Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности(Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1.Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности
1.1Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
1.2 Управленческая функция координации оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Задачи и роль оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности
2.1. Задачи оперативно-розыскной деятельности и их содержание
2.2 Место оперативно-розыскной деятельности в правовом государстве
Введение
Наметившаяся деградация нравственных устоев общества, развитие межнациональных конфликтов, рост организованной преступности, терроризма, особо тяжких преступлений (убийств, разбоев, грабежей и др.) требуют адекватных мер со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД).
Условия, в которых сегодня работают оперативные подразделения, требуют поиска новых путей совершенствования их деятельности, а при необходимости пересмотра организационных принципов, форм, средств и методов ОРД.
ОРД как особый вид юридической деятельности на всем протяжении развития советского, а затем российского государства осуществлялась в целях борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка специально образованными государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными на то должностными лицами. Вся эта деятельность была подчинена интересам успешного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Ее главным назначением была и есть эффективная защита с помощью оперативно-розыскных мер охраняемых законом прав и интересов государства, общественных организаций и граждан. Таковы исходные положения, определяющие государственный характер ОРД ОВД, ее место в системе государственных мер борьбы с преступностью. Современную организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОВД, нельзя представлять себе как простую совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений.
В связи с этим актуальность понимания содержания оперативно-розыскной деятельности и определения ее места в правовом поле, а также соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности обусловлена следующими факторами:
-во-первых, функционирование уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства свидетельствует о том, что перед государством в сфере борьбы с преступностью стоят проблемы, решение которых возможно только в тесном взаимодействии уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности;
-во-вторых, оперативно-розыскная деятельность как независимый социально-организационный и государственно-правовой институт представляет сложный организм с множеством взаимосвязанных элементов, который на всем протяжении российской истории сопутствовал уголовно-процессуальной деятельности. В силу этого необходимо признать, что взаимосвязь уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности определяет стратегию, возможности и ролевое положение в государстве такого важного компонента судебной реформы, как уголовно-процессуальное законодательство.
Цель курсовой работы – изучение задач оперативно-розыскной деятельности. Цель определила выбор следующих задач:
-рассмотреть оперативно-розыскную деятельность как вид правоохранительной деятельности;
-определить управленческую функцию координации
оперативно-розыскной деятельности;
-изучить задачи оперативно-розыскной деятельности
и их содержание;
-выявить место оперативно-розыскной деятельности
в правовом государстве.
Методологическую базу составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, имеющих подпункты, заключения и списка используемой литературы.
Глава1.Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности
1.1Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности
Используемый ныне термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и УПК РСФСР от 27 октября 1960 года. Впервые научное обоснование понятия ОРД как вида общественной практики было дано А.Г.Лекарем в 1966 г: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников»[1].
В дальнейшем в процессе развития теории ОРД вводились дополнения и уточнению этого определения. В ФЗ «Об ОРД» от 12 августа 1995 года впервые законодательно было закреплено понятие ОРД, как вида деятельности осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, со времени появления термина и определения о сущности «оперативно-розыскная деятельность» и его законодательного закрепления, на фоне сроков развития науки, прошел весьма короткий период времени. Особенно это ярко выражено по сравнению с многими юридическими терминами и понятиям используемыми многие столетия (например, со времен Римского права). Поэтому можно смело предположить, что еще неоднократно будут вноситься изменения и уточнения о сущности ОРД, его целях, задачах и т.д. Практически, одновременно в начале 60-х годов 20-го века в юридической среде появилось понятие «правоохранительная деятельность».
В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное понятие «правоохранительная деятельность». Однако уже существуют разные теоретические взгляды о сущности этого вида деятельности. Наверное, одним из наиболее известных и научно обоснованных является определение предложенное профессором К.Ф. Гуценко «Правоохранительная деятельность эта государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка». В соответствии с существующими теоретическими разработками правоохранительная деятельность связана с охраной права и обладает определенными признаками. Во-первых, один из признаков проявляется в том, что правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия.
Второй признак состоит в строгом соответствии принимаемых юридических мер воздействия предписаниям закона. В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является то, что она реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур. Наконец, еще один существенный признак правоохранительной деятельности проявляется в ее реализации специально уполномоченными на то государственными органами. Несмотря на отсутствие в настоящее время законодательно закрепленных задач правоохранительной деятельности, нельзя утверждать об их отсутствии. Эти задачи можно обнаружить в уголовно-процессуальном кодексе, Законе «О полиции», Законе «Об ОРД» и других нормативно-правовых актах. Не углубляясь на указанную тему можно констатировать, что основные задачи правоохранительной деятельности направлены на защиту прав и интересов личности, общества и государства. Исходя из указанных направлений, правоохранительной деятельности определяются ее функции, они многогранны начиная от защиты конституционного строя страны до оказания правовой помощи гражданам. Снова разные авторы к этому вопросу подходят по-разному, кто-то указывает большее количество, кто-то меньшее количество функций[2].
