Файл: Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Прибыль организации – основной показатель хозяйственной деятельности
1.2 Распределение и использование прибыли
1.3 Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Виды рентабельности
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ показателей прибыльности предприятия
В 2017 году руководство увеличило численность персонала на 3 человека - в штат предприятия были зачислены мастер по моделированию одежды, вязальщица и специалист по ремонту швейного оборудования. Увеличение численности персонала не сказалось на размере среднемесячной зарплаты - она выросла на 9,8 % и составила в 2017 году 28628 руб, что соответствует средней заработной плате по области.
Что касается рентабельности продукции, то необходимо отметить снижение показателя - рентабельность реализованной продукции в 2016 г. составляла 12,5 % и была меньше запланированной, в 2017 г. - 11,6 %;
Поэтому необходимо проанализировать причины снижения суммы прибыли и рентабельности и разработать мероприятия по повышению прибыльности деятельности данного предприятия.
2.2 Анализ показателей прибыльности предприятия
В ходе исследования проанализируем состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику, выполнение плана за два года. Для оценки выполнения плана и характеристики динамики финансовых результатов предприятия составляем аналитическую таблицу (таблица 3) и используем прием сравнения. Сравнением по существу только начинается анализ, выявляются отклонения (+,-) в абсолютных и относительных величинах. А на следующем этапе аналитической работы необходимо выяснить причины выявленных отклонений. Это решается путем факторного анализа.
Аналитические исследования прибыли предприятия «Загон» позволяют сделать выводы относительно состава, структуры, динамики и выполнения плана прибыли:
- на данном предприятии прибыль предприятия состоит только из прибыли от обычной деятельности;
- прибыль от обычной деятельности состоит из прибыли от операционной деятельности (удельный вес более 90 %) и прибыли от прочей обычной деятельности. Прибыль от реализации продукции за последние годы составляет 80-85 % , а прибыль от прочей операционной деятельности от 8 до почти 12 % прибыли от обычной деятельности до налогообложения.
Исследование прибыли показало, что за последние два года наблюдается устойчивая тенденция невыполнения плана прибыли:
- в 2016 году план по прибыли от реализации продукции выполнен лишь на 54 % , по прибыли от прочей операционной деятельности на 60 %, по прибыли от прочей обычной деятельности - на 68,5 %. Как следствие, план по чистой прибыли выполнен лишь на 60%;
- в 2017 году несколько лучшие показатели выполнения плана: план по прибыли от основной операционной деятельности выполнен на 68 % , по прибыли от прочей операционной деятельности - на 73 %, по прибыли от прочей обычной деятельности также на 73 %. Выполнение плана по такому показателю как чистая прибыль составила 69%.
Следует отметить увеличение доли прибыли от реализации продукции в общей сумме прибыли от обычной деятельности:
2016 г. - 79,58%
2017 г. - 85,85%.
Общий вывод: наблюдается тенденция к уменьшению суммы прибыли от реализации продукции и, как следствие, уменьшение суммы прибыли предприятия. Это сопровождается падением объемов производства и реализации продукции и является негативным фактором, влияющим на всю хозяйственную деятельность данного предприятия.
