Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно уверенно утверждать, что чем более скоординирован процесс управления, тем более эффективной и результативной должна стать оперативно-розыскная деятельность. Полагаем, что координационные отношения должны быть урегулированы правовыми актами. Более того, в сфере оперативно-розыскной практики это обязательное условие деятельности. Несмотря на то, что оперативно-розыскная координация может выступать в виде различных свойств и признаков управления, главное ее предназначение, по нашему мнению, заключается в реализации одной из основных функций управленческой деятельности. Соответственно, координация должна осуществляться (если это необходимо) на всех этапах управления оперативно-розыскным процессом, включая подведение итогов совместной деятельности, на котором должна подвергаться оценке и эффективность координации. Показательно, что Б.З. Мильнер определяет координацию как процесс распределения деятельности во времени, которая, соответственно, должна координироваться на протяжении всего процесса осуществления. Подход заслуживает внимания применительно к координации деятельности оперативных подразделений. Представляется вполне объективным и обоснованным, что именно на этот аспект координации указывают ученые, исследовавшие функции управления. Например, ряд ученых указывают, что процесс управленческого воздействия содержит функции: планирования, организации, координирования, контроля и стимулирования[9]. Другие определяют координацию в числе совокупности других функций управления: сбора, обработки, анализа и передачи информации; прогнозирования; организации; регулирования; планирования; контроля и учета. Третьи при исследовании процесса управления в кадровой работе отмечают функции планирования, организации, распорядительства, координирования (согласования действий кадров), контроля и учета.

Таким образом, координация выступает в качестве одной из неотъемлемых функций управленческой деятельности, направленной на оптимизацию системных связей и отношений. В таком контексте организующая роль оперативно-розыскной координации заключается в том, что она пронизывает весь управленческий процесс, начиная от формирования цели до получения конечного правового результата. При таком подходе управленческие отношения координации направлены на согласование действий органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц; сопоставление частных задач, ресурсов, форм и методов деятельности; их взаимное приспособление для достижения общей цели. Следовательно, эффективность управления в сфере оперативно-розыскной деятельности напрямую зависит от уровня и качества координации.


Глава 2. Задачи и роль оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности

2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности
и их содержание

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:[10]

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Задачи ОРД тесно связаны между собой, но в то же время каждая из них является самостоятельной. В указанном законе задачи ОРД выстроены по приоритету: личность – общество – государство.

Задачи, указанные в п. 1 ст. 2, выполняются в целях борьбы с преступностью.

Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также добычу новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых.

Пресечение преступлений имеет очень важное значение в ОРД. Под пресечением преступлений понимаются задержание участников преступления сразу же после его совершения либо прекращение начатого криминального деяния в ходе неоконченного преступления или покушения на него. Также под пресечением преступления следует понимать разложение или разобщение организованных преступных группировок.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 2 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являются составной частью ОРД. Данные мероприятия представляют собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий. Их комплексное осуществление дает возможность быстро обнаружить розыскиваемых, установить негативные факторы, позволяющие им проживать на нелегальном положении и способствующие укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы уполномоченных органов, в частности МВД РФ.


В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 3 ст. 2, осуществляются в целях раскрытия преступлений. Вся информация, которая собрана оперативным путем, должна быть оформлена соответственно уголовно-процессуальному законодательству. В противном случае такая информация не будет являться доказательством.

Характеристика частных задач отдельных оперативных подразделений (служб), осуществляющих ОРД.

Оперативные подразделения органов ФСБ России осуществляют ОРМ по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым (ст. ст. 188 – 190, 193, 205 – 208, 210, 211, 222 (ч. 2 и ч. 3), 271 – 281, 283, 284, 304, 322, 323, 353 – 355 и 359 УК) отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России. Кроме того, на органы ФСБ России федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагать и другие задачи в сфере борьбы с преступностью (ст. 10 Закона об органах ФСБ России).

