Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Франчайзинг как эффективная система сбыта
1.1 Понятие, сущность, цели и задачи франчайзинга
1.3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга
Глава 2 Формирование франчайзинговой сети на базе компании Tele2
2.1 Оценка готовности компании к франчайзингу и разработка концепции франшизы
2.2 Исследования франчайзингового рынка (сегмента) и разработка франчайзингового пакета
- франчайзи, зачастую обязан, выплачивать маркетинговые взносы, идущие на финансирование централизованной рекламной компании, при этом повлиять на эффективность расходования этих средств, а также на долю средств, идущих на продвижение именно в его регионе, франчайзи не в силах [6, с. 43].
Также одной из не простых экономических задач для франчайзинга является необходимость наличия стартового капитала для покупки компании при условии, что зачастую возникают сложности с получением кредита на покупку бизнеса.
К социальным проблемам развития франчайзинга в России можно отнести банкротство франчайзера, однако, франчайзи является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается документально, поэтому неблагоприятные последствия банкротства франчайзера могут быть предотвращены. К другой проблеме франчайзинга следует отнести пренебрежённое отношение к интеллектуальной собственности, что подтверждается на практике открытием компаний с похожими названиями и похожими сферами деятельности, но в этой ситуации франчайзера оберегает законодательство, которое приведет к неэффективности неправильного использования чужой интеллектуальной собственности.
Следующую группу проблем демонстрируют образовательные программы в области франчайзинга, неразвитые в нашей стране. В результате чего Российские предприниматели не обладают профессиональными знаниями и подготовкой в этой области, а также не апробируют ее на практике. Решением данной проблемы могут стать учебные заведения и консультационные центры, где франчейзеров и франчайзи, научат развитию своего бизнеса с помощью франчайзинга. Кроме того, в России не разработаны стандарты для франчайзинговых компаний. Каждый франчайзер решает сам, какую информацию дать франчайзи и как упаковать свой продукт, зачастую этой информации бывает недостаточно для ведения бизнеса.
Следующая проблема франчайзинга в России, которую уже затрагивали ранее, связана с отсутствием правовой базы франчайзинга. Учитывая тот факт, что это система отношений, выстроена на договорной основе, она должна быть подкреплена еще и правовой базой. Однако, на сегодняшний день в законодательстве понятие франчайзинг фигурирует только в Гражданском кодексе, что затрудняет применение его на практике в России. Так как франчайзинг законодательно не закреплен, то законодатель снимает с себя обязательства учитывать общемировые стандарты франчайзинга, например, с кредитованием франчайзи с участием франчайзера.
И, наконец, для широкого распространения франчайзинга в России необходимо увеличить количество отечественных брендов с положительной репутацией. На сегодняшний день недостаточно надежных и зарекомендовавших себя Российских франшизодателей, предлагающих качественную продукцию и услуги. Практически половина отечественных франчайзеров - предприятия, функционирующие менее 5 лет, что не может в широком смысле, гарантировать положительного результата бизнес-концепции. Декларирование продажи слабо разработанных или не проверенных практикой систем франчайзинга может явиться причиной дискредитации самой идеологии франчайзинга и косвенно оказать негативное влияние на репутацию компаний, заслуживающих доверия.
Но говоря о проблемах франчайзинга в России, нельзя умалчивать и о перспективах его развития. В первую очередь следует отметить то, что франчайзинг – это практически единственный механизм на сегодняшний день, который позволяет быстро развить отрасли бизнеса, интересные потребителю.
Стремительное развитие практики франчайзинга в России, за последнее двадцатилетие доказывает его эффективность как инструмента сбыта на отечественном рынке. По темпам роста франчайзинга в России входит в число мировых лидеров.
