Файл: Этапы реформирования электроэнергетики в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Электроэнергетика играет ключевую роль в развитии экономики России. Во всех своих проявлениях она представляет собой основу всей общественной жизни, поскольку обеспечивает комфортное существование граждан, а также функционирование и развитие промышленного комплекса страны, то есть все затраты на энергоресурсы создают экономическую среду.

В последнее десятилетие в электроэнергетике России происходят широкомасштабные структурные изменения. В первую очередь, это связано с либерализацией рынка электроэнергии (мощностей) и отказом от государственного контроля над отраслью. Причины реформ в энергетике: низкая эффективность производства и потребления электроэнергии, несовершенство государственного регулирования электроэнергетики, снижение управляемости и эффективности функционирования, дефицит инвестиционных ресурсов, снижение надёжности электроснабжения, кризисное состояние научно-технического развития, ухудшение показателей финансовой устойчивости, отсутствие эффективной системы корпоративного управления.

В России реформа электроэнергетики началась гораздо позже, чем во многих других странах. Реформирование электроэнергетики осуществлялось довольно быстрыми темпами и оказалось наиболее радикальным по сравнению с зарубежными странами. Также электроэнергетика России оказалась первой отраслью национального хозяйства, где были произведены существенные изменения в сравнении с другими монополиями страны.

Вопросы реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются одними из самых актуальных для производственных предприятий. После вступления страны в ВТО обострилась конкурентная борьба на отраслевых рынках, и соотношение между ценой и качеством продукции, значительную часть себестоимости которой составляют энергозатраты, формирующее конкурентоспособность, будет долго являться объектом пристального анализа.

Цель курсовой работы – исследовать реформу электроэнергетики в России.

В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- привести характеристику первого этапа реформирования электроэнергетики в России;

- охарактеризовать второй этап реформирования электроэнергетики в России;

- проанализировать итоги реформы и проблемы развития электроэнергетики;

- выявить тенденции в области регулирования электроэнергетики;

- рассмотреть перспективу завершение формирования структуры сетевого комплекса;


- выявить перспективы развития розничных рынков и реформирование.

Объект исследования – отрасль электроэнергетики в России.

Предмет исследования – процесс реформирования электроэнергетики в России.

В процессе выполнения работы использовались традиционные экономические методы анализа как: монографический, сравнительный, статистический, и другие.

Информационная база. При написании курсовой работы были использованы научные и учебные издания по теме исследования, материалы периодических изданий, аналитика с официальных сайтов по электроэнергетики России.

1. Этапы реформирования электроэнергетики в России

1.1. Характеристика первого этапа реформирования электроэнергетики в России

Сам процесс реформирования электроэнергетической отрасли в России условно можно разделить на 2 этапа.

Выявим ключевые характеристики первого этапа реформирования электроэнергетики в России. Данный этап начался в середине 90-х годов. Его результатом оказалось введение в отрасль новой системы хозяйственных отношений, отвечающих рыночной экономике [12, c. 50].

Вызванная неравномерным размещением генерирующих мощностей и зависимостью большинства регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности реструктуризация проводилась в период 1992-1994 гг. Данная реструктуризация опиралось на следующие элементы:

- акционирование и приватизация электроэнергетических объединений, а также образование на их основе 72 региональные энергокомпании, которые находятся в одинаковых «стартовых» экономических условиях;

- исключение из состава электроэнергетических объединений 51 крупной электростанции в качестве самостоятельных субъектов и выведение их на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ);

- создание и введение оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности с элементами конкуренции в сфере генерации электроэнергии;

- формирование государственного концерна «Росэнергоатом», использующего атомные электростанции на внебюджетной (самофинансирующейся) основе;


- образование около 1340 оптовых продавцов-перекупщиков (ОПП) электроэнергии, обеспечивающих гибкость в удовлетворении электроэнергетических потребностей и практически не владеющих собственными энергомощностями;

- создание сетевой организации РАО «ЕЭС России», обеспечивающей всем участникам ФОРЭМ одинаковый доступ к межсистемным линиям электропередачи, а также являющейся по совместительству и холдинга, который владеет 49% акций всех региональных электроэнергетических компаний и контрольными пакетами всех электростанций, выведенных на ФОРЭМ [12, c. 51].

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России») было образовано в декабре 1992 года. Компаниям, входящим в РАО «ЕЭС», было передано в использование 72,1% установленной мощности, что дало возможность им обеспечивать 69,8% от общей выработки электроэнергии и 32,7% теплоэнергии, а также распределять практически всю (96 %) электроэнергию. Мощность компаний холдинга превышала 156 ГВт, что делало ее крупнейшей электроэнергетической компанией в мире. Образование РАО «ЕЭС России» позволило сохранить качественное и устойчивое снабжение потребителей электрической энергией. В 1997 г. в состав холдинга были включены территориально обособленные подразделения Межсистемных электрических сетей: Центра, Юга, Северо-Запада, Урала, Волги, Сибири, Востока.

Следует отметить, что владельцем контрольного пакета акций большинства отраслевых компаний являлась РАО «ЕЭС России». Этот факт способствовал своеобразной преемственности регулирования в условиях сложного переходного периода. Подобная структура управления отраслью во многом восстановила прошлую систему административно-отраслевого управления. Однако, её специфика заключалась в работе на основе имущественных отношений. Данная структура позволяла решать важную задачу – обеспечивать надёжным электроснабжением потребителей [18, c. 9].