Оперативные подразделения органов внутренних дел действуют согласно Закона о милиции. Так, основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, по делам, о которых производство предварительного следствия обязательно (предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 112 (ч. 1), 115, 116, 118, 119, 121, 122 (ч. 1 и ч. 2), 127 (ч. 1), 129, 130, 153 – 157, 158 (ч. 1), 159 (ч. 1) , 160 (ч. 1), 161 (ч. 1), 163 (ч. 1), 165 (ч. 1 и ч. 2), 166 (ч. 1), 231 (ч. 1), 233, 240 (ч. 1), 243 – 245, 256, 258, 260 (ч. 1), 261 (ч. 1), 297, 308, 310, 311 (ч. 1), 312, 313 (ч. 1), 314, 315, 319, 324 -326 и 329 УК, по которым предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор) законодательством России (ст. 8 Закона о милиции), а основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного правопорядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие преступлений, по делам, о которых предварительное следствие не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности (ст. 9 Закона о милиции)[11].


Компетенция оперативных подразделений органов налоговой полиции в ОРД определена с учетом предписаний ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции. В ней установлено, что ОРМ проводят с целью предупреждения, выявления и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие, по которым отнесено к ведению органов налоговой полиции.

Оперативные подразделения таможенных органов России осуществляют ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством России преступлением, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов России (это уголовные дела о контрабанде, незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. ст. 188 – 190, 194 УК)), а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами России по таможенным вопросам (ст. 224 Таможенного кодекса РФ).

2.2 Место оперативно-розыскной деятельности
в правовом государстве

Концептуальный уровень уголовной политики России составляют: положения Конституции о приоритете общечеловеческих ценностей над другими, объявленное недопустимым произвольное ограничение прав и свобод граждан, закрепление положения о прямом действии норм международного права в сфере защиты прав человека; государственная доктрина борьбы с преступностью, выраженная в федеральных директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях Правительства), которые формируют и закрепляют фундаментальные стратегические ориентиры и основные направления противодействия преступности и иным противоправным явлениям. Законодательный уровень уголовной политики составляют: уголовное законодательство; уголовно-процессуальное законодательство; уголовно-исполнительное законодательство; оперативно-розыскное законодательство.


Назначение, цели, задачи и принципы названных отраслей законодательства основываются на нормативных правовых актах концептуального уровня и ни в коей мере не могут конкурировать и противоречить им, иначе в противном случае возможно искажение уголовной политики российского государства. Правоприменительный уровень уголовной политики Российской Федерации составляет деятельность следующих государственных органов по реализации норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законодательства в ходе выполнения возложенных на них функций: судебных органов; органов прокуратуры; органов предварительного следствия и органов дознания; органов и учреждений исполнения наказаний; государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. На этом уровне уголовной политики в правовом государстве важно, чтобы законность не уступала целесообразности. Эффективность уголовной политики, или политики борьбы с преступностью, на правоприменительном уровне находится в прямой зависимости от согласованности концептуальных и законодательных положений и принципов, закрепленных в соответствующих законодательных актах, степени устранения коллизий между ними и ликвидации иных рассогласованностей. Лишь при таком условии правоприменительная деятельность будет строиться на прочном правовом фундаменте. Уголовная политика по своей структуре состоит из четырех основных частей, соответствующих четырем отраслям законодательства: уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и оперативно-розыскной политики. С точки зрения некоторых ученых, самостоятельным элементом уголовной политики является политика криминологическая[12].

Конечно же, криминология как самостоятельная отрасль знаний развивается и функционирует в русле уголовной политики и служит ей. Однако в качестве самостоятельного ее элемента криминологию вряд ли следует рассматривать, поскольку она не регламентирована соответствующей отраслью права. Законодательные нормы, на основе которых возникла и развивается криминология, содержится как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и оперативно-розыскном законодательстве. Более того, западные ученые относят криминологию не к юридическим, а к социальным наукам. Поскольку четвертым самостоятельным элементом уголовной политики является оперативно-розыскное законодательство, а оперативно-розыскная деятельность по своему главному назначению служит интересам уголовной юстиции, то возникает вопрос, можно ли считать оперативно-розыскное законодательство самостоятельным элементом уголовной политики или оно охватывается, поглощается уголовно-процессуальным законодательством? Отвечая на этот вопрос, следует исходить из принципов уголовной политики в целом. Вопрос о принципах уголовной политики в советской и российской научной литературе освещен достаточно подробно, хотя в настоящее время и остается дискуссионным. Политические и идеологические новации формирующейся в России общественно-экономической формации обуславливают переосмысление и пересмотр устоявшихся представлений на содержание принципов уголовной политики.