Файл: Теоретико-методологические основы становления и функционирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
На стабильность системы индустрии спорта существенно влияют факторы окружающей среды: экономическая среда, политическая ситуация, правовое и социальную среду. Факторы окружающей среды прямо и непосредственно влияют на предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию. От того, какими будут эти факторы, зависит, какой будет индустрия спорта в стране, насколько она будет развита и потребности будет обслуживать.
Факторы, способствовавшие эволюции спортивной моды: развитие клубов по интересам; внедрение новых материалов и технологий изготовления спортивной одежды и обуви; мода на отдельные виды спорта; появление и стремительное распространение новых видов спорта, практик досуга. Заметную роль в развитии индустрии спортивной моды сыграли такие социальные течения, как феминизм, «сексуальная революция» и т.п., под влиянием которых телесная выразительность становилась средством освобождения тела от различных условностей. Распространение спортивной моды анализируется с позиций различных теорий и концепций: теории «показного (демонстративного) потребления» Т.Веблена, теории «подражания» Г. Зиммеля, теории «утечки по горизонтали» Ч. Кинга, концепций объяснения моды на основании коллективного поведения К. Ленга и Г. Ленга, Г. Блумера.
В последнее время наблюдаются значительные изменения индустрии спортивных товаров: стремительно растет количество участников рынка, расширяется ассортимент товаров, который охватывает все сегменты потребителей, повышается конкуренция среди участников рынка. Этому способствует процесс спортивной дифференциации, который продолжается и ускоряется сейчас. Предлагая те или иные образцы, спортивная мода формирует содержательную сторону потребления: образ высококачественного товара идентифицируется с определенным спортивным образом, маркой, брендом[6].
В современных условиях индустрия спорта существенно влияет на макроэкономические показатели индустриально развитых стран мира и может способствовать социально-экономическому росту любой страны. Степень развития индустрии спорта является одним из факторов, который влияет на темпы развития общества, уровень и качество жизни населения, деловой активности. Проведение спортивных соревнований обеспечивает развитие отраслей, прямо и косвенно связанных со сферой спорта. Функционирование индустрии спорта способствует росту спроса населения как на спортивно-оздоровительные услуги, так и на спортивные товары. Использование современных технологий в индустрии спорта углубляет связи этой системы с другими подсистемами национальной экономики.
Закономерным следствием активной интеграции спорта в экономической системы рыночного типа является то, что результат спортивной деятельности - спортивные услуги (спортивное зрелище, оздоровительные занятия и т.п.) приобретают форму товара, в свою очередь, приводит к формированию и интенсивного развития рынка услуг индустрии спорта, определяющее место на котором занимают «первичные» (спортсмены, зрители) и «вторичные» (СМИ, бизнес) потребители услуг.
Среди всех потребителей спортивных товаров и услуг выделено пять основных групп:
1) покупатели спортивного оборудования, тренажеров, спортивной одежды и обуви;
2) посетители спортивно-оздоровительных учреждений, фитнес-клубов, тренажерных залов;
3) посетители спортивно-зрелищных мероприятий, активные болельщики;
4) аудитория спортивных СМИ, посвященных спорту;
5) околоспортивных аудитория, в частности спортивные фанаты[7].
Ускорение интеграции индустрии спорта до рыночных отношения привело к существенным преобразованиям схем развития различных видов спорта, а также характера деятельности и взаимоотношений между ее субъектами. С одной стороны, децентрализация управления отраслью, уменьшение объемов бюджетного финансирования спортивного сектора, упадок многих объектов инфраструктуры привели к деградации и частичного разрушения системы поддержки спорта в нашей стране, с другой - увеличение количества и разнообразия видов физкультурно-спортивной деятельности привело к перенасыщению рынка соответствующих услуг и усиление на нем родовой и видовой конкуренции[8].
