Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1.Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности
1.1Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
1.2 Управленческая функция координации оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Задачи и роль оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности
2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности и их содержание
2.2 Место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве
Определяющая роль в этом принадлежит конституционным положениям о приоритете общечеловеческих ценностей над другими (ст. 2), о прямом действии норм международного права в области защиты прав человека (ст. 17). Деполитизация и департизация системы правоохранительных органов повлекла за собой и пересмотр научных взглядов на такие принципы уголовной политики, как классовость, партийность, пролетарский интернационализм и т. п., на которых строилась советская уголовная политика. В российском праве начала претворяться в жизнь идея разумной достаточности и исполнимости правовых запретов. С.С. Босхолов, который с учетом новых реалий, имеющих методологическое значение, к числу принципов уголовной политики относит: законность; равенство граждан перед законом; демократизм; справедливость; гуманизм; неотвратимость ответственности; научность. Эти принципы пронизывают судебную, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную и оперативно-розыскную деятельность, т. е. все элементы уголовной политики. Вместе с тем каждый из элементов уголовной политики имеет и свои специфические принципы, присущие соответствующему виду государственно-правовой деятельности.
Следовательно, следует согласиться с точкой зрения Н.П.Водько, что уголовная политика России – это стратегическая концепция, формирующая главные на-правления, принципы, цели и средства противодействия преступности путем принятия уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законодательства, выработки и реализации государственно-правовых мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников, обеспечению справедливого наказания виновных и исполнению наказания[13].
Оставляя в стороне другие элементы уголовной политики, рассмотрим подробнее содержание и систему принципов политики оперативно-розыскной. Несмотря на то, что содержание оперативно-розыскной политики в теории ОРД остается в достаточной мере не исследованным, ряд ученых затрагивали его в порядке постановки научной проблемы. Впервые это сделал Д.В. Гребельский, который в этой связи писал: «Если вопрос о правовом характере ОРД в настоящее время в основном решен однозначно, то вопрос о соотношении, взаимосвязях и взаимозависимостях между ОРД и уголовной политикой такого освещения не получил»[14]. Ученый еще в то время пришел к правильному и с позиции сегодняшнего дня выводу, что ОРД входит в уголовную политику как ее составная часть. Небезуспешную попытку исследования этой проблемы сделал В.П. Хомколов, рассматривая роль и место оперативно-розыскных аппаратов в системе уголовной юстиции, влияние уголовной политики на функционирование оперативно-розыскных аппаратов в системе уголовной юстиции. Акцентируя свое внимание в основном на содержании и месте уголовной политики в системе уголовной юстиции, В.П. Хомколов пришел к выводу, что «новое политическое мышление, радикальные процессы в политической системе общества, демократизация жизни обуславливают необходимость переосмысливания и пересмотра концепций и установок уголовной политики». Далее он замечает, что уголовная политика посредством уголовно-правовых норм формирует материальную базу для деятельности оперативно-розыскных аппаратов[15].
Однако, исследуя проблему содержания уголовной политики, В.П. Хомколов в данной работе не делает четких выводов относительно содержания политики оперативно-розыскной деятельности, либо оперативно-розыскной политики. В дальнейшем же, развивая эту идею, в другой работе он впервые сформулировал определение оперативно-розыскной политики и дал ее характеристику. В частности, он считал, что оперативно-розыскная политика определяет практические рекомендации по применению возможностей оперативно-розыскной деятельности в решении задач уголовной политики. Оперативно-розыскную деятельность он рассматривает как «исполнительную» подсистему уголовной политики, возлагающей на ОРД обеспечение реализации не только уголовно-правовых норм, но и содействие в реализации норм уголовно-процессуальных[16].
В настоящее время разработку научных основ оперативно-розыскной политики активно проводит А.В. Федоров, который, сетуя на отсутствие научной разработки оперативно-розыскной политики, приходит к выводу, что в связи с появлением оперативно-розыскной отрасли права на основе оперативно-розыскного законодательства, возникают основания для выделения в составе уголовной политики еще одного компонента политики оперативно-розыскной[17]. Свое определение оперативно-розыскной политики он сформулировал как «направление правотворческой деятельности государства и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов по выработке и применению оперативно-розыскных мер воздействия на преступность».
Раскрывая содержание социальной роли оперативно-розыскной деятельности в обществе и подчеркивая ее высокую эффективность как государственно-правового средства достижения поставленных целей, А.Ю. Шумилов делает вывод, что «ОРД как определенный компонент социально-правовой системы зависит от содержания социально-политического строя общества, ОРД можно представить как системную составляющую политики государства (объект так называемой оперативно-розыскной политики), взаимосвязанную с усилиями ее участников по решению задач и достижению целей посредством применения оперативно-розыскных возможностей. Оперативно-розыскная политика есть компонент политики государства в области сыскной деятельности и одновременно часть уголовно-правовой политики в воздействии на преступность»[18].
Относительно данной научной проблемы в юридической литературе употребляются термины и понятия: «оперативно-розыскная политика», «политика оперативно-розыскной деятельности», «часть уголовно-правовой политики», «компонент политики государства», «направление правотворческой и правоприменительной деятельности по выработке и применению оперативно-розыскных мер воздействия на преступность» и др. Не отвергая названные подходы, нам представляется принципиальным ответить на вопрос, является ли оперативно-розыскная политика составным элементом уголовной политики государства или же она носит самостоятельный характер? Ответ на данный вопрос может быть дан через призму исследования понятия и содержания уголовной политики государства, а также положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Принятие и реализация Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» показали, что оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности остается одним из самых эффективных средств противодействия преступности, особенно борьбы с так называемыми неочевидными преступлениями, замышляемыми и осуществляемыми тайно и скрытно, а также розыска уклоняющихся от наказания преступников. Значение данного закона крайне велико в связи со следующим:
-с правового регулирования негласной работы государственных органов на подзаконном уровне в стране сделан решительный переход на уровень законодательной регламентации;
-оперативно-розыскная деятельность получила статус полноправного вида государственно-правовой деятельности;
-впервые сформулировано законодательное определение оперативно-розыскной деятельности;
-резко усилено значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности, отвечающее конституционным постулатам построения правового государства;
-устранена монополия на осуществление оперативно-розыскной деятельности и осуществлено законное расширение субъектов (государственных органов), уполномоченных осуществлять ОРД;
-учреждена правовая регламентация ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере ОРД;
-осуществлено законодательное закрепление целей, задач и принципов, а также основополагающих положений и категорий оперативно-розыскной деятельности, сформулированных многолетней практикой.
Наконец, как справедливо замечает Г.К. Синилов, «законодательное признание легитимности ОРД и статусное регулирование общественных отношений, складывающихся при этом, включение ее в классификацию ВАК создали благоприятную, творческую обстановку для дальнейшего теоретического обоснования ее предмета, системы и методологии ускоренного развития как самостоятельной отрасли юридической науки». Одним из достижений оперативно-розыскного законодательства является закрепление в законе разработанных теорией оперативно-розыскной деятельности принципов этой деятельности. Согласно статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
В науке имеются точки зрения на наличие в оперативно-розыскной деятельности и других принципов, вытекающих из особенностей организации и тактики этого специфического вида деятельности. Вопрос о принципах оперативно-розыскной деятельности широко и активно обсуждается в специальной литературе многими авторами. Вносятся предложения о пересмотре и расширении перечня принципов ОРД. Так, по мнению А.Ю. Шумилова, к числу конституционных принципов ОРД следует отнести принцип оперативности (наступательности), а вместо принципа сочетания гласных и негласных методов и средств – принцип «реализации негласных сил, средств и методов»[19].
