Файл: Теоретико-методологические основы становления и функционирования индустрии спорта.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Трансформация современного общества приводит к дифференциации спортивных практик, усложнение общественных связей, меняется характер взаимоотношений между спортом и другими социальными явлениями, процессами и институтами. Возникает необходимость объяснения новейших процессов трансформации спорта. Существует противоречие между признанием высокой социальной значимости спорта и отсутствием комплексного социального исследования этого феномена. Изучение социальных аспектов развития спортивных практик усиливается кризисом социологии спорта, проявляется: в концептуальной неразработанности социологии спорта в условиях преобразования спорта на индустрию, что требует разработки нового понятийного аппарата; в фрагментарности исследований различных аспектов спортивной деятельности при отсутствии адекватного теоретико-методологической основы.
Доказательством такой фрагментарности является разнообразие подходов к изучению социальной сущности спорта. Наиболее распространены социологические исследования спорта в рамках таких направлений: теория игры (Х. Ортега-и-Гассет, И. Гейзинґа), структурный функционализм (К. Стивенсон, Г. Эдвардс, Х. Татану, К. Хейнил), структурализм (П. Бурдье), конфликтологическая парадигма (Г. Люшен, С. Гульденпфенниг), теория фигураций (Н. Элиас, Дж. Маґвайр), феноменология (Х. Ленк), символический интеракционизм (Г. Стоун, М. О'Нил, Дж. Масионис ).
Проблема индустрии спорта не было содержательного прорабатывания ранее. В то же время изучение различных составляющих этой проблемы имеет свою, достаточно насыщенную историю.
Некоторые аспекты развития индустрии профессионального спорта исследовали с различных точек зрения К. Граттон, П. Тейлор, К. Хайнеманн, М. Гарднер, Х. Фишер, Дж. Годдард, С. Добсон, А. Починкин, Л. Аристова.
Современную индустрию спорта невозможно рассматривать вне экономической системы общества. В этом контексте анализ базировался на работах В. Андрефф, Б. Виттона, К. Хайнеманн, Ф. Шаафа, М. Томича, К. Брукс, Т. Карри, Х. Дигеля, В. Жолдака, И. Переверзина, В. Кузина , М. Кутепова, В. Россадюк, Ю. Мичуда, В. Галкина.
Следует подчеркнуть, что большинство научных работ, посвященных изучению различных аспектов спортивной деятельности, преследуют свои задачи, но в научных работах остаются без внимания вопросы трансформации современного спорта, способствуют превращению его в индустрию, не определено понятие индустрии спорта, ряд других ключевых понятий. К тому же достаточно очевидна явное расхождение мнений различных авторов о причинах и последствиях такой трансформации, можно рассматривать как вполне реальное научно-практическое противоречие, которое требует содержательного решения и поэтому стало предметом нашего анализа. Следует отметить также, что с позиций системного подхода спорт в научной литературе почти не анализируется, индустрия спорта не изучается как целостность, а поэтому исследование по выбранной теме имеют фрагментарный характер, что и вызывает необходимость комплексного исследования выбранной темы.
Целью исследования является анализ концепции индустрии спорта как социальной системы, выявление специфики ее становления и особенностей функционирования в современном обществе.
Достижение этой цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать индустрию спорта как социальную систему, взаимодействие ее подсистем с другими подсистемами общества;
- раскрыть факторы и социальный механизм, с помощью которых происходит переход от разрозненных спортивных практик в индустрии спорта;
- определить факторы, способствующие развитию индустрии спорта, соотношение конструктивного и деструктивного в индустрии спорта, ее консолидирующий потенциал;
Объект исследования: индустрия спорта.
Предмет исследования: закономерности становления, функционирования и развития индустрии спорта как социальной системы.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: анализа и синтеза, сравнительного анализа, системного анализа.
