Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) иным - движимым - имуществом унитарное предприятие, может распоряжаться в основном самостоятельно.

Право оперативного управления имуществом ограничено волей и интересами собственника в ещё большей степени, чем право хозяйственного ведения. Как сказано в п. 1 ст. 296 ГК РФ, казённое предприятие, а также учреждение в отношении закреплённого за ними имущества осуществляют правомочия владения и пользования в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Правомочия обладателя права оперативного управления напрямую зависимы и ограничены волей и интересами собственника. Распоряжаться всеми видами выделенного им имущества субъекты права оперативного управления самостоятельно не могут, а лишь с согласия собственника. Исключения имеются только в отношении произведённой казёнными предприятиями продукции, с оговоркой, что иное может быть установлено законодательством (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Доходами от деятельности казённых предприятий и учреждений распоряжается собственник в силу п. 2 ст. 297 ГК РФ. Кроме этого, собственник имущества вправе изъять в любое время у данных лиц имущество, которое, по его мнению, является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению (п. 2 ст. 296 ГКРФ).[38]

Муниципальная собственность формируется в основном путём:

- передачи отдельных объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ в муниципальную;

- приобретения имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение);[39]

- взимания налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты (образуемые таким образом средства становятся муниципальной собственностью);

- получения продукции и других доходов от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и т.д.[40]

Муниципальные органы вправе передавать муниципальную собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти. В местный бюджет поступают доходы от использования имущества. Порядок приобретения и отчуждения муниципальной собственности определяют муниципальные органы (в соответствии с законодательством субъектов РФ). Они ведут реестр (учёт) муниципальной собственности, вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения, передавать имущество некоммерческим объединениям в собственность или в управление (например, в аренду), осуществлять приватизацию муниципальной собственности (в том числе продажу на аукционах имущества и акций муниципальных предприятий).


Муниципальные органы контролируют эффективность использования и сохранность муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и др.). Операции с ценными бумагами органы муниципального самоуправления производят только через уполномоченные банки или через муниципальную кредитную организацию. Доходы от этого зачисляются в местный бюджет.[41]

Кроме того, в состав муниципального имущества входит имущество, находящееся в государственной собственности (Федерации, и её субъектов) и безвозмездно переданное в управление органам муниципального образования (например, служебные здания). Это имеет место, когда муниципальным органам передаются некоторые государственные полномочия (прежде всего государственные полномочия субъекта РФ). В таком случае территориальный коллектив не становится собственником, его органы лишь управляют государственной собственностью. Передача имущества возможна после принятия субъектом РФ соответствующего закона о передаче полномочий. Затем органы муниципального образования готовят перечень объектов, необходимых им для выполнения переданных полномочий, согласовывают этот список с органом управления имуществом субъекта РФ.[42]

Последний согласовывает этот перечень с органами муниципального образования и направляет в администрацию субъекта РФ для издания правового акта о перечне объектов, передаваемых в безвозмездное пользование органам муниципального образования. Орган по управлению имуществом субъекта РФ, после издания такого акта, заключает с органом муниципального образования договор о безвозмездной передаче на условиях пользования объектов по согласованному списку. За органом по управлению имуществом субъекта РФ сохраняется право контроля, за тем, как это имущество используется органом муниципального образования.

Другая разновидность муниципального имущества - собственность Федерации или субъекта РФ, которая служит удовлетворению потребностей населения муниципального образования (при передаче имущества для выполнения некоторых функций государственных органов преследуются иные цели).[43]

Пользование таким имуществом может быть и почти всегда бывает возмездным, но при физическом использовании доли собственности эта доля становится собственностью муниципального образования. В большинстве случаев это имеет место при использовании недр, лесов, растительного и животного мира. Например, если на участке земли, принадлежащей субъекту РФ, расположен песчаный карьер, то песок является собственностью субъекта РФ, но муниципальное образование за плату вывозит его, для того чтобы посыпать тротуары во время гололеда. Муниципальные органы пользуются этой долей песка как собственностью.[44]


Также право муниципальной собственности может осуществляться и непосредственно населением муниципального образования, например, через местный референдум, публичные слушания, собрания граждан или территориальное общественное самоуправление. Такое осуществление есть тоже непосредственное исполнение права собственности самим муниципальным образованием.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что в прошлые годы в России доля государственной собственности была достаточно высока. На сегодняшний день её объём также остается большим.

