Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формирование правового государства и рыночной экономики в России объективно вызывает необходимость изучения роли права в жизни демократического общества. Такое исследование, претендующее на обоснованность и доказательность, не может обойтись без рассмотрения проблем собственности, так как именно собственность является одной из немногих междисциплинарных фундаментальных категорий общественной науки, которая обусловливает социально-экономическую природу и сущность политического строя общества, характер (демократический или тоталитарный) политической власти. Поэтому одной из задач, поставленных перед юридической наукой, является задача установления присущих праву собственности характеристик и точное отражение их в законах, которыми люди должны руководствоваться в процессе общественной деятельности и повседневном общении.[1]

Собственность – категория уникальная по своей значимости и многоплановости. Она важнейший элемент политических, экономических и правовых отношений. Собственность занимает главенствующее положение в отношениях между людьми, социальными группами, отдельными индивидами и обществом в целом, между обществом и государством.

В современном рыночном обществе собственность оказывает доминирующее действие на весь ценностный ряд общественных отношений.

Собственность выступает экономической основой суверенитета народа, нации, государства, самостоятельности государственных и муниципальных образований.[2]

Экономическое содержание собственности понимается в широком и узком смысле слова. Собственность в широком смысле – это совокупность всех производственных отношений. В узком смысле собственность понимается как общественные отношения по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и иных материальных благ в процессе их производства, распределения и потребления.[3]

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.[4]

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.[5]

Для правового регулирования экономических отношений (присвоение собственности) выделяется особый правовой институт - право собственности.


Кроме присвоения право собственности закрепляет способы приобретения имущества, порядок его использования, а также способы защиты, что позволяет сделать вывод о том, что право собственности регулирует более широкий круг отношений, чем отношения присвоения.[6]

Цель работы заключается в изучении понятия права государственной и муниципальной собственности, сущности объектов и субъектов права этой собственности, а так же каким образом реализуется право государственной и муниципальной собственности.

Основная часть

1 Понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности

Как юридическое явление право собственности – это межотраслевой институт, являющийся составной частью вещного права.[7]

В объективном смысле право собственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом.

В субъективном смысле право собственности даёт возможность определённого поведения управомоченного лица и одновременно его возможность требовать соответствующего поведения от обязанных лиц.

Право собственности характеризуется совокупностью трёх названных полномочий (правом владения, правом пользования, правом распоряжения). Собственник обладает всеми тремя полномочиями.[8]

В соответствии с п.2 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Рассмотрим подробнее понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности.

Государственная и муниципальная собственность представляют собой две разновидности публичной собственности.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и её субъекты – республики, края, области и так далее (в отношении имущества, составляющего их собственность).[9]

Право государственной собственности следует рассматривать в двух смыслах — в объективном и субъективном.


Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектов РФ, а вместе с тем и регулирующие отношения по владению, пользованию и распоряжению материальными благами лицами, уполномоченными на то государственными органами.

Право государственной собственности как институт российского права носит межотраслевой характер и содержит в себе помимо норм гражданского права, также нормы права государственного, административного, земельного. Однако, главенствующее положение в нём занимают нормы гражданского права. Они обуславливают правовой статус субъектов и объекты права государственной собственности, правовой режим имущества унитарных предприятий и учреждений, в хозяйственном ведении и оперативном управлении которых они находятся, а также другие вопросы.

Право государственной собственности в субъективном смысле представляет собой юридически обеспеченную возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в границах, установленных законом.[10]

В странах с развитой рыночной экономикой, где преобладают централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны довольно высок. Это относится к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряду других.[11] Большие материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств сосредоточены в собственности государства. Сохранение значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения в собственности государства объясняется главным образом двумя факторами.

Во-первых, каждое государство в нынешнем непредсказуемом мире должно думать о своей безопасности, и не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной.

Во-вторых, государство выполняет широкий круг социализаторских функций, которые призваны обеспечить достаточный прожиточный минимум населения. Для этого необходимо располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой.

Наше государство в доперестроечный период взяло на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. Около 90 % основных производственных фондов страны было сосредоточено в руках государства. В настоящее время полным ходом идёт процесс приватизации, то есть передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц.[12]


Перечислим особенности права государственной собственности:

- субъектом права собственности является само государственное образование, а органы государственного управления, специально уполномоченные юридические и физические лица осуществляют распоряжение и управление принадлежащим ему на праве собственности имуществом;

- полномочия собственника государство реализует путём издания правовых актов;

- на праве собственности Российская Федерация может иметь любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Федерации - любое имущество, за исключением имущества, которое отнесено к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);

- имеются способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги;

- присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности - приватизация, т.е. отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определённых юридических лиц в порядке, определённом законом.

Существуют две части государственной собственности.

Первая - распределённое государственное имущество, т.е. собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в отношении этого имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены;

Вторая - нераспределённое государственное имущество (казна).[13]

В соответствии с п.2 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право производить в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, и не нарушающие прав и защищаемых законом интересов других лиц.[14]

Муниципальная собственность относится к публичной собственности, так как её субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальные образования не являются государственными образованиями, в связи с чем, муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а выступает как самостоятельный вид публичной собственности.[15]

Как элемент экономической основы муниципальная собственность закреплена в ст.8 Конституции РФ и является одним из основных институтов, с помощью которого формируется компетенция в системе местного самоуправления, а также реализовывается управление территорией.


Главным признаком самостоятельности власти и управления является наличие собственности. При обладании значительным объёмом собственности, муниципальное образование имеет больше возможностей для реализации установленной концепции.[16]

Согласно п.3 ст.130 и п.2 ст.132 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.[17]

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст.51 употребляет термин «муниципальная собственность» в юридическом смысле, обозначая следующие правомочия собственника: владение, пользование и распоряжение имуществом.

Следует отметить, что в юридическом смысле муниципальная собственность закреплена Федеральным законом № 131-ФЗ за всеми видами муниципальных образований: сельскими и городскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами и т.д.[18]

Согласно п.2 ст.49 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная собственность признаётся и защищается государством наравне с иными формами собственности.[19]

В собственности муниципальных образований может находиться, в соответствии со ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ:

- имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения;

- имущество, назначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.[20]

В собственности муниципальных образований также могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для реализации полномочий органов местного самоуправления, и в других случаях, установленных федеральным законом. Также в собственности муниципальных образований может находиться имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.