Глава 1. Теоретико-методологические основы становления и функционирования индустрии спорта
Спортивные практики, трансформируясь в ходе становления конкретных форм социума, играли важную роль на протяжении всей истории развития современной цивилизации. Социологи неоднократно принимались за объяснение социальной сущности спорта, анализируя или Олимпийские игры Древней Греции, или гладиаторские бои Древнего Рима, или рыцарские турниры средневековой Европы. Такие подходы к анализу современного спорта подводили ученых иногда к очень противоречивым выводам. Например, в одной из первых работ по социологии спорта Г. Риссе отрицает зависимость спорта от экономической жизни общества. И. Гейзинґа возникновения спорта связывает с переходом от игры как развлечения к организованной системы клубов и соревнований, но он анализирует только игровой компонент спорта, подчеркивая, что соревнования удаляются из игровой сферы и становятся уже не игрой, но и не чем-то серьезным, тем самым ученый отрицает значимость спорта в современном обществе. Однако стремительное развитие спорта опровергает выводы И. Гейзинги о его «несерьезность», на что указывают в своих работах М. Мосс, Н. Элиас, П. Бурдье и другие социологи, доказывая, что современный спорт влияет на все общество в целом и на все общественные структуры; он касается всех аспектов общественной жизни - политической, экономической, культурной, социальной, технологической - и одновременно влияет на повседневную жизнь индивидов[1].
В последних исследованиях социологи начали говорить об оригинальности современного спорта как нового продукта, сформировавшийся в обществе Нового времени (сначала - в английском обществе) вследствие небывалого ранее сочетание трех главных факторов: своеобразных форм политической жизни, специфического типа взаимозависимости между социальными группами и особым порядком эмоционального жизнь. Новый этап развития индустрии спорта, связанный с глобализацией спортивной деятельности, проанализированы на основании работ Дж. Магвайра.
Проблемность функционирования современного спорта вызывает острую критику в научной литературе по его положительной роли в обществе. Поэтому осуществлен теоретический анализ деструктивных факторов, связанных с развитиеминдустрии спорта: политизации, идеологизации спортивной деятельности, способствуют этноцентризма и национализма, развития конфликтных ситуаций; коммерциализации, которая стимулирует чрезмерную конкуренцию, насилие и другие негативные явления; тривиализации, связанной с деградацией массовой культуры; бюрократизации, что приводит к изменению статуса, роли и функций спорта.
Пытаясь определить характерные качественные черты развития современного спорта, большинство ведущих специалистов в области социологии спорта сходятся на том, что таким элементом является усложнение его организационной структуры и политики, является отражением более широких и сложных процессов развития современного общества, среди которых важное место занимает бюрократизация[2].
Следствием бюрократизации для современного спорта является, прежде всего, изменение социального статуса, роли и функций спорта. Обращаясь к этим проблемам, американский социолог А. Ингхем отмечает, что развитию бюрократического контроля в современном спорте способствует «технологическая рациональность» организационной деятельности. Такой контроль означает принуждение и усиления эксплуатации спортсменов. С этим связано еще большее углубление разрыва между спортсменами и спортивной деятельностью. Углубляется отчуждение спортсмена как от самой деятельности, так и от общества в целом. Спортсмен становится предметом манипуляций и оценивается в категориях своей соревновательной, социальной и экономической ценности.
Спорт является составной общества и не может развиваться изолированно от других социальных систем и общества в целом. Поэтому современный спорт, как и все виды деятельности, подчиняется закономерностям индустриальной цивилизации, характерными признаками которой является ориентация на материальные ценности, конкуренция и борьба, коммерциализация всех сфер деятельности. Поэтому проблему преодоления деструктивных факторов развития индустрии спорта невозможно решить без изменения модели самого общества, которое должно было ориентироваться на развитие творческих способностей личности, а не только на прагматические интересы.
