Файл: Ритуальные услуги. Социальное пособие на погребение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 1996

Скачиваний: 45

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь любого человека проходит через определенные этапы: рождение, отрочество, молодость, старость и смерть. На любом этапе он может столкнуться с таким явлением как смерть, от нее никто не застрахован и сложно от неё уйти. Но что происходит после нее? Должен кто-то позаботится о человеке после его смерти? Какова процедура дальше?

На все эти вопросы отвечает похоронное дело, которое включает в себя определенный перечень ритуальных услуг для оказания помощи в этом вопросе. Но не всегда человек готов к ситуации, когда он или его близкие люди внезапно умирают. В такой ситуации член семьи оказывается не готовым к расходам на погребение тела умершего человека, поэтому государство приняло меры для решения этого вопроса в форме социального пособия на погребение.

Актуальность моей темы нельзя оспорить, так как она заключается не только в том, что каждый день умирает больше десятка тысячи людей на всей территории Российской Федерации (далее РФ), но и в том, что не все знают о своих правах и как их применять в такой ситуации.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоритических аспектов похоронного дела и выплаты пособия на погребение, а также в изучении нормативно-правовой базы РФ, которая регулирует отношения, связанные со смертью человека и последующими процедурами.

Из цели курсовой работы следуют определенные задачи:

  1. определить сущность понятия пособия на погребения;
  2. изучить нормативную базу;
  3. выявить качественные и количественные характеристики пособия на погребения;
  4. проанализировать содержание понятия ритуальных услуг и их перечня.

Предмет курсовой работы содержится в изучении правоотношения в области похоронного дела и выплаты пособий на погребение.

Объект курсовой работы, представляется как многообразие элементов в социальном пособии на погребении и похоронного дела.

Методологическая основа данной курсовой работы состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частно-научных методов: сравнительного, технико-юридического, системного анализа и сравнительного правоведения, комплексного исследования.

Источники научного исследования, приведенные в работе это: Конституция Российской федерации, Федеральные законы в сфере социального права и похоронного дела, Постановления и Распоряжения Президента РФ и ряд научных положений законодательства в других областях права, связанных с сущностью курсовой работы, а также ряд научных работ деятелей в области социального права, таких как Е.С. Мироновой, И. В. Григорьев, М. С. Белоусов, Г. И. Комкова и т. д.


Курсовая работа структурно изложена в введении, заключении, двух главах, шести параграфах и в приложениях.

Глава 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОСОБИЯ НА ПОГРЕБЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Понятие пособия на погребение

В общем смысле погребение – это совершение определенных ритуально-обрядовых действий в соответствии в процедура захоронения по закону, традициям и обычаям. По традициям в Российской Федерации, погребение усопшего христианина происходит на трети день после его смерти. Однако, если происходит чрезвычайное событие, то есть эпидемия, война, чума или стихийные бедствия, такие как цунами, ураган и т. д., погребение возможно ранее установленного срока, то есть до прохождения трех дней.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ [[1], 2], который регулирует отношения, связанные с погребением умерших. Согласно этому нормативно-правовому акту погребение, определяется как «обрядовые действия (останков) по захоронению человеческого тела после смерти в соответствии с традициями и обычаями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может происходить путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в склеп, могилу), огню (с последующим захоронением кремации урны с прахом), воде (порядок захоронения в воду, определенными нормативно правовыми актами Российской Федерации)». [[2], 10]

По территориальному действию в РФ всем людям гарантируется погребение с учетом личного волеизъявления после смерти: предоставление участка земли для погребения останков или праха.

Согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ:

«1. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его праха или останков им на указанном месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии свободного участка могилы или земли на указанном месте погребения ранее умершего супруга либо ранее умершего близкого родственника. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления о погребении умершего его праха или тела на указанном им месте погребения определяется специализированной службой похоронного дела по вопросам с учетом места смерти, наличия свободного участка земли на указанном им месте погребения, а также с учетом умершего заслуг перед государством и обществом.