Франчайзинг зарождается в России начале девяностых годов с приходом таких зарубежных компаний как Baskin Robbins, Pizza Hut, Kodak, McDonald’s, Coca-Cola, IKEA и др. Это дало ряд преимуществ нашей экономике, таких как внедрение передовых технологий, прогрессивных навыков управления и т.д. Со временем и Российские компании стали предлагать свои франшизы на внутреннем рынке («ЛУКОЙЛ», «ЭКОНИКА-Обувь» и т.д.) [11, с. 23].
Стоит отметить, что франшизы Российских компаний составляют примерно 62 % отечественного рынка франчайзинга, среди них приблизительно 45 % это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о возросшем интересе к подобному методу организации бизнес-отношений.
Ссылаясь на информацию из источников Российской Ассоциации Франчайзинга на 2011 г., лидером является розничная торговля (57%), затем следует общественное питание (около 16%), остальные отрасли сферы услуг составляют 25% от общего количества действующих на тот момент франчайзеров.
Следовательно, в настоящее время преобладающее большинство франчайзинговых предприятий в России относится к сфере услуг, а не к производству. При этом рост количества франчайзеров наблюдается именно в сфере услуг, что соответствует сложившейся мировой тенденции. Франчайзинг в розничной торговле товарами первой необходимости и общественном питании в среднем ценовом сегменте приобретает особую актуальность в условиях экономической рецессии, поскольку спрос на данные товары является внесезонным и устойчивым.
Отраслевая структура франчайзинга в сфере услуг достаточно широка. Представлены как материальные (розничная торговля, общественное питание), так и частично нематериальные услуги (например, образование, здравоохранение, туризм).
Большое количество из услуг являются стандартизируемыми, т.е. предполагающими наличие стандартов при выполнении определенных процедур в технологии предоставления услуги (например, стоматология) и частично не стандартизируемыми (например, консалтинг). Сложность разработки стандартов необходимых для передачи франчайзи, является одной из особенностей франчайзинга в сфере услуг по сравнению с производством.
Развитие франчайзинга на территории России происходит не дифференцированно, что обусловлено уровнем экономического развития в регионах. Однако в последнее время наблюдается тенденция не только регионального развития иностранных и столичных систем, но и рост количества региональных франшиз. Доля Московских франчайзеров постепенно занижается, в то время как местные франшизы, в том числе выходящие в другие регионы, возрастают и не только в городах-миллионниках. Частично этому способствуют региональные программы поддержки предпринимательства, а также наличие традиционных ремесел, промыслов и производств.
Следующей тенденцией является падение доли зарубежных франшиз и возрастание количества отечественных концепций. Это объясняется ростом количества Российских, франчайзинговых бизнес-концепций, основанных на собственном производстве или дистрибуции. Более того, некоторые отечественные системы франчайзинга вышли на зарубежный рынок («Тонус-Клуб», «Оранжевый слон», «Экспедиция»).
Возрастание доли % франшиз, с инвестициями до миллиона рублей. Одна из причин востребованности предложений с минимальными инвестициями является омоложение аудитории потенциальных предпринимателей. Все это происходит благодаря вовлечению выпускников вузов в малый бизнес с помощью различных программ, в том числе и государственного субсидирования стартапов (новых предпринимательских проектов), а также психологическим особенностям молодого поколения, таким как предприимчивость и стремление к самореализации.
Таким образом, тенденциями развития франчайзинга в России являются:
- преобладание франшиз в сфере услуг над производственной сферой;
- региональное развитие франчайзинга;
- обострение конкуренции между франчайзерами;
- увеличение количества франшиз с невысокими инвестициями;
- повышение доли российских франчайзеров.
В России все чаще стали проводить мероприятия, посвященные франчайзингу, таких как выставки, круглые столы, семинары, форумы.
Одним из крупнейших является ежегодный «Национальный фестиваль франшиз», направленный на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, а также предпринимательской активности в регионах. Изначально проводившийся в Москве, фестиваль со временем расширил географию присутствия в Санкт-Петербурге и других региональных центрах. Это подтверждает рост популярности франчайзинга и повышении спроса на покупку франшиз в регионах России.
