Несмотря на экономический кризис, связанный с введением международных санкций, рынок фитнес-услуг продолжает расти высокими по российским меркам темпами: в 2015 году номинальный прирост рынка составил 14,1%, реальный - 3,6%. Объемы рынка фитнес-услуг вместе с сопутствующими рынками (Crossfit, персональные тренировки и т.п.) составляют не менее 101,4 млрд руб. [1]
Наибольший потенциал дальнейшего развития рынка в городах с высокой численностью населения, в связи с этим мы выбрали для исследования именно Москву – мегаполис, в котором любовь к фитнесу и здоровому образу жизни растет день ото дня. Это доказывает актуальность открытия бизнеса, связанного со сферой фитнес-услуг именно в городе Москва, и объясняет мой выбор старт-апа по созданию фитнес - клуба для женщин ( в дальнейшем - сети фитнес- клубов) как объекта для моей исследовательской работы.
В своей работе я использовала надежные и авторитетные литературные источники. Базой для моей теоретической части был учебник «Менеджмент» Московского Государственного Университета, в авторстве Висханского О.С. и Наумова А. И.. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении.
Также хочу отдельно выделить книгу «Бизнес-планирование: Полное руководство» в авторстве К. Барроу, П. Барроу и Р. Брауна. При создании новой компании и для расширения уже существующего бизнеса необходим бизнес – план. В этом документы должны быть отражены цели и задачи компании как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу; описание продукции/услуги, с которой предполагается выйти на рынок, и ее преимущества; характеристика ресурсов и средств, требуемых для достижения цели в условиях жесткой конкуренции. В данной книге собраны воедино все практические процедурные аспекты составления бизнес- плана, выработанные в Крэнфилдской школе менеджмента.
С полным списком используемой мной литературы можно ознакомиться в разделе Библиография.
В основу моей исследовательской работы лег бизнес-план по открытию сети фитнес - клубов для женщин, а также мой собственный опыт работы в фитнес - индустрии.
Глава 1. Понятие менеджмента и его роль в современном мире
Умеющий управлять другими силен, но умеющий владеть собой ещё сильнее.
Лао-Цзы.
Мы ошибочно полагаем, что менеджмент вошел в нашу жизнь и прочно в ней укрепился сравнительно недавно. Управление существует на земле со времен первых государств, потому что всегда находились лидеры, управляющие толпой для достижения каких-то целей. Как объект исследований, и впоследствии, как наука, менеджмент сформировался в 19 – начале 20 века, ведь именно тогда начало активно развиваться социально-рыночное хозяйствование и возникла потребность его регулировать. В современном мире большинство людей ошибочно используют и трактуют слово менеджер как «продавец», когда как правильнее сказать «управленец». Менеджмент – это наука об управлении. Менеджмент в 21 веке занимает огромный пласт бизнес - культуры, о нем много говорят, пишут, его изучают и преподают со всех сторон. Все мы наверняка слышали о тайм - менеджменте, стратегическом и инновационном менеджменте. Так что же такое менеджмент на самом деле?
Чтобы дать четкое определение понятия менеджмента обратимся к Оксфордскому словарю:
«Менеджмент» (англ. «Management»)
- Способ, манера общения с людьми
- Власть и искусство управления
- Особого рода умелость и административные навыки
- Орган управления, административная единица
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. [2]
Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.[3]
Основоположником науке о менеджменте принято считать Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 году его книги «Принципы научного менеджмента». В ней он обосновал необходимость научного подхода к управлению. Тейлор также ввел изучение рабочего времени, разбивая действия рабочих на отдельные движения и замеряя время выполнения этих движений. Результаты данных исследований затем анализировались для проектирования более эффективных методов работы. Кроме того, Тейлор разработал тарифную систему оплаты труда рабочих. Им это было сделано для того, чтобы рабочие не беспокоились, что им будут платить меньше, если они выполняют свою работу слишком быстро.
Основные положения системы Тейлора позволили сформулировать ряд общих принципов организации труда. Они включают в себя:
- Изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий;
- Отбор и обучение людей рациональным приемам труда с целью выбора эталонного работника;
- Определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.
Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.
Тейлор был смелым и ответственным новатором, но многие последователи, используя урезанные версии его методов, усилили сомнения в научном подходе Тейлора. Более поздние школы утверждали, что научное управление, развитое Тейлором и его современниками, основывалось на упрощенной модели человеческого поведения. Например, теории человеческой мотивации, которые превалировали во времена Тейлора, основывались на ошибочном понятии, что рабочие мотивируются только необходимостью удовлетворить свои финансовые и физические потребности.
С течением времени совершенствуются общественные и производственные отношения, а вместе с ними — и методы научного обоснования организации труда. Сохраняя в своей основе учение Ф. Тейлора, они в большей мере защищают работников от переутомления и социальной несправедливости, хотя и являются пока далекими от полного совершенства.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента:
1. Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту.
Остановимся подробнее на современных направлениях менеджмента.
Современные подходы к менеджменту имеют свои особенности. Они рассматривают управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, зависящее от внутреннего состояния и внешнего окружения организации. Такие подходы нередко называют синтетическими.
Ключевые положения современной системы взглядов на менеджмент таковы:
- Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде.
- Использование в управлении теории систем, т.е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром (важным фактором является воздействие на организацию как на систему окружающей среды и организации на окружающую среду)
- Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.
- Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.
В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы.
Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов ХХ в. В соответствии с эти подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход – это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к организации. Он требует комплексного решения любых проблем организации.
Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов ХХ в. и вытекает из системного подхода к управлению. Ситуационный подход в менеджменте состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией.
Процессный подход к управлению впервые предложили представители школы административного управления (в частности, Анри Файоль), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого.
Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с эти подходом – это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий – функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.
Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций управления:
- планирования;
- организации;
- координации;
- регулирования;
- администрирования;
- мотивации;
- контроля;
- учета;
- анализа;
- и др.
Данные функции я и хочу рассмотреть подробнее.
2. Определение целевой функции менеджмента
Когда речь идет о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления. [4]
Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации. [5]
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения , являются: