Файл: Теоретико-методологические основы становления и функционирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
Ценностные ориентации личности, как известно, формируются под стихийным влиянием социального и культурного среды (реальных условий жизни, системы принятых ценностей, морального и материального поощрения определенных поступков и действий, культурных обычаев и традиций и т.п.), а также в результате сознательного, целенаправленного воздействия на личность других лиц и его самого в ходе самовоспитания, саморазвития.В современном обществе в целом и различных его сферах частности царит (не декларативные, а реально) ориентация на исключительно прагматические, технократические, а не на гуманистические, духовно-нравственные ценности, на узкопрофессиональной, односторонний, а не на гармоничное и разностороннее развитие личности, преобладает стремление достичь успеха любой ценой. Это существенно влияет и на сферу спорта, на приоритет в этой области тех или иных ценностей. Стремление добиться успеха любой ценой приводит, в частности, к тому, что не только духовно-нравственные, но даже эстетические ценности не являются приоритетными, по крайней мере там, где они не связаны со спортивным результатом.
В конце концов, решение задач гуманизации спорта связано с осознанием и преодолением опасных перспектив реализации технократической парадигмы мышления и порождаемых ею форм практики. Кроме того, должны быть найдены такие стратегии развития спорта, в которых в наибольшей степени проявлялась бы его гуманистическая природа[15].
Проблема гуманизации современного спорта требует фундаментальных изменений и в других социальных системах, общества в целом, выдвигающих на первый план гуманистические идеалы и ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного теоретико-методологического анализа особенностей становления современного спорта как индустрии обнаружено, что изменение игровой парадигмы в обществе на спортивную способствовала развитию современного спорта и впоследствии превратила его в значимый социальный феномен. Развитие индустрии спорта как целостной системы сопровождается прогрессирующей дифференциацией ее структуры, функций, формированием и совершенствованием всех ее компонентов. Изменение самой сущности спорта, усложнение его структурных социальных связей и функций анализируется в диссертационной работе с позиций системного подхода.
Применение системного подхода позволило рассмотреть индустрию спорта как целостность; определить ее как сложную систему с огромным количеством элементов и возможных способов и направлений коммуникаций, исследовать характер взаимосвязей между элементами в структуре индустрии спорта, а также между системой индустрии спорта и окружающей средой.
Определены и охарактеризованы социальные факторы, обусловившие переход от разрозненных спортивных практик в индустрии спорта, основными из которых являются: специализация спортивной деятельности, дифференциация видов спорта, стандартизация правил и норм соревнований, типизация спортивного оборудования, стремительный рост количества международных соревнований, увеличение численности участников спортивного зрелища. Установлено, что развитию индустрии спорта способствовала также его интеграция с другими подсистемами общества: экономикой, политикой, религией, наукой, образованием и т. Отмечено, что современный этап развития индустрии спорта связан с глобализацией спортивной деятельности. Рассмотрены основные этапы и направления этого процесса.
Выяснено социальные механизмы, с помощью которых происходит переход от разрозненных спортивных практик в индустрии спорта и ее дальнейшее развитие, основными из которых являются
а) спортивный менеджмент, направленный на достижение целей физкультурно-спортивных организаций, действующих в условиях рынка, путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов, обеспечивая таким образом управляемость процессов в сфере спорта;
б) спортивный маркетинг, на основании которого основывается формирования спортивного продукта в соответствии с общественными потребностями и продвижения идеи спорта в обществе;
в) спортивный инжиниринг, который позволяет комплексно и эффективно внедрять новейшие научные разработки в сферу спорта, обеспечивая восстановление спортсменов, повышения эффективности тренировочного процесса, установление новых рекордов, повышение массовости и зрелищности спорта и т.д.;
г) спортивное спонсорство - позволяет привлекать инвестиции из различных источников, предоставляет основу для развития спорта (материальное, финансовое, информационное)
д) спортивная мода, которая формирует содержательную сторону потребления в индустрии спорта: образ высококачественного товара идентифицируется с определенным спортивным образом, маркой, брендом. Установлено, что потребительские практики в индустрии спорта связаны с повседневной проявлением ценностей в жизни людей, по ним можно проследить динамику ценностных ориентаций и стратификацию общества.
