Файл: Этапы реформирования электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема перекрестного субсидирования в то время требовала особенного внимания, однако в полной мере она не разрешена и сегодня. После разделения региональных АО-энерго на конкурентные и монопольные виды деятельности механизм, по которому работал ФОРЭМ, стал мешать развитию энергосистемы. На ФОРЭМ главным приходилось соблюдение планового сальдо перетоков. Сбытовым подразделениям АО-энерго оказалось удобнее загружать неэффективные электростанции внутри конкретного региона, чем дать возможность потребителям получать более дешевую энергию извне [8].

Данная схема полностью противоречила системе конкуренции среди генерирующих компаний. Против конкуренции также работал и механизм регулирования тарифов на ФОРЭМ. В результате этих событий ФОРЭМ прекратил свое существование в сентябре 2006 года.

Таким образом, первый этап реформирования электроэнергетики, осуществлявшийся в период с 1992 года по 1997 год в России, связан с попытками сформировать «классический рынок» электроэнергии с помощью принудительного распада единого электроэнергетического комплекса. При этом прогнозировалось, что механизм цен в либерализованной среде автоматически будет способствовать уменьшению тарифов на электрическую энергию.

1.2. Характеристика второго этапа реформирования электроэнергетики в России

Второй этап реформирования электроэнергетической отрасли России, начался в 1998 года и был обусловлен отказом от всех попыток создать классический рынок электроэнергии. Его основой послужил указа Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» № 426 от 28 апреля 1997 г. В результате 1998 год была внедрена новая схема купли-продажи электрической энергии, представлявшая собой соперничество производителей за доступ к рынку. Также в 1998 году произошёл запуск линии Барнаул – Итат напряжением 500 кВ. Спустя год возобновилась параллельная работа ОЭС Сибири и Казахстана с Европейской частью России, также были подписаны договоры о синхронной работе с Грузией и Азербайджаном. Заключение подобного рода соглашения с Украиной и Литвой восстановило единое энергопространство на территории бывшего СССР. До 2000 года уровень оплаты услуг со стороны потребителей в сфере электроэнергетики оставался довольно низким показателем. По статистическим данным на начало 1998 года задолженность потребителей оказалась выше 100 миллиардов рублей. В свою очередь, это способствовало стремительному росту кредиторской задолженности компаний холдинга РАО «ЕЭС России» [5].


Значительно осложняло текущую деятельность электроэнергетических компаний и отсутствие финансирования, которое проявлялось через нехватку топлива, задержку зарплаты персоналу, остановку строительства новых энергообъектов, а также сокращение объемов ремонтов. К 2000 году РАО «ЕЭС России» смогло добиться стопроцентного уровня оплаты электрической энергии со стороны потребителей, а также нашло способ урегулировать свою задолженность перед бюджетами и бизнес-партнерами. Также в очень короткие сроки была устранена угроза несостоятельности (банкротств) ряда региональных электроэнергетических компаний холдинга, погашены долги по заработной плате и остановлен отток квалифицированных кадров.

Установившийся с 2000 года экономический рост в России вызвал также и рост энергопотребления. Спрос на электрическую энергию в России ежегодно повышался на 2-4%. В период с 2000 по 2007 год он увеличился на 15,7% - с 851,2 до 985,2 млрд кВт⋅ч [5].

Совету директоров РАО «ЕЭС России» 4 апреля 2000 года был представлен на обсуждение первый проект Концепции реструктуризации компании. С целью усиления процесса преобразований была разработана детальная программа реформирования электроэнергетики. За основу данной программы была взята комплексная система мер по реструктуризации электроэнергетической отрасли, включающая:

- разделение условий коммерческой деятельности компаний на рынке электроэнергии: ужесточение тарифного регулирования в естественно- монопольных секторах и поэтапная либерализация совместно с внедрением конкурентных механизмов в секторах генерации и сбыта электрической энергии;

- постепенную ликвидацию вертикально – интегрированной структуры бизнеса и др.);

- преобразование структуры собственности с разделением по выделенным секторам, где обеспечивается доминирующая роль государства в сетевом бизнесе и последовательное снижение государственного участия в компаниях, генерирующих и сбывающих электрическую энергию, с соответствующим повышением доли частного капитала в этих потенциально конкурентных сферах [11, c. 192].