Можно согласиться с предложением о включении в законодательный перечень принципов ОРД принципа оперативности (наступательности), однако что касается второго предложения А.Ю. Шумилова, то действующая редакция данного принципа является более предпочтительной. Термин «реализация» означает действие, динамику процесса, деятельность в сфере ОРД. Принцип же – категория статичная. Именно сочетание гласных и негласных методов и средств ОРД в ходе многолетних теоретических изысканий и практики сформировалось в принцип, который пронизывает оперативно-розыскную деятельность каждого оперативного сотрудника, отдельных подразделений различных уровней при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников и без вести пропавших лиц.
В то же время закрепленный в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип «сочетания гласных и негласных методов и средств» нуждается в уточнении. Дело в том, что в сфере ОРД успешно сочетаются не только гласные и негласные методы и средства. В наибольшей степени такое сочетание мы наблюдаем также в законодательно закрепленном перечне оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Кроме того, отдельные ОРМ (опрос, осмотр, наблюдение, отождествление и др.) по своему назначению и тактике применения могут быть в одном случае гласными, а в другом – негласными.
Поэтому данный принцип целесообразно бы закрепить в законе в следующей редакции: «сочетание гласных и негласных сил, методов, средств и оперативно-розыскных мероприятий». Другие ученые предлагают расширить перечень и раскрыть в законе содержание принципов оперативно-розыскной деятельности, включив в их число принципы: прогнозирования и планирования; подконтрольности и поднадзорности; сочетания централизованного руководства и инициативы местных органов; повседневной связи с населением; разделения полномочий и компетенции субъектов ОРД; оперативной готовности и наступательности; адекватности оперативно-розыскных мер решаемым задачам и др. Ученые в сфере ОРД еще не поставили последнюю точку в теоретическом обосновании новых принципов и на данном этапе активного научного поиска в теории ОРД излишне расширять их нецелесообразно. В этой связи следует согласиться с С.С. Босхоловым, что «попытка ограничить число принципов уголовной политики представляется правильной, ибо обилие руководящих идей ослабляет их значение»[20]. Это положение в равной степени можно отнести и к оперативно-розыскной деятельности как одному из элементов уголовной политики.
Заключение
Оперативно-розыскная деятельность по своему статусу – это государственно-правовая деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов. Организация и структура данного вида деятельности указывает на обособленность ее от других видов государственной деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных ее осуществлять в пределах своей компетенции. Оперативно-розыскная деятельность создана как неотъемлемая часть государственной системы в комплексе правоохранительных и других государственных структур, необходимых для создания правового государства и правовой защиты граждан и общества в целом. В этой связи ОРД осуществляют исключительно оперативные подразделения государственных органов в пределах своей компетенции (ст.13 ФЗ «Об ОРД РФ»). Они могут относиться и к военной, и к иной государственной службе.
Оперативные подразделения действуют внутри государственной структуры, независимы и самостоятельны, кроме того, осуществление ОРД не допускается для достижения целей и решения задач, не предусмотренных ФЗ «Об ОРД РФ» 1995 г. (ст. 5), что указывает на ее обособленность в системе государственной службы.
Задачи оперативно-розыскной деятельности, как основные направления работы оперативных подразделений, разнородны по своему содержанию и правовому назначению. Ориентированность задач ОРД на достижение целей в виде защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств позволяет систематизировать их не только с точки зрения последовательности реализации или самостоятельности, но и значимости для таких отраслей права, как уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) на правовом поле обусловлена невыполнимостью решения задач по обеспечению защиты прав и свобод человека, общества и государства от преступных посягательств исключительно процессуальными средствами, т.е. в рамках уголовного или гражданского судопроизводства.
Задачи ОРД, обеспечивающие уголовное судопроизводство, определяют направления самостоятельного комплекса действий субъектов ОРД. Реализация задач ОРД способствует: выявлению определенной части латентных преступлений (в процессе выявления преступлений собранная оперативно-розыскным путем информация дает основания для возбуждения уголовного 87 дела); пресечению преступной деятельности на стадии совершения преступления; установлению по уголовному делу события преступления и лица (лиц), его совершившего; обеспечению розыска подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Таким образом, ОРД обеспечивает уголовно-процессуальную деятельность соответствующей информацией и создает условия для получения доказательств посредством использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.