Важное значение имеет решение проблемы разграничения собственности не только между различными уровнями муниципальных образований, но также между государством и системой местного самоуправления. Чёткое разграничение собственности позволяет более точно определить компетенцию и органов государственной власти, и органов местного самоуправления при условии, что объекты собственности находятся в надлежащем состоянии и на их содержание имеются необходимые финансовые ресурсы.[45]

Процесс перераспределения имущества продолжается и в настоящее время.[46]

Разграничение имущества, позволит укрепить материальную основу на разных уровнях (субъектов РФ, муниципальном) для достойного обеспечения жизнедеятельности людей.[47]

В современной России право государственной и муниципальной собственности играет важную роль в реализации экономических отношений общества.

Список литературы

1

Андреев В.К. Право государственной собственности в России: учебное пособие. - М.Дело, 2004. – С. 240.

2

Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.190.

3

Гатин А.М. - Гражданское право: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – С.384.

4

Дерюгина Т.В. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Часть первая: Т.1 – М. Зерцало, 2015. – С.400.

5

Илларионова Т.И. Гражданское право.: учебник для ВУЗов. – М: Норма-Инфа, 1998. – С. 464.

6

Камышанский В.П. Гражданское право. – 2012. Электронный ресурс.–Режим доступа: http://be5.biz/grazhdanskoe_pravo/

pravo_gosudarstvennoi_sobstvennosti.html.

7

Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: Конституционные основы. – М. ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. – С. 384.

8

Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.159.

9

Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. –

С. 144.

10

Шевчук Д.А. Гражданское право. – М. Эксмо, 2009. – С.1033.

11

Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М. Юнити-Дана, 2015. – С. 455.

12

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
25 декабря 1993 г.

13

Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

14

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/local-government


  1. Андреев В.К. Право государственной собственности в России: учебное пособие. - М.Дело, 2004. – С. 7.

  2. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: Конституционные основы. – М. ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. – С. 5.

  3. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: Конституционные основы. – М. ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. – С. 18.

  4. Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.60.

  5. Там же – С.61.

  6. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: Конституционные основы. – М. ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. – С. 19.

  7. Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М. Юнити-Дана, 2015. – С. 84.

  8. Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.60.

  9. Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.65.

  10. Камышанский В.П. Гражданское право. – 2012. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://be5.biz/grazhdanskoe_pravo/pravo_gosudarstvennoi_sobstvennosti.html.

  11. Шевчук Д.А. Гражданское право. – М. Эксмо, 2009. – С.629.

  12. Там же. – С.630.

  13. Гатин А.М. - Гражданское право: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – С.117.

  14. Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М. Юнити-Дана, 2015. – С. 85.

  15. Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.65.

  16. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. – С. 55.

  17. Там же. – С.56.

  18. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. – С. 56.

  19. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/local-government

  20. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. – С. 70.

  21. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. – С. 71.

  22. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. – С. 80.

  23. Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М. Юнити-Дана, 2015. – С. 85.

  24. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

  25. Дерюгина Т.В. Гражданское право: Учебник: В 4 т. Часть первая: Т.1 – М. Зерцало, 2015. – С. 205.

  26. Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.65.

  27. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.58.

  28. Там же. – С.59.

  29. Воронцов Г.А. Гражданское право: краткий курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С.66.

  30. Там же. – С.67.

  31. Илларионова Т.И. Гражданское право.: учебник для ВУЗов. – М: Норма-Инфа, 1998. – С. 248.

  32. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.53.

  33. Там же. – С.59.

  34. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.59.

  35. Там же. – С.62.

  36. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.62.

  37. Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М. Юнити-Дана, 2015. – С. 96.

  38. Эриашвили Н.Д. Основы гражданского права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» – М. Юнити-Дана, 2015. – С. 96.

  39. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.54.

  40. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.54.

  41. Там же – С.56.

  42. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.56.

  43. Там же – С.57.

  44. Моисеев А.Д. Муниципальное управление.: учебное пособие. – М.: Юнити-дана, 2012. – С.57.

  45. Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция. – М. ИД «Юриспруденция», 2014. – С. 76.

  46. Там же – С.77.

  47. Там же – С.79.