Первый этап реформирования сохранил доминирующее влияние государства в отношении функционирования и развития отрасли. Данное влияние производилось с помощью различных имущественных механизмов. В частности, в виде владения государством контрольных пакетов акций электроэнергетических компаний. Также доминирующая роль государства заключалась и в всеобщем регулировании цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

В первые годы создания потенциально новой экономической среды данная ситуация, где присутствовал значительный дисбаланс среди интересов государства и бизнеса, считалась вынужденной мерой. Однако сохранение данного дисбаланса в последующие годы способствовало возникновению целого ряда негативных тенденций в электроэнергетической отрасли [21]:


- резкому и необоснованному увеличению производственных и инвестиционных издержек при отсутствии реальных антизатратных стимулов на рынке;

- отрицательному изменению финансового положения компаний из-за политики госрегулирования (удерживания цен (тарифов) электроэнергии, перекрестного субсидирования), а также неплатежей;

- сохранению плохой инвестиционной привлекательности отрасли и отсутствию значительных внешних инвестиций.

Кроме того, функционирование частично реформированной электроэнергетики выявило ее слабые стороны, которые, совместно с неблагоприятными внешними факторами (спад производства, неплатежи и др.), способствовали уменьшению отраслевой эффективности:

- отсутствие приемлемого режима работы электростанций и, как следствие, увеличение удельного расхода топлива;

- увеличение потери электроэнергии в электрических сетях;

- повышение относительной численности задействованного персонала компаний;

- снижение потребления электроэнергии, которое вызвало рост резервов установленных мощностей в ЕЭС России. Накопившийся избыток мощности составлял около 70 млн кВт. Поддерживая надежную и устойчивую работу ЕЭС России, он оказался дополнительной финансовой нагрузкой на потребителей, поскольку оплачивался ими;

- значительное уменьшение эффективности капитального строительства и всего инвестиционного процесса. Что явилось в основном результатом действующего порядка финансирования электроэнергетики, предусматривающего создание финансовых источников за счет введения инвестиционной составляющей в тарифы на электроэнергию.

Таким образом, все выявленные обстоятельства послужили причиной образования Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). Данное событие стало первой ступенью к рыночным отношениям в электроэнергетике.

Регулирования положения данного рынка осуществлялось с помощью Постановления Правительства РФ «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» от 12 июля 1996 г. № 793 с последующими дополнениями и изменениями. Образование ФОРЭМ основывалось на определённых принципах [10, c. 99]:

1) формирование рынка исключительно из производителей электроэнергии – региональных акционерных обществ (АО «Энерго») и крупных потребителей электроэнергии, в том числе перепродавцов. Весь электроэнергетический рынок условно необходимо делить на две зоны – Европейскую и Сибирскую, в которых наблюдаются существенные экономические различия в условиях производства и поставок электрической энергии и мощности;


2) организация условий для заключения на рынке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных контрактов на поставку электрической энергии и мощности между субъектами ФОРЭМ. Краткосрочные договоры и заказы, включая суточные, заключаемые в реальном режиме времени, должны образовывать «спотовый рынок»;

3) оказание диспетчерского регулирования графиков нагрузки и предоставление нужного резервирования электроэнергетических мощностей с помощью ЦДУ (центрального диспетчерского управления) и ОДУ (объединенных диспетчерских управлений);

4) государственный контроль и регулирование региональных тарифов на электрическую энергию и мощность, а также образования многоставочных тарифов.

Следует отметить, что на ФОРЭМ действовали не рыночные механизмы формирования цены. Тарифы на электроэнергию и размер платы за услуги устанавливала Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). На площадке ФОРЭМ свою продукцию продавали электростанции федерального уровня, генерирующие компании (группы электростанций), АО-энерго и другие производители электроэнергии. Основными покупателями электроэнергии были региональные АО-энерго и конечные потребители (юридические лица) – оптовые покупатели, допущенные на ФОРЭМ. Появление данного рынка привело к тому, что компании отказались покупать энергию у региональных

АО-энерго и стремились выйти на прямые ее покупки на ФОРЭМ. Это объяснялось тем, что в цену энергии, которую продавали АО-энерго, включались расходы на перекрестное субсидирование льготных абонентов (население, бюджетные организации и др.). А при покупке на ФОРЭМ перекрестной составляющей в тарифах не было, в результате цена оказывалась ниже в 2 раза и более. Поэтому в 2001 году началось бегство промышленных предприятий от АО-энерго на ФОРЭМ. Однако удалось это не более 20 промышленным предприятиям. Массовому выходу мешали технические сложности и административные барьеры. Формально выход на ФОРЭМ был открыт для любого предприятия, имевшего не менее 100 млн кВт⋅ч годового потребления электроэнергии. На практике этому препятствовали региональные энергетические комиссии и РАО «ЕЭС России», потому что региональное АО-энерго, растеряв крупных покупателей (крупных предприятий) и лишившись части денег, необходимых для доплаты за льготных потребителей, неизбежно сталкивалось с необходимостью в одночасье повышать тарифы для населения и бюджетных организаций в 2 раза, что было недопустимо по политическим и социальным соображениям либо оказаться банкротом [8].