Существует три группы субъектов спортивной коммуникации:
I группа - широкий круг участников спортивного движения (спортсмены, тренеры, представители федераций, спортивные судьи и т.д.), Которые часто выступают в роли адресантов, производящие исходную информацию, способствуют созданию определенной информации, заключается в красоте, зрелищности, эстетической ценности, а также креативных сторонах спорта, и передачи ее другим группам субъектов (журналистам и аудитории)
II группа - спортивные журналисты, представители пресс-служб, маркетинговых агентств, а также основатели и руководство (редакторы) спортивных СМИ - могут быть как адресант, так и коммуникаторами;
III группа - представители аудитории, которые получают информацию (адресаты) и в то же время влияют на ее содержание[9].
Функционирование индустрии спорта как коммуникативной системы осуществляется через средства массовой информации, организации и неформальные контакты. Проанализировано влияние прессы, радио, телевидения и Интернета на развитие спортивной коммуникации.
Глава 3. Перспективы развития индустрии спорта
Проблема девиаций в спорте имеет специфические особенности, потому что спорт является социальной системой, которая представляет собой уникальный и сложный комплекс различных актеров, коммуникаций и взаимосвязей, вызывает необходимость отдельного социологического изучения данной проблемы. Разновидности девиантного поведения в спорте: употребление допинга, насилие, жестокость, агрессия и т.д.
Исходя из целей и направленности девиантного поведения в спорте выделено ее деструктивный и асоциальный типы. К первому из них относятся отклонения, наносящие ущерб самой личности, например, употребление спортсменами запрещенных препаратов (допинга). Поведение, принадлежит ко второму типу, наносит вред сообществу людей, например, неспортивные драки на спортивных площадках, агрессивность спортивных фанатов. Девиации в спорте, с одной стороны, является определенной проекцией общественных отношений на сферу спорта, сигналом об общественных проблемах, с другой стороны, вопрос специфических спортивных девиаций не могут быть эффективно решены без изменения существующих общественных отношений[10].
В научной литературе существуют противоположные подходы, характеризующие взаимосвязь спорта и социального конфликта. Сторонники одного из них считают современный спорт источником социальных конфликтов, поскольку сама сущность спортивного соревнования конфликтогенная. Сторонники противоположного подхода положительно и достаточно высоко оценивают роль спорта в ограничении и преодолении конфликтов, всесторонне подчеркивая важное значение спорта как фактора мира, дружбы, международного взаимопонимания, смягчения агрессивности.
Возникновению конфликтных ситуаций в международном спорте, способствует использование его в корыстных политических целях. Спортивные рекорды, успешные выступления соответствующих сборных на Олимпиадах, безупречное проведение очередных игр и даже само право на проведение последних стали инструментами увеличения международного политического авторитета стран. Одним из неизбежных последствий этого стали многочисленные конфликты в международном спорте, реализуемых в форме политических протестов или бойкотов. Доказано, что спорт можно рассматривать как образец ограничения конфликтов, потому что спортивная деятельность регулируется на основании соблюдения принципов «fair play» (честной, справедливой игры) и равенства шансов. Спорт способен эффективно влиять на физические, психические, духовные качества и способности человека.
На основе анализа научно-литературных источников и результатов исследования выявлена положительная роль спорта в процессах консолидации общества. Спорт благодаря своей способности объединять людей, несмотря на границы, культуры и религии, является мощным средством укрепления мира, толерантности и взаимопонимания. Спорт рассматривается как средство снятия агрессии, напряженности в обществе, эффективный фактор сокращения «социальной дистанции» между людьми, преодоление их изоляции друг от друга, универсальное средство физического и духовного оздоровления нации[11].
В процессах интеграции общества важным является то обстоятельство, что современный спорт - это качественно новый и своеобразный эстетический и художественный феномен, который в силу этого обстоятельства тесно связан с искусством и обнаруживает определенную с ним единство.
Спорт также является одним из мощных средств патриотического воспитания. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её культурные особенности и идентифицировать себя с другими членами нации. Патриотические чувства лучше всего проявляются в церемониях награждения победителей Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, когда поднимается флаг и звучит гимн страны-триумфатора[12].