Таким образом, предложенная программа была нацелена на ликвидацию существовавшего дисбаланса интересов государства и бизнеса при помощи организационного и имущественного отнесения интересов последних к отдельным секторам в электроэнергетике. Согласно цели программы реформирования область доминирующего влияния бизнеса постепенно овладеет всеми видами оперативно-хозяйственной деятельности. Главная цель преобразований состояла в создании условий для развития электроэнергетики на основе стимулирования инвестиций, то есть увеличении эффективности электроэнергетических компаний с помощью формирования условий для прихода в отрасль частных инвесторов и обеспечения качественного и устойчивого электроснабжения потребителей.


В ходе реформы все региональные АО-энерго были разделены на генерирующие, сбытовые и сетевые компании.

Желание внедрить конкурентные отношения в сферу электроэнергетической естественной монополии было вызвано стремлением преодолеть основные недостатки рынка и свести к минимальному значению трансакционные издержки путём нестандартных форм их уменьшения.

Окончание структурной реформы совместно с развитием реальной конкуренции в секторе производства и сбыта электроэнергии способствовали отказу от существования головной компании. На протяжении всей реформы осуществлялись коренные преобразования: видоизменялась система государственного регулирования и контроля отрасли, создавался конкурентный рынок электроэнергии, образовывались новые компании. Значительно изменилась и структура отрасли: осуществилось разделение естественно-монопольных (передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентных (генерация, сбыт, ремонт и сервис) функций, и т.д. Предыдущая монопольная структура электроэнергетики, при которой все элементы - от генерации до сбыта - находились под контролем одной компании, исчезла. На смену РАО «ЕЭС России», после 30 июня 2008 года, пришли новые самостоятельные участники рынка электроэнергетики, которые специализировались на определенных видах деятельности и контролировали соответственные профильные активы. Сформировавшаяся на текущий момент структура электроэнергетической отрасли представлена на рисунке 1.1, а степень влияния государства на элементы данной структуры отражена в рисунке 1.2 [11, c. 195].

Рисунок 1.1 – Новая целевая структура электроэнергетической отрасли

В результате образовались необходимые условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения. Задачи и цели электроэнергетической реформы обозначены в Постановлении Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» [1]. С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были детализированы в «Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005-2008 гг. «5+5» [23].

Рисунок 1.2 – Новая целевая структура электроэнергетической отрасли с учётом степени влияния государства

Предполагаемые изменения были успешно реализованы за период с 2001 по 2008 годы. В результате на территории РФ стали действовать оптовый и розничные рынки электроэнергии, цены которых не регулируются государством, а создаются на основе спроса и предложения. Под контролем Федеральной сетевой компании (ФСК) оказались магистральные сети, в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) стали объединяться распределительные сети электроэнергетического комплекса, а все права и обязанности региональных диспетчерских управлений перешли общероссийскому Системному оператору. Все активы производства были включены в состав межрегиональных компании, состоящих из двух видов.


К первому виду относятся генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК), а ко второму – территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, которые специализируются на генерации исключительно электрической энергии. В ТГК же входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («РусГидро») – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов [23].

Решение об образовании Федеральной сетевой компании было принято Правительством России летом 2001 года в рамках реформирования электроэнергетики. Федеральная сетевая компания создана как организация по управлению Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС).

Государственная регистрация Компании состоялась 25 июня 2002 года. ОАО РАО «ЕЭС России», выступившее единственным учредителем, передало в уставный капитал Компании системообразующий электросетевой комплекс, относящийся к ЕНЭС. В настоящее время правила функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности регулируются Постановлением Правительства РФ №1172 от 27 декабря 2010 года (в ред. от 09.09.2016) [2].

