Файл: Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рисунке 1.2 [9].

Прибыль до налогообложения

Платежи в бюджет

Прибыль, оставляемая в распоряжении предприятия (чистая прибыль)

Прибыль, направленная на осуществление различных платежей, которые связаны с применением экономических санкций к предприятию, выполнение обязательств перед кредиторами

Чистая прибыль

Фонд потребления (потребляемая часть прибыли)

Фонд накопления (капитализируемая часть прибыли)

Дивидендный фонд

Фонд материального поощрения

Фонд на социальные потребности

Фонд развития производства

Резервный фонд

Рисунок 1.2 - Основные направления распределения прибыли

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под се распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры формируемых фондов, процесс их использования находятся в компетенции самого предприятия.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на инновации, капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам [4].

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его учредительных документах и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.


1.3 Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности

Доходность предприятия измеряется двумя показателями - прибылью и рентабельностью. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, в том числе прибыль от основной деятельности, является очень важным показателем. Однако он не может характеризовать уровень эффективности хозяйствования. При прочих равных условиях большую сумму прибыли имеет предприятие, которое обладает большим капиталом, использует больше живого и овеществленного труда, больше производит и реализует продукции (работ, услуг). Прибыль - это часть полученного на вложенный капитал чистого дохода предприятия, то есть, по сути, вознаграждение за риск предпринимательской деятельности. Чтобы сделать вывод об уровне эффективности работы предприятия, полученную прибыль необходимо сравнить с произведенными затратами. Во-первых, расходы можно рассматривать как текущие расходы деятельности предприятия, т.е. себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих затрат и прибыли, используемых в расчетах. Во-вторых, расходы можно рассматривать как авансированную стоимость

( авансированный капитал) для обеспечения производственной и финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Здесь также возможны различные варианты определения авансированной стоимости и определения прибыли, берутся для расчетов. Соотношение прибыли с авансированной стоимостью или текущими расходами характеризует такое понятие, как рентабельность. В широком, самом общем смысле рентабельность означает прибыльность или доходность производства и реализации всей продукции или отдельных ее видов; доходность предприятий, организаций, учреждений в целом как субъектов хозяйствования; доходность различных отраслей экономики. Рентабельность непосредственно связана с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель эффективности работы предприятия , который в общей форме вычисляется как отношение прибыли к затратам (ресурсам), измеряется в процентах. Рентабельность имеет несколько модифицированных форм в зависимости от того, какие именно прибыль и ресурсы (затраты) используются в расчетах [9].

Прежде выделяют рентабельность инвестированных ресурсов (капитала) и рентабельность продукции. Рентабельность инвестированных ресурсов (капитала) исчисляется в нескольких модификациях:


- рентабельность активов - характеризует эффективность использования всего имеющегося имущества предприятия и исчисляется как отношение общей (чистой) прибыли за год к средней сумме активов по годовому балансу;

- рентабельность собственного капитала - отражает эффективность использования активов, созданных за счет собственных средств, и рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу предприятия;

- рентабельность акционерного капитала - свидетельствует о верхней границе дивидендов на акции и исчисляется как отношение чистой прибыли предприятия в уставный капитал (номинальной стоимости проданных акций).  Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и отдельным ее видам. Рентабельность продукции характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт. Она определяется как отношение прибыли от реализации продукции за определенный период к полной себестоимости реализованной продукции. Рентабельность продукции можно вычислять также как отношение прибыли к объему реализованной продукции. Именно в таком виде этот показатель используется в зарубежной практике. Рентабельность отдельных видов продукции исчисляется по формуле:

R i = ( Цi - Сi) : Сi 100 , (1)

где Ri - рентабельность i-го вида продукции, %;

Цi , Сi - соответственно цена и себестоимость i-го вида продукции.

Показатели рентабельности всей проданной продукции и отдельных ее видов дают представление об окупаемости (доходности) затрат на производство и продажу соответствующих видов или всей продукции, то есть о том, сколько прибыли получает предприятие на один рубль затрат, вложенных для получения прибыли.

