Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Франчайзинг как эффективная система сбыта
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи франчайзинга
1.3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга
Глава 2 Формирование франчайзинговой сети на базе компании Tele2
2.1 Оценка готовности компании к франчайзингу и разработка концепции франшизы
2.2 Исследования франчайзингового рынка (сегмента) и разработка франчайзингового пакета
ВВЕДЕНИЕ
Франчайзинг, как модель организации и ведения бизнеса последние десятилетия ХХ в. широко распространился в странах с самым различным уровнем экономического развития. Экономика многочисленных стран на сегодняшний день в значительной мере зависят от стабильной и успешной работы компаний, входящих в многообразные франчайзинговые сети. В большинстве ведущих видах бизнеса в той или иной степени используется франчайзинг, который обеспечивает компаниям: вести бизнес самостоятельно, но в то же время быть неповторимыми; эффективно расширяться, не вкладывая больших затрат; превращать свою существующую сеть в эффективно работающий, сильный бизнес.
Любой вид бизнеса можно представить в виде франшизы. Международная франчайзинговая ассоциация (IFА) выделяет семьдесят отраслей, в которых возможно использовать метод франчайзинга. Среди них сфера торговли, строительство, образование, сфера питания, автомобильный ремонт, услуги по трудоустройству, сфера питания, риэлтерские компании, туризм.
Статистика указывает, что у франчайзингового предприятия в четыре раза выше шанс остаться в бизнесе и стать доходным, чем у независимых компаний. Франчайзинг выгоден обеим сторонам, как для франчайзи, так и для франчайзера.
Причины не раскрученности Российского рынка франчайзинга и медленных темпов его продвижения, по мнению экспертов, скрываются в отсутствии у широких масс предпринимателей глубоких знаний о подобных технологиях работы и своеобразии законодательства РФ, которое не только не стимулирует развитие франчайзинга, но в некоторых аспектах даже препятствует его распространению.
Проблематике функционирования сферы услуг и ее отдельных отраслей посвящены работы отечественных авторов, таких как В.С. Гайворонский, Н.Н. Иванов, Г.А. Карпова, Т.Г. Максимова, Е.В. Песоцкая, А.Н. Петров и др. Среди зарубежных ученых, внесших не малый вклад в изучение вопросов менеджмента и маркетинга услуг, в том числе управления качеством, необходимо отметить таких исследователей как Л. Берри, К. Гронрос, В. Зейтамл, Ф. Котлер, А. Парасураман.
Различные аспекты франчайзинга рассматриваются с 70-х годов XX в. зарубежными авторами, такими как Ж. Дельтей, М. Мендельсон, Я. Мюррей, Б. Смит, Д. Стэнворт, Д. Фостер, С. Шейн. В отечественной литературе тема начала исследоваться в 90-е годы XX в., сразу после появления в России практики предпринимательской деятельности посредством франчайзинга. Большой вклад в исследование организационно-экономических и правовых вопросов франчайзинга внесли В.В. Довгань, Д.Н. Земляков, Л.Н. Ишина, Г.В. Пономаренко, И.В. Рыкова, С.А. Силинг, С.А. Сосна и др.
В целом, в монографиях и публикациях широко освещены предпринимательские и юридические аспекты франчайзинга, в особенности в малом бизнесе. Имеются диссертации, посвященные франчайзинговой системе в различных отраслях экономики.
Цель данной работы заключается в исследовании франчайзинга как эффективной системы сбыта на примере компании Теле 2.
Поставленная цель предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:
- определение франчайзинга как эффективной системы сбыта;
- разработка комплекса по формированию франчайзинговой сети на базе компании Tele2.
Объектом данного исследования является -компания Теле 2.
Предметом данного исследования является деятельность компании по построению франчайзинговой сети Tele2.
Глава 1 Франчайзинг как эффективная система сбыта
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи франчайзинга
История происхождения франчайзинга, его определение и происхождение термина трактуются неоднозначно как в западной, так и в отечественной литературе. Слово «франчайзинг» произошло от французского franchise, что в переводе «льгота, привилегия, избавление от налога, взноса» и соответствует по смыслу рассматриваемой системы. В последствии это слово французского происхождения закрепилось в англоязычных государствах [20, с. 14].
В литературе имеется огромное число определений франчайзинга. К примеру, в рассматриваемой работе И. В. Рыковой [15] дано весьма длинное определение, в соответствии с которым франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (предприятием, имеющей, как правило, ярко представленный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (компании или индивидуальному частному предпринимателю) личных средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знака обслуживания, фирменного стиля), технологии реализации бизнеса и дополнительной необходимой коммерческой информации, при использование которой другой стороной будет помогать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется осуществлять содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую, консалтинговую и другую помощь.
Похожее определение дано в «Современном экономическом словаре»: «Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого бизнеса, при которой крупные корпорации, «родительские» предприятия (франчайзеры) заключают договор с мелкими компаниями (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая компания обязуется реализовывать свой бизнес только в формате, предписанной большой компанией, в течение оговоренного срока и определенного места. В свою очередь франчайзер берет на себя обязательства обеспечивать франчайзи товарами, технологиями, оказывать всяческое сопровождение в бизнесе».
Международная франчайзинговая ассоциация дает более лаконичное определение франчайзинга, как системы не разрывных взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, при которых весь опыт и знания, образ, успех, производственные и маркетинговые методы передаются франчайзи за встречное удовлетворение интересов.