Целесообразность изучения социализирующую потенциала спорта была высказана еще в работах Ч. Кули и Дж. Мида, которые отмечали, что спортивные игры являются частью процесса социализации. Для построения своих концепций ученые в области социологии спорта заимствуют отдельные взгляды французского педагога и психолога Ж. Пиаже, который считал, что в процессе воспитания именно игры по правилам создают ситуации, в которых от участников ожидаются определенные действия, и они должны проявить конформность во время их выполнения. Игра и спорт создают среду, где развивается физическое и эмоциональный потенциал личности. Конечным результатом этого процесса является создание вполне функциональной и эффективной взрослого человека. Спорт и игра является своеобразным «микромиром», социализирующего человека в определенных ситуациях, где устанавливаются символические санкции (правила), которые отражают реальную жизнь[3].
Эволюционное развитие индустрии спорта как целостной системы сопровождается прогрессирующей дифференциацией ее структуры, функций, формированием и совершенствованием всех ее компонентов. Изменение самой сущности спорта, усложнение его структурных социальных связей и функций отражались и осмысливались с позиций различных научных теорий. Каждое поколение ученых,рассматривая проблемы функционирования спорта сквозь призму требований своего времени, выстраивало различные концепции и модели его развития. Но с позиций системного подхода спорт в научной литературе почти не анализируется. Системный подход открывает возможность исследовать любую социальную систему как целостность, при этом не замыкаясь на «определяющем» факторе, а исследуя целостную взаимодействие, определяя структуру объекта и характер взаимосвязей в структуре между элементами и структуры со средой.
Глава 2. Функционирование индустрии спорта как социальной системы
Необходимость объединения различных отраслей и сфер деятельности в индустрию спорта обусловлена общностью целей их деятельности и тесных взаимоотношений, существующих между ними. Показано, что спорт в современных условиях оказывается вовлеченным в двух независимых систем: общества и индустрии, являясь их частью, развиваясь, исходя из закономерностей их развития. Одновременно спорт является самостоятельной социальной системой, имеющей свои уникальные элементы (как, например, соревнования).В качестве базового элемента системы индустрии спорта следует принять спортивность как признак, имеющую непосредственное отношение к спорту, но выходящую за его пределы[4].
Спортивность является связующим звеном различных составляющих элементов системы индустрии спорта и проявляется в различных видах и формах (от выступления на соревнованиях представителей школ, спортсменов-инвалидов, профессиональных спортсменов к производству, продаже, покупке любых спортивных товаров и услуг). Система индустрии спорта имеет свою собственную специфическую систему коммуникации, свой язык, мифы, истории и культуре. Подсистемы индустрии спорта, будучи ее структурными элементами, сами в то же время являются системами, имеют свою внутреннюю структуру и свои структурные подразделения. Объединенные межэлементных связями и механизмами, они тесно взаимодействуют между собой. Любые существенные изменения в одной из них обязательно порождают соответствующие изменения в других подсистемах.
В последнее время, индустрия спорта очень активно развивается. Кроме процессов усиления дифференциации внутри различных комплексов упражнений, видов спорта, систем выставления оценок и расчетов баллов и т.д., происходит изменение форм дифференциации, что приводит к увеличению видов коммуникации, появление новых ролей и статусов, возникновению новых организаций, формальных и неформальных правил и установок, в конечном счете еще более усложняет систему индустрии спорта.
В результате подобного осложнения, с одной стороны, все больше возрастает роль коммуникации, с другой - информации о свойствах и характеристиках самой системы, вызывает настоятельную потребность в осмысления (саморефлексии). Система индустрии спорта саморефлексирует с помощью центров, занимающихся изучением различных аспектов возникновения, функционирования и перспектив развития спорта: институтов, академий физической культуры и спорта и тому подобное[5].
В целях самосохранения система должна как-то упорядочивать взаимодействие как внутри самой себя, так и с внешней средой, реагируя на его изменения, то есть осуществлять то, что Н. Луман называл «редукцией комплексности». Такую функцию в системе индустрии спорта выполняют различные организации, такие как МОК, НОК, различные федерации, ассоциации, союзы, клубы и т.д., минимизируя таким образом беспорядок внутри системы и выступая связующим звеном с внешней средой.
Индустрия спорта определена нами, как социальная система, связанная с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров, услуг, организацией и проведением спортивных событий, а также разветвленной системой коммуникаций.