Установлено, что спорт формирует собственную субкультуру, которую можно обозначить термином «спортивная субкультура», для которой характерны следующие черты: определенные формы деятельности социального субъекта; средства, механизмы и результаты этой деятельности; особый стиль жизни и связанные с ним типы, образцы, модели поведения, а также соответствующие нормы, правила, санкции, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности и т. Показано, что связь со спортом определяет существенную специфику всех этих социальных явлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Болховер Д., Брэди К. Футбол как модель бизнеса. Уроки бизнеса «изнутри» / Пер. с англ. В.О. Шагояна. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005.
- Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. – М., 2006.
- Гуськов С.И. Игра называется деньги. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 195 с.
- Гуськов С.И. Спонсор и спорт. – М.: МЦНТИ, 1995.
- Золотов М.И., Кузьмичева Е.В. Менеджмент в сфере физической культуры, спорта и рекреации (Итоги 13-го конгресса Европейской Ассоциации спортивного менеджмента – ЕА-ЯМ) // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 12. – С. 57–59.
- Иванов Н., Шедченко А. Сколько стоит Карл Льюис? // Спорт за рубежом. – 1986. – № 4.
- Ким В.В. Любительский спорт как придаток международных спортивных монополий // Теория и практика физической культуры и спорта. – 1999. – № 5.
- Кольяков А.М. Анонс спортивного мероприятия или завуалированная реклама? // Актуальные проблемы российского права. – 2009. – № 2. – С. 247–253.
- Кузнецов А.С. Зарубежный спорт: менеджмент и маркетинг. – М.: ЦООНТИ – ФиС, 1992. – 65 с.
- Кутепов, М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: курс лекций. – М.: Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992. – 144 с.
- Серебряков А.В., Пономарев Н.И. Социология спорта в США на службе капитализма. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Фивег К. Спонсорство и Олимпийские игры // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» (г. Москва, 29 июня 2007 г.). – М., 2008. – С. 87–93.
- Фомин Ю. Коммерциализация олимпийского спорта как противоречие его развития // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез.докл. Междунар. конгр. – М., 1998. – Т. 2. – С. 578–579.
- Фомин Ю.А., Бурятов А.Б. Коммерциализация спорта как форма идеология диверсии // Теория и практика Ф.К. – 1986. – № 12.
- Шааф Ф. Спортивный маркетинг: Пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
- Юткин В. Индустрия спорта: правовые условия развития // <http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=4843>; <http://www. rustrana.ru /article.php?nid=4843>. – 11.10.2007. (Последнее посещение 01.07.2009).
-
Кутепов, М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте: курс лекций. – М.: Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1992. – 144 с. ↑
-
Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. – М., 2006. ↑
-
Ким В.В. Любительский спорт как придаток международных спортивных монополий // Теория и практика физической культуры и спорта. – 1999. – № 5. ↑
-
Золотов М.И., Кузьмичева Е.В. Менеджмент в сфере физической культуры, спорта и рекреации (Итоги 13-го конгресса Европейской Ассоциации спортивного менеджмента – ЕА-ЯМ) // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 12. – С. 57–59. ↑
-
Фомин Ю.А., Бурятов А.Б. Коммерциализация спорта как форма идеология диверсии // Теория и практика Ф.К. – 1986. – № 12. ↑
-
Юткин В. Индустрия спорта: правовые условия развития // <http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=4843>; <http://www. rustrana.ru /article.php?nid=4843>. – 11.10.2007. (Последнее посещение 01.07.2009). ↑
-
Гуськов С.И. Спонсор и спорт. – М.: МЦНТИ, 1995. ↑
-
Фомин Ю. Коммерциализация олимпийского спорта как противоречие его развития // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез.докл. Междунар. конгр. – М., 1998. – Т. 2. – С. 578–579. ↑
-
Фивег К. Спонсорство и Олимпийские игры // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» (г. Москва, 29 июня 2007 г.). – М., 2008. – С. 87–93. ↑
-
Кольяков А.М. Анонс спортивного мероприятия или завуалированная реклама? // Актуальные проблемы российского права. – 2009. – № 2. – С. 247–253. ↑
-
Шааф Ф. Спортивный маркетинг: Пер. с англ. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. ↑
-
Кузнецов А.С. Зарубежный спорт: менеджмент и маркетинг. – М.: ЦООНТИ – ФиС, 1992. – 65 с. ↑
-
Гуськов С.И. Игра называется деньги. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 195 с. ↑
-
Серебряков А.В., Пономарев Н.И. Социология спорта в США на службе капитализма. – М.: Физкультура и спорт, 1987. ↑
-
Иванов Н., Шедченко А. Сколько стоит Карл Льюис? // Спорт за рубежом. – 1986. – № 4. ↑