Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
В Законе проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в собственности городских округов. Это позволило в какой-то степени разграничить и компетенцию между различными уровнями муниципальных образований. Из этого следует, что при разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что собственность выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим, при разграничении собственности крайне необходимо за органами местного самоуправления закреплять имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления (земельные участки под инженерными сетями общего пользования, предприятия инженерной инфраструктуры и т.д.).
Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется исходя из особенностей его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.[21]
Право муниципальной собственности возникает с использованием различных способов его приобретения. В юридической литературе называют две группы способов приобретения титулов собственности: первоначальные и производные.
К первоначальным можно отнести:
– создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьё право собственности;
– переработка, сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей;
– при определённых условиях самовольная постройка;
– приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.
К производным способам относят:
– приобретение на основе договора или иной сделки об отчуждении имущества;
– приобретение в порядке наследования имущества после смерти гражданина;
– приобретение в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.
В гражданском обороте эти способы применимы в одинаковой степени для всех субъектов гражданских правоотношений, в том числе для муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления.[22]
Муниципальная собственность – одна из стержневых основ местного самоуправления, от которой зависит его эффективная деятельность.
2 Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности
Перейдём к рассмотрению терминов «субъекты» и «объекты» права государственной и муниципальной собственности.
Согласно ст. 212 ГК РФ субъектами права собственности могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.[23]
Субъектами права государственной собственности, в соответствии со ст.124 ГК РФ, являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и иные муниципальные образования. Указанные субъекты на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, выступают в отношениях, которые регулируются гражданским законодательством. К субъектам гражданского права, указанным выше, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.[24]
Государственные (публично-правовые) образования как участники гражданских правоотношений не способны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, как и создавать или исполнять обязанности. От имени государства (его субъектов) действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные такими, представленные должностными лицами.[25]
Субъектами права муниципальной собственности, согласно п.1 ст.215 ГК РФ объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника, его правомочия, в соответствии со своей компетенцией могут реализовывать те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества.[26]
Субъекты муниципальной собственности имеют сложный многоуровневый характер.
В соответствии со ст.130 Конституции РФ в роли собственника первого уровня выступает население муниципального образования. Именно ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В то же время в роли собственника муниципального имущества население выступает опосредованно. Оно лишь владеет и частично пользуется муниципальной собственностью, передавая право распоряжения ею органам местного самоуправления. Это субъекты права муниципальной собственности второго уровня.[27]
Население муниципального образования и выступающие от его имени органы местного самоуправления образуют исходные (базовые) субъекты-носители права муниципальной собственности. Но муниципальная собственность имеет и производные субъектные уровни. К ним могут быть отнесены муниципальные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются вверенным им имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.[28]
Объектами как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать разнообразные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и иные имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного фонда и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и другие «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.[29]
В государственной собственности может находиться любое имущество, с учётом вида субъекта. К объектам, относимым исключительно к федеральной собственности, причислены:
-участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи);
- ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны;
- некоторые особо охраняемые природные объекты (заповедники);
- ценные объекты историко-культурного наследия;
- объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
- объекты оборонного производства;
- объекты отраслей, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства в целом и развитие его отраслей.[30]
Особым объектом федеральной собственности является государственная казна РФ, в состав которой включены средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды. Казна как вид имущества есть у любого субъекта права государственной собственности, а равно и муниципальной, и представляет собой не закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имущество.[31]
До 1991 года муниципальной собственности в России не было. Её формирование началось после принятия Закона РСФСР 1991 года о местном самоуправлении и постановления о разграничении собственности: федеральной, субъектов РФ и муниципальной. Из государственной собственности Федерации (из ведения министерств) в муниципальную собственность были переданы по особому списку определенные категории объектов, заложившие её основу (жилой и нежилой фонд, ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие жилой и нежилой фонд, объекты городского пассажирского транспорта, благоустройства). Из государственной собственности субъектов РФ в муниципальную собственность были переданы многие другие объекты (предприятия розничной торговли, питания, многие учреждения здравоохранения, образования и т.д.).[32]
Объекты муниципальной собственности многофункциональны. Они задействованы в решении широкого круга местных вопросов. В законах субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими объектами, как:[33]
- унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;
- ценные бумаги;
- пакеты акций в хозяйственных обществах;
- объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за каждым уровнем местного самоуправления закрепляется имущество, предназначенное для решения соответствующих вопросов местного значения.[34]
Многообразие объектов муниципальной собственности определяет необходимость её классификации. В зависимости от возможности физического перемещения все объекты муниципальной собственности могут быть разделены на движимое и недвижимое имущество. В состав недвижимого имущества входят:[35]
- муниципальные земли;
- недра и другие природные ресурсы;
- здания, сооружения, нежилой фонд;
- муниципальные предприятия;
- муниципальные учреждения;
- муниципальный жилищный фонд.
В состав движимого имущества могут быть включены:
- пакеты акций (акции) и доли участия муниципальных образований в хозяйственных обществах;
- ценное движимое имущество;
- малоценное движимое имущество;
- средства местного бюджета и внебюджетных фондов.[36]
Таким образом, можно сделать вывод, что всё разнообразие муниципальной собственности служит для удовлетворения потребностей населения, проживающего в этих муниципальных образованиях и решения вопросов местного значения.
3 Осуществление права государственной и муниципальной собственности
Наиболее распространёнными способами осуществления права государственной и муниципальной собственности являются способы передачи государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Остановимся на рассмотрении этих способов подробнее.
Право хозяйственного ведения - вещное право, которое согласно ст.294 ГК РФ может принадлежать только государственным и муниципальным унитарным предприятиям - юридическим лицам. Как видно из названия, унитарные предприятия могут создаваться только государством и муниципальными образованиями.
При переходе права собственности на унитарное предприятие к другому лицу право хозяйственного ведения следует за юридическим лицом и сохраняется за ним.
Содержание права хозяйственного ведения содержит следующие правомочия обладателя этого права, с одной стороны, и собственника - с другой:
1) согласно ст. 294 ГК РФ унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством;
2) оно, по общему правилу, не может в отсутствие согласия собственника, на возмездной основе отчуждать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;[37]