Но было бы ошибкой считать, что в современных условиях спорт сам по себе выступает как средство интеграции общества. В зависимости от конкретных исторических условий, конкретной ситуации, под влиянием различных факторов меняется сущность, характер, направленность спорта, на первый план могут выходить его гуманистические ценности или предпочтительными могут становиться антигуманных явлений, культурный потенциал используется в большей или меньшей степени и др. Поэтому возникает вопрос о гуманизации современного спорта.
Традиционная модель организации спортивных соревнований, основанная на жесткой конкуренции участников и поощрении небольшой группы победителей, имеет достаточно серьезные недостатки. Поэтому многие ученые и специалистов выступают за гуманизацию спортивных соревнований, за поиск и использование новых форм их проведения, которые ориентировали участников на духовно-нравственные и эстетические ценности; НЕ развивали стремление победить любой ценой, а стимулировали к самосовершенствованию, гармоничного развития и высоконравственного поведения в духе идеалов олимпизма, принципов «fair play». К этому времени накоплен значительный теоретический и практический материал, характеризующий различные подходы к решению проблемы гуманизации спорта. Сторонники одного из них предлагают сохранить соревновательную модель спорта, основанную на таких принципах, как соперничество, конкуренция, преимущество, максимальная результативность, измерения и сравнения результатов, выявление победителей и т.п., трансформировав ее в более гуманную. Представители другого подхода ориентированы на полный отказ от соревновательной модели спорта, замену ее моделью, вообще не предполагает соревнования и конкуренции. Большинство сторонников гуманизации спорта видят исцеления его в утверждении нравственных и эстетических принципов[13].
Чаще всего утверждения этических принципов, сохранение духа честной игры, борьбу с насилием в спорте и другими антигуманными проявлениями в нем связывают с активизацией просветительской работы (олимпийского образования), что имеет целью ознакомить спортсменов, тренеров, организаторов спортивных соревнований с гуманистическими идеалами и ценностями, разъяснить их смысл и значение в области спорта, обосновать их место в олимпизма, сформировать систему знаний об Олимпийских играх и олимпийское движение и тому подобное.
Для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только во время учебных занятий, непосредственно связанных с системой физической культуры и спорта, но и в рамках других образовательных дисциплин, особенно гуманитарных.
Важным направлением гуманизации спортивных соревнований некоторые ученые и специалисты видят в смещении акцента их участников на борьбу с собой, а не с соперником. Для этого предполагается выявлять степень улучшения каждым участником своихпредыдущих результатов, а не превышение им результатов другое. Вместе с тем, иногда основная задача гуманизации спортивных соревнований видится в том, чтобы сформировать у участников высокодуховное чувство общности, единения, сотрудничества. Некоторые исследователи в поисках путей гуманизации спорта обращают внимание на необходимость существенных изменений в организации не только соревнований, но и подготовки к ним, тренировочного процесса, спортивного отбора, важность создания «нового воспитательной среды и организационной структуры» спорта в целом. Указано, что поиск путей гуманизации спорта побудил ученых к разработке различных альтернативных моделей организации спорта: Р. Юнгк (Австрия) - «Мягкие Игры»; Х. Ленк (Германия) - «Собственно достижения»; Т. Орлик (Канада) - «Игры и спорт, основанные на сотрудничестве»; Л. Калинкин - «экоспорт»; В. Сироткин - «Артбол»; В. Столяров - «Спартианськи игры» и другие. Доказано, что важное значение по гуманизации спорта имеет поведение зрителей: одобрение или неодобрение тех или иных поступков спортсменов и тренеров (их агрессивных, недружелюбных действий, или, наоборот, высоконравственного поведения). Зависимость гуманистической культурной ценности спорта от субъективного фактора достаточно четко осознается многими исследователями.
Культурная гуманистическая ценность спорта существенно зависит от поведения, установок, ценностных ориентаций тех лиц и социальных групп, вовлеченных в эту сферу, поэтому крайне важно учитывать те факторы, которые влияют на это поведение, на эти установки и ценностные ориентации[14].