На прибыль от реализации продукции влияют следующие группы факторов: изменение затрат на производство реализованной продукции (т.е. ее себестоимость), цена реализации, объем реализации и структурные сдвиги в составе реализованной продукции. Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной , то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня цен и размер прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Таблица 3
Анализ состава, структуры, динамики и выполнения плана по прибыли за 2016-2017 год по ООО «Загон» |
||||||||
Состав балансовой прибыли |
2016 год |
2017 год |
Отклонение, руб. |
|||||
сумма, руб. |
структура, % |
план, руб. |
фактически |
выполнение плана, % |
от плана |
от прошлого года |
||
сумма, руб. |
структура, % |
|||||||
Прибыль от реализации продукции |
2394,4 |
79,58 |
3371,0 |
2304,9 |
85,85 |
68,38 |
-1066,1 |
-89,5 |
Прибыль от прочей деятельности |
340,4 |
11,31 |
300,0 |
220,0 |
8,19 |
73,33 |
-80,0 |
-120,4 |
Прибыль от операционной деятельности |
2734,8 |
90,89 |
3671,0 |
2524,9 |
94,04 |
68,78 |
-1146,1 |
-209,9 |
Прибыль от прочей обычной деятельности |
274,0 |
9,11 |
220,0 |
160,0 |
5,96 |
72,73 |
-60,0 |
-114 |
Прибыль от обычной деятельности |
3008,8 |
100,00 |
3891,0 |
2684,9 |
100,00 |
69,00 |
-1206,1 |
- 323,9 |
Налог на прибыль |
601,6 |
25,00 |
778,2 |
537,0 |
25,00 |
69,00 |
-241,2 |
- 64,6 |
Чистая прибыль |
2407,2 |
75,00 |
3112,8 |
2147,9 |
75,00 |
69,00 |
-964,9 |
- 259,3 |
Чистая прибыль распределяется согласно уставу предприятия. Как правило, одна часть используется на выплату владельцам, а вторая – на расширение и обновление производства, финансовые инвестиции, приобретение недвижимости, создание и пополнение резервных фондов, социальные программы.
Распределение и использование прибыли ООО «Загон» отражают данные, приведенные в таблице 4.
Таблица 4 - Распределение прибыли ООО «Загон» за 2016-2017 гг.
Показатели |
Сума, руб. |
|
2016 г. |
2017 г. |
|
Прибыль до налогообложения |
3008,8 |
2684,9 |
Налог на прибыль |
601,6 |
537,0 |
Чистая прибыль |
2407,2 |
2147,9 |
Пополнение уставного капитала |
0 |
0 |
Пополнение резервного капитала |
240,7 |
214,8 |
На выплату собственникам |
564,1 |
503,4 |
На другие цели |
1086,0 |
1066,6 |
Нераспределенная прибыль (на конец года) |
516,4 |
363,1 |
Чистая прибыль ООО «Загон» распределяется следующим образом: 10 % от суммы чистой прибыли согласно уставу предприятия направляется на пополнение резервного фонда. Средства резервного фонда находятся в полном распоряжении предприятия и могут быть использованы им на покрытие возможных убытков, непредвиденных затрат, выплату долгов предприятия при его ликвидации. Часть чистой прибыли направляется на выплату собственникам предприятия и на другие цели.
Данные, приведенные в таблице 4, показывают, что в 2017 г. в результате уменьшения суммы чистой прибыли на 259,3 тыс.руб. уменьшились и сумма выплаты собственникам, и отчисления в резервный фонд, и средства, которые идут на материальное поощрение , развитие и т.д. .
Сумма нераспределенной прибыли на конец 2017 г. составляет 363,1 тыс. руб., что на 153,3 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем году.
2.3 Оценка уровня рентабельности деятельности предприятия.
Показатель рентабельности реализованной продукции характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт; определяется отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции.
Результаты расчета рентабельности сведем в таблицу 5
Таблица 5 - Анализ выполнения плана по рентабельности реализованной продукции ООО «Загон» в 2017 г.
Показатель |
По плану |
По плану на фактически реализованную продукцию |
Фактически |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
3371,0 |
3204,8 |
2304,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
19311,6 |
18054,5 |
19921,0 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
17,5 |
17,8 |
11,6 |
Из таблицы 5 видно, что фактический уровень рентабельности реализованной продукции ниже планового на 5,9 процента (11,6 - 17,5).
Как показали проведенные расчеты, на предприятии сохраняется тенденция к снижению уровня рентабельности, что, безусловно, является негативным фактором. Необходимо разработать систему мероприятий по прекращению негативного процесса и повышения уровня рентабельности производства продукции.
На снижение уровня рентабельности значительно повлияло увеличение себестоимости продукции. Положительное влияние на рентабельность оказывает рост цен.