Одновременно в рамках реформирования электроэнергетики происходил процесс консолидации электросетевых объектов, относящихся к ЕНЭС, под управлением Федеральной сетевой компании. В 2007 году на базе реорганизованных АО-энерго (дочерних и зависимых обществ ОАО РАО «ЕЭС России») были созданы 56 Магистральных сетевых компаний (МСК).

Принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции МСК были переданы в оплату дополнительного выпуска акций Федеральной сетевой компании.

1 июля 2008 года ОАО РАО «ЕЭС России» и 54 МСК были присоединены к Федеральной сетевой компании. Еще 2 МСК (ОАО «Томские магистральные сети» и ОАО «Кубанские магистральные сети») остались ее дочерними обществами. В результате акционерами Федеральной сетевой компании стали более 470 тысяч бывших акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» и МСК [22].

17 июня 2002 года было зарегистрировано ОАО «Системный оператор –Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой» 3 (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС») – первая инфраструктурная организация реформируемой электроэнергетики России. В период 2002-2008 годов формировалась организационная структура Системного оператора. В сентябре 2002 года функции по оперативно-диспетчерскому управлению объединенными энергетическими системами приняли филиалы ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» объединенные диспетчерские управления (ОДУ). В декабре того же года были выделены из структуры региональных электроэнергетических компаний и приступили к управлению режимами энергосистем субъектов РФ три первых региональных диспетчерских управления (РДУ) – Северокавказское, Свердловское и Тульское. К концу 2004 года в структуре Системного оператора работало уже 56 РДУ. В 2008 году после образования Балтийского, Иркутского, Новосибирского РДУ и РДУ Татарстана, единая трехуровневая диспетчерская вертикаль была полностью сформирована.


Структура Системного оператора в настоящее время представляет собой работу 7-ми ОДУ, 50-ти РДУ и 15-ти региональных представительств. Вместе с тем, с 2007 года в составе ОАО «СО ЕЭС» в качестве дочернего зависимого общества находится Научно-исследовательский институт по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения (НИИПТ) [3].

Данный Институт основан в 1945 году и является многопрофильным электроэнергетическим научно-исследовательским центром, головной научной организацией отрасли в области развития системообразующей сети Единой энергетической системы России и межгосударственных электрических связей. В конце декабря 2007 – начале январе 2008 года было закончено создание целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, к своему завершению подошёл первый этап консолидации ОАО «РусГидро».

В результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» на основании решения внеочередного общего собрания акционеров от 26 октября 2007г. было создано Открытое акционерное общество «Холдинг МРСК». Уставный капитал при реорганизации был сформирован за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет ОАО РАО «ЕЭС России», переданных по разделительному балансу. Целью его создания было выделение компании, которой передавались принадлежащие ОАО РАО «ЕЭС России» акции всех межрегиональных распределительных сетевых компаний. Данная цель была обозначена в Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» «5+5», принятой Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 29 мая 2003г. [17, c. 21].

Новый холдинг, действовавший в секторе электроэнергетики РФ, объединил в своей структуре межрегиональные и региональные распределительные электросетевые компании (МРСК/РСК), научно- исследовательские и проектно-конструкторские институты, строительные и сбытовые компании. 97 филиалов МРСК/РСК были расположены на территории 69 субъектов Российской Федерации. В зоне ответственности компаний Холдинга МРСК эксплуатировались электрические сети десяти классов напряжения от 0,4 до 220 кВ. В настоящее время Федеральная сетевая компания имеет разветвленную инфраструктуру, составляющую основу экономики государства. Объекты электросетевого хозяйства находятся в 77 регионах РФ общей площадью более 15 млн кв. км. ФСК занимает лидирующее место в мире по протяженности линий электропередачи (более 139 тыс. км) и трансформаторной мощности (332,5 тыс. МВА) среди публичных электросетевых компаний. В компании задействованы более 24 тысяч человек. Также компания входит в перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение [22].