Для выполнения этих функций специально созданы государственные органы, которые называются правоохранительными органами. На основе вышеизложенного материала можно построить силлогизм («умозаключение» в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод)).
Раскрытием и расследованием преступлений занимаются правоохранительные органы. Органы внутренних дел (полиция) занимаются раскрытием и расследованием преступлений. Значит, ОВД (полиция) является правоохранительным органом. Теперь вспомним вышеуказанные признаки правоохранительной деятельности и посмотрим на оперативно-розыскную деятельность через призму этих признаков. Элементарный анализ показывает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется путем воздействия юридических мер, в соответствии установленными нормами и специально уполномоченными на то государственными органами, т.е. соответствует трем из четырех основных признаков правоохранительной деятельности. Но один из признаков правоохранительной деятельности, а именно реализация, мер юридического воздействия, в установленным законом порядке осуществляется, к сожалению, в неполном объеме. Один из основных направлений правоохранительной деятельности является борьба с преступностью, которая в свою очередь состоит из нескольких видов.
Потому, что быстрое и полное раскрытие всех, особенно совершенных организованными группами, тяжких и особо тяжких преступлений, зависит от организации управления и эффективного использования всех имеющихся сил и средств правоохранительных органов. Результативное противодействие преступности, возможно только при комплексном применении государством специальных сил, средств, форм и методов[3].
Среди основных видов этой деятельности, кроме осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения его решений, можно назвать предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность. Все перечисленные виды этого направления правоохранительной деятельности, как известно, четко осуществляется в рамках уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов, где в достаточно полной мере определена процедура проведения следственных действий и исполнение наказаний. А вот оперативно-розыскная деятельность не имеет законодательно закрепленной процедуры его осуществления, ФЗ «Об ОРД» только регламентирует оперативно-розыскные мероприятия, посредством проведения которых реализуется эта деятельность. Ведь все оперативные подразделения являются составными элементами единой системы правоохранительных органов и призваны решать одну из важнейших задач – борьбу с преступностью[4].
Даже административные дела, заводимые по менее тяжким правонарушениям, рассматриваются в рамках административного процессуального кодекса. Поэтому напрашивается необходимость законодательного закрепления процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности. Конечно, эта идея не является новой, об этом уже давно пишут многие специалисты в области ОРД и уголовного процесса. Законодательное закрепление процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности безусловно облегчило бы использование его результатов в доказывании по уголовным делам. Таким образом, ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности. Поэтому в ФЗ «Об ОРД» можно было бы дополнить «ОРД – вид правоохранительной деятельности, осуществляемой …». Предложенная формулировка о понятии ОРД наиболее полно отразило бы ее сущность, как вида правоохранительной деятельности. Возможно, подтолкнула бы законодателя привести оперативно розыскную деятельность в соответствии с иными видами правоохранительной деятельности, а именно к законодательному регулированию процедуры его осуществления. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности всегда осуществлялась в целях борьбы с преступностью и с целью обеспечения процесса доказательства.
1.2 Управленческая функция координации оперативно-розыскной деятельности
В настоящее время координация в правовой сфере крайне редко становится непосредственным предметом научного исследования. Как правило, теоретические положения по юридической проблематике, особенно в сфере оперативно-розыскной деятельности, как и в 70–80-е гг., являются сопутствующими, вспомогательными при исследовании вопросов управленческой деятельности. Осознавая пробелы научных исследований в этой части, важно обратиться к достижениям других наук и, опираясь на имеющиеся научные наработки, наметить контуры решения научной проблемы координации в сфере оперативно-розыскной деятельности. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих процессы взаимодействия и согласования, трудов ученых в сфере государственного управления показывает, что имеются категориальные различия в понимании сущности и интерпретации координации, а также неопределенность ее оформления в правовом статусе государственных органов. Действительно, широкая дискуссия представителей различных научных школ не привела к консенсусу относительно сущности и содержания координационных отношений. Координацию рассматривают как функцию, метод, принцип управления, один из процессов в социальных организациях, отождествляют с такой функцией управления, как организация[5].
Рассматривая координацию как весьма сложный феномен, имеющий различные теоретические аспекты и практическое значение, он указывал:
-координация – элемент управленческой (административной) функции;
-координация – неотъемлемая часть любой функции управления;
-координация не является самостоятельной функцией управления;
-координация есть функция управления (как процесса) и деятельности аппарата управления;
-координация совпадает с управлением, составляя его содержание;
-координация – цель управления;
-координация означает согласованность действий только объектов управления;
-координация означает согласованность действий только неподчиненных сторон, участвующих в процессе управления;
-координация – метод управления[6].
По мнению А.Е. Лунева, координация – это «согласование и установление целесообразного соотношения действий различных органов, их структурных подразделений и служащих для достижения определенных целей с наименьшими затратами сил и средств». Размышляя над свойствами данного феномена с позиций науки административного права, ученый приходит к выводу, что координация должна быть отнесена к методам управления, посредством которых органы власти реализуют свои функции[7]. К аналогичным выводам пришел Ю.А. Тихомиров, который рассматривал координацию в качестве функции органа управления[8].