Рентабельность производства определяется как отношение общей (итоговой) прибыли к себестоимости реализованной продукции, товаров, работ и услуг [6].

Рентабельность реализованной продукции (продаж) можно рассчитывать и как отношение прибыли от реализации к выручке от продажи продукции. В этом случае уровень рентабельности будет показывать, сколько получено прибыли (в процентах или копейках) на один рубль реализованной продукции по ценам реализации.

Расчет вышеуказанных показателей рентабельности, их анализ позволяет руководителям хозяйствующих субъектов и предпринимателям сориентироваться в экономическом уровне решения соответствующих вопросов и принять необходимые меры для улучшения финансового состояния предприятия.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ

2.1 Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Загон » расположено в городе Новокузнецк. Это самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица, определяется обособленностью его имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, и выступает от своего имени при решении различных вопросов в высших должностных органах управления, суда, прокуратуры и т.д., функционирует в соответствии с действующим законодательством РФ и на основании устава, имеет печать со своим наименованием, ведет самостоятельный баланс.

Поскольку данное предприятие создано в форме общества с ограниченной ответственностью, то особенностью такой организационно - правовой формы является то, что участники общества вносят определенные доли в уставный фонд и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.

ООО «Загон » занимается производством и реализацией женской, мужской и детской верхней трикотажной одежды. Женские костюмы, жилеты, джемперы (мужские и женские), детские свитера - основные трикотажные изделия данного предприятия. Количество реализованной продукции составляет 23-27 тыс. единиц в год. К видам деятельности, кроме производства и реализации, можно отнести моделирование одежды, разработку лекал, упаковку продукции. Структуру производства представлено в таблице 1

Таблица 1 - Структура производства готовой продукции на предприятии «Загон» за 2016-2017 роки

Наименование изделий

2016 год

2017 год

Количество, шт

Уд.вес, %

Количество, шт

Уд.вес, %

Костюм женский

5265

19,5

4572

18,7

Джемпер женский

7209

26,7

6944

28,4

Жилет женский

3267

12,1

3570

14,6

Джемпер мужской

6723

24,9

5183

21,2

Свитер детский

3834

14,2

3276

13,4

Другие изделия

702

2,6

905

3,7

Всего

27000

100

24450

100


В структуре реализованной продукции наибольший удельный вес занимают джемперы женские (26,7% - 28,4%), джемперы мужские (24,9% - 21,2%), костюмы женские (19,5% - 18,7%). Эта продукция пользуется повышенным спросом за счет достаточно оригинальных дизайнерских решений, высокого качества, доступных цен.

Проанализируем основные технико-экономические показатели предприятия «Загон »за 2016-2017 годы (таблица 2)

Таблица 2 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия «Загон» за 2016-2017 гг.

Наименование показателей

Ед.

изм

2016 год

2017 год

Отклонение

руб

%

Выручка от реализации

тыс.руб

21540,4

22226,0

685,6

103,2

Затраты на производство

тыс.руб

19146,0

19921,2

775,2

104,0

Прибыль

тыс.руб

2394,4

2304,8

-89,6

96,2

Рентабельность продукции

%

12,5

11,6

- 0,9

92,8

Численность работающих

чел.

41

44

3

107,3

Среднемесячная зарплата работающих

руб

26072,6

28628,0

2555,4

109,8

Несмотря на динамичность рыночной ситуации, общие кризисные явления в экономике предприятию удалось не только сохранить, но и в некоторой степени увеличить объемы производства продукции - на 3,2 %. Предприятие находится в постоянном поиске новых технологий, конструктивных решений, постоянно осуществляет мониторинг спроса потребителей, изучает опыт передовых предприятий отрасли. Но, несмотря на подорожание сырья, повышение минимальной зарплаты увеличились затраты на производство - на 4%. Поскольку темп роста расходов предприятия превышает рост выручки от реализации, уменьшилась общая величина прибыли в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 89,6 тыс.руб или на 3,8 %. Прибыль от реализации снижается из года в год. Так, если в 2016 году прибыль от реализации продукции составила 2394,4 тыс.руб , а в 2017 году – 2304,8 тыс. руб. Это негативная динамика.