Франчайзинг можно определить как бизнес-модель развития компании, комбинирующая экстенсивные и интенсивные факторы роста за счет построение сетевой структуры компании, основанной на передаче нематериальных активов, обучении, системе консультационного обеспечения контроля.
В работе были рассмотрены различные классификации франчайзинга.
Основными тенденциями развития франчайзинга в России являются:
- преобладание франшиз в сфере услуг над производственной сферой;
- региональное развитие франчайзинга;
- обострение конкуренции между франчайзерами;
- увеличение количества франшиз с невысокими инвестициями; -повышение доли российских франчайзеров.
Глава 2 Формирование франчайзинговой сети на базе компании Tele2
2.1 Оценка готовности компании к франчайзингу и разработка концепции франшизы
Розничная сеть Tele2 Россия развивается по принципу франчайзинга. На данный момент она насчитывает более 3000 монобрендовых точек продаж и обслуживания абонентов. Tele2 использует новый принцип обслуживания клиентов – формат «супермаркета» связи. Программа лицензирования партнеров основана на европейском опыте компании. В качестве партнеров Tele2 Россия привлекает крупнейшие федеральные ритейл-сети и небольшие региональные компании.
Открывая салон связи Tele2, партнеры приобретают детально проработанное, готовое бизнес-решение. Оно включает все основные элементы − от стратегии развития до оформления интерьера салона.
Дилер - компания, осуществляющая функции по продвижению, распространению и информированию о продукции Tele2, действующая на договорной основе. Дилер оказывает услуги (сервис) клиентам по приобретению продукции Tele2, с выгодой для себя.
Основой взаимоотношений между Tele2 и Дилерами является взаимовыгодное партнерство. При заключении дилерских договоров используются только разработанные Центральным отделом продаж формы договоров. Все отклонения от стандартных схем должны быть согласованы с Центральным отделом продаж и Департаментом по развитию собственной розницы.
Дилер компании Tele2 обязан соответствовать следующим условиям работы:
1. Выполнение плана закупки продукции Tele2 (действующие Тарифные планы, Карты экспресс- оплаты);
2. Наличие в предложении потребителям полного ассортимента доступных для подключения в регионе Тарифных предложений и Карт Экспресс Оплаты всех номиналов.
3. Наличие складских запасов продукции Tele2 на уровне не менее среднего показателя 2-х недельной реализации за период продаж 1 год.
4. Своевременная оплата продукции Tele2 согласно условиям договора между Tele2 и Дилером.
5. Выполнение планов продаж комплектов подключения по сегментам рынка (В2С, В2В);
6. Обеспечение на регулярной основе прохождения продавцами всех тренинговых программ и получения сертификатов соответствия стандартам Tele2.
При невыполнении соответствующих условий Дилеру дается 3 месяца для исправления ситуации. В случае невыполнения плана действий комиссия (в составе менеджера по работе с Дилерами и руководителя отдела продаж в регионе присутствия) принимает консолидирующее решение о расторжении с Дилером Агентского договора.
СубДилер - хозяйствующий субъект, реализующий продукцию и услуги Tele2 на рынке (В2С), в соответствии с заключенным с Дилером соглашением.
СубДилер имеет право самостоятельно выбирать себе Дилера для установления договорных отношений из числа дилеров, уполномоченных Tele2 работать на территории данного региона.
Все дилеры обязаны выполнять требования Tele2 по распределению вознаграждения, штрафных: санкций, а также порядок переходов СубДилеров от одного дилера к другому. Для обеспечения выполнения данных условий, все договора между дилерами и СубДилерами должны быть согласованы Коммерческим директором региона компании Tele2 до выдачи разрешения на работу с данной точкой.
Монобрендовый канал предназначен для продажи базовых и дополнительных услуг Компании Tele2, осуществления обслуживания Абонентов в регионах оказания услуг сотовой связи и поддержки ценностей, декларируемых Компанией Tele2.