Следующий этап - анализ рентабельности продаж. Показатель рентабельности продаж ( Rпр, %) определяется отношением прибыли от реализации продукции ( ПР) к выручке от реализации ( объема продаж) по формуле :
Rпр = ПР / ОР 100 %. (3 )
В этом случае уровень рентабельности будет показывать, сколько получено прибыли на рубль реализованной продукции по ценам реализации. Для расчета рентабельности используем данные, приведенные выше. Рентабельность продаж за 2016 г.:
Рентабельность плановая:
Rпл = 4408,0 : 25110,8 × 100 % = 17,6 %
Рентабельность фактическая:
Rф = 2394,4 : 21540,4 × 100 % = 11,1 %
Рентабельность продаж в 2015 г.:
Рентабельность плановая:
Rпл = 3371,0 : 22682,6 × 100 % = 14,86 %
Рентабельность фактическая:
Rф = 2304,9 : 22225,9 × 100 % = 10,37 %
Видно, что и в 2016 г. и в 2017 г. план по рентабельности продаж не выполнен. Отклонение от плана в 2016 году – 6,5%, в 2017 г. – 4,49 %. Уровень рентабельности продаж в 2017 г. ниже уровня рентабельности в 2016 г. на 0,73%. На изменение уровня рентабельности влияют факторы изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и реализационных цен.
Если не принять меры по повышению прибыли данного предприятия, то ООО «Загон» может оказаться в довольно сложном финансовом положении. Т.е. уменьшение объемов производства, ухудшение качества продукции, трудности с ее реализацией приводят к уменьшению поступления средств на счет предприятия, из-за чего ухудшается его платежеспособность. Существует и обратная связь, поскольку нехватка средств может привести к перебоям в обеспечении материальными ресурсами, а, следовательно, и к перебоям в производственном процессе. Значит, нужно выявить факторы влияния на прибыль (как внешние, так и внутренние), и, учитывая их, разработать мероприятия по повышению прибыли предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из основных характеристик финансово - экономического состояния предприятия является доходность, то есть прибыльность, окупаемость вложенных затрат и использованного имущества. Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли. Но прибыль выражает абсолютный эффект без учета использованных ресурсов. Поэтому для анализа прибыльности его дополняют показателем рентабельности. Рентабельность - это относительный показатель эффективности работы предприятия, который в общей форме вычисляется как отношение прибыли к затратам (ресурсам).
Полученная предприятием прибыль может быть использована для удовлетворения потребностей. Во-первых, она направляется на формирование финансовых ресурсов государства, финансирование бюджетных расходов. Во-вторых, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов самих предприятий и используется ими для обеспечения хозяйственной деятельности. Следовательно, полученная предприятием прибыль является объектом распределения.
Прибыль и рентабельность как основные показатели доходности постоянно должны быть объектами тщательного анализа.
Результаты проведенного анализа прибыли и рентабельности ООО «Загон» позволяют сделать следующие выводы.
Наблюдается значительное снижение суммы прибыли от обычной деятельности, а значит и суммы чистой прибыли. Уменьшение прибыли в значительной степени произошло за счет снижения прибыли от реализации продукции.
Результаты анализа рентабельности показали снижение уровня рентабельности реализованной продукции. Негативное влияние оказывает повышение себестоимости продукции. Также выявлено, что положительное влияние на рентабельность оказывают такие факторы как повышение реализационных цен и изменение структуры реализованной продукции.
Если не принять меры по повышению прибыли данного предприятия, то ООО «Загон» может оказаться в довольно сложном финансовом положении. Т.е. уменьшение объемов производства, ухудшения качества продукции, трудности с ее реализацией приводят к уменьшению поступления средств на счет предприятия, из-за чего ухудшается его платежеспособность.
Было выявлено, что на уменьшение величины прибыли влияют как внешние факторы (например , сложные социально - экономические условия , сложившиеся в последнее время в нашей стране) , так и внутренние: падение объема продаж всех видов трикотажных изделий для взрослых, рост себестоимости всех видов продукции привели к уменьшению суммы прибыли , а изменения в структуре реализованной продукции и повышения цен оказывают положительное влияние на величину прибыли. Таким образом, возможны следующие пути повышения доходности: рост объема производства продукции на основе ее технического обновления и повышения эффективности производства; улучшение условий продажи продукции, изменение структуры выпускаемой продукции, за счет увеличения доли более рентабельной продукции, снижение валовых расходов на производство и сбыт продукции, установление реальной зависимости уровня цен от качества продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями, увеличение прибыли от прочей деятельности (от продажи основных средств, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и др.).