Франчайзинг - это система функционирования бизнеса, в которой одна фирма (франчайзер, франшизодатель) передает физическому лицу или другой фирме (франчайзи, франшизополучатель) права на продажу товаров и услуг первой фирме. Франчайзи заключает договор, согласно которому ему нужно продавать эти товары и (или) услуги по заранее строго установленным правилам - цене, условиям, которые устанавливает головная фирмой. За соблюдение требований договора (правил), уважения к имиджу и репутации головной фирмы и гордое несение бренда франшизодателя, франчайзи получает возможность в использовании этого бренда и зарабатывать на нем деньги. Это и наименование фирмы, и ее репутацию, имидж, производимые головной фирмой товары и услуги, а также маркетинговые стратегии и рекламные кампании. Франчайзи приобретает прекрасную возможность получить прибыль, используя бренд, как бесценную вещь, которая зарабатывается головной организацией годами, а то и десятками лет.
Российские законодатели заменяет слова «франчайзинг» в главе 54 «Коммерческая концессия» Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) [1], которая и регулирует франчайзинговые взаимоотношения, используют слово «концессия».
Рассмотрим основные фундаментальные определения в соответствии с законодательством РФ и сложившейся практикой.
Франчайзинг - это продолжительное по времени взаимовыгодное деловое сотрудничество, в ходе которого крупная фирма (франшизодатель) представляет небольшой компании или предпринимателю (франшизополучателю) франшизу на производство продукции, торговлю товарами и/или предоставление услуг под торговой маркой (брендом) франшизодателя на некой ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором. Кроме того, под франчайзингом понимают и сам процесс создания, поддержания и развития франчайзинговой (или франшизной) системы.
Франшизодатель (франчайзер, головная компания во франчайзинговой системе) - это обычно крупная корпорация, имеющая имидж, широко известную торговую марку и бренд на потребительском рынке. Она предоставляет на определенный договором срок и на определенных условиях франшизу пользователю (физическому или юридическому лицу) на право использования им торговой марки франшизодателя в коммерческой деятельности и на определенной территории.
Франшизополучатель (франчайзи) - физическое лицо или компания, приобретающая у франшизодателя на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на реализацию коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории.
Франшиза - это исключительное право на создание франшизного предприятия и на торговлю продукцией или предоставление услуг франшизодателя на определенных условиях и за определенную компенсацию на определенной территории.
Франчайзинговая система (франшизная система) – организационная структура франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франшизодателя, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятий, или франшизной сети.
На сайте Российской Ассоциации Франчайзинга предложены следующие определения.
Франчайзер (франшизодатель) это предприятие, которое выдает лицензию или передает право на использование своего товарного знака, ноу-хау и операционные системы. К примеру, франчайзер разрабатывает востребованный продукт или услуги, допустим, особенный стиль работы ресторана экзотического питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, затрачивает средства на его продвижение, создает положительную репутацию и узнаваемый имидж (называемым бренднеймингом). После того как предприятие подтвердила работоспособность своей бизнес-концепции и успешную во производимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, у которых есть желание повторить подобный успех, приобрести ее франшизу.
Франчайзи (франшизополучатель) это человек или предприятие, которое приобретает возможность обучения и поддержку при создании бизнеса у франчайзера и оплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ (операций) франчайзера.
Франчайзи самостоятельно оплачивает затраты на создание бизнеса. Часто франчайзер предоставляет самые выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, таким образом, развитие бизнеса обходится дешевле, чем без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком, бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес и его прибыль превосходит затраты.
Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Существует и другое название для подобной системы, называемое франчайзинговым пакетом, который зачастую включает в себя мануалы по ведению бизнеса и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Для компаний франчайзинг - это способ расширение границ бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать собственником бизнеса.
Франчайзинг является одновременно основой и результатом взаимодействия малого и среднего (крупного) бизнеса. Франчайзинг, с одной стороны, помогает предпринимателю самостоятельно вести бизнес, но не быть в нем одиноким, а с другой стороны, обеспечивает компаниям стремительное и эффективное расширение, не неся больших расходов на создание и содержание массивного административного комплекса и не испытывая трудностей в управлении широкой сетью корпоративных предприятий. Франчайзинг предоставляет возможность крупным фирмам превратить свою имеющуюся сеть в эффективно работающий, надежный бизнес, в котором трудятся преданные делу и бренду сотрудники.
Перечисленные выше определения целиком описывают единую сущность франчайзинга и характеризуют его, как своеобразный метод построения сбытовых сетей, обеспечивающий необходимым условием совершенствования инфраструктуры рыночной среды. В данной работе под франчайзингом будет пониматься система координированного взаимодействия рыночных субъектов различного масштаба на основе установления взаимовыгодных отношений в определенной области хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение эффективной коммерческой деятельности.
Такая система взаимоотношений позволяет крупным фирмам (франчайзерам) формировать и расширять сбытовые сети, используя региональные рынки сбыта, а представители малого бизнеса (франчайзи) приобретают новые возможности для стабильного существования и/или развития. Подобные отношения повышают конкурентоспособность производимых товаров и услуг, а постоянство и прочность связей, обеспечиваемых головными предприятиями сети, стимулирующих инновационный и коммерческий процессы, упрощает управленческие задачи мелких и средних фирм - членов сети.
Система франчайзиноговых отношений (далее - СФО) предполагает построение сбытовой сети, обеспечивая сократить возможное количество посредников в сети реализации, усиливающей контроль, за товародвижением путем регулирования пропорций между оптовыми и розничными продажами. Франчайзинг оказывает значительное положительное влияние на общество, так как строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзера несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. В то же время СФО предоставляет возможность привлечь внимание к бизнесу обширный круг лиц, не решающихся самостоятельно заниматься бизнесом, без поддержки и обучения.