  1. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его праха или останков на месте погребения указанного им в случае его смерти на территории иностранного государства или в ином населенном пункте гарантируется в части содействия лицу, обязанности взять на себя и осуществить погребение умершего, оплатить связанные расходы с погребением, получение в сроки установленные законодательством Российской Федерации справки о смерти, разрешения тела умершего на перевозку, проездных документов, а также включающие документы на пересечение государственных границ.
  2. Возможность исполнения волеизъявления умершего определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом наличия в указанном месте погребения свободного участка земли, а также заслуг умершего перед государством и обществом.»

Пособие, согласно теории социального обеспечения, это выплата, которая гарантируется по определенным обстоятельствам:

  1. Объем самого права на пособие регулируется законодательством РФ.
  2. Для работника (организации, учреждений, предприятий, государственных органов и т.д.), который имеет право на какой-либо вид пособия, не должен иметь значение факт наличия или отсутствия финансовых средств для ее выплаты.

Само по себе пособие представляется в денежной форме. Любое пособие дифференцируется по определенным жизненным обстоятельствам и ситуациям, которые именно объективно вызывают необходимость их выплаты.

Пособие на погребение — это особая выплата в денежной форме, которая прилагается, когда умирает близкий родственник. Эта помощь положена, только членам семьи усопшего и иным лицам, которые взяли на себя обязанности по организации и расходам на похороны. Эти получатели пособия вправе рассчитывать на компенсацию от государства. Родственные связи не имеют важного значения для выплаты пособия.

1.2. Законодательное закрепление пособия на погребение

Сфера социальных услуг и социального обеспечения динамична и развивается непрерывно, как следствие этого является и законодательное закрепления такого явления как социальное пособие на погребение в Федеральном Законе «О погребении и похоронном деле». Пособие выдается на основании статьи 10 вышеуказанного Федерального Закона. [2]


Законодатель в этом законе преследует цель урегулирование работ ритуальных услуг и процесса реализации пособия на погребение. Закон устанавливает нормы и правила, которые определяют основные гарантии по предоставлению материальной помощи в форме пособия, перечь услуг по захоронению, учитывая волеизъявления и пожелания родственников усопшего (также самого усопшего, если это было указано в его последней воле или завещании), а также экологические и санитарные требования, которые необходимо соблюдать в местах погребения.

Пособие на погребение по закону можно получить только при предъявлении определенного перечня документов, а именно:

  1. если усопший не являлся пенсионером и не работал, тогда необходимо свидетельство и справка о смерти, выписка с меты проживания (официального), ксерокопия паспорта обратившегося гражданина или выписка из него;
  2. если усопший является мертворожденным, то необходима справка о смерти ребенка и копия паспорта матери;
  3. если усопший является несовершеннолетним ребенком, а его законные опекуны или родители являются временно безработными, то необходимо свидетельство и справка о смерти, выписка из трудовых книжек родителей;
  4. если усопший является бездомным, то свидетельство о смерти и справка с кладбища, в которой указан номер могилы.

По закону, пособие на погребение выплачивается определенной категории населения и определенным представителям умершего человека [8]:

  1. супругам;
  2. близким родственникам и членам семьи;
  3. иному лицу или законному представителю усопшего человека, которое взяло на себя обязательства по организации погребения.

Такое пособие выплачивается определенными учреждениями:

  1. организацией, к которой ранее работал усопший;
  2. если покойный не достиг возраста совершеннолетия, то есть 18 лет, то учреждениями где работают родители, опекуны или попечителю;
  3. Пенсионным Фондом Российской Федерации (далее ПФ РФ);
  4. если усопший не был пенсионером и являлся безработным, это относится и к матерям мертворождённого ребёнка, то органом социальной защиты населения;
  5. если усопший – пенсионер, то учреждением последнего места официального трудоустройства пенсионера.

1.3. Размер и выплата пособия

Социальное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребение умершего лица осуществляется за счет граждан, только, если за ним последовало обращение не позднее шести месяцев со дня смерти.


Определяется размер социального пособия на погребение в соответствии с Федеральным Законом «О погребении и похоронном деле». Выплата социального пособия на погребение соответственно производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации. [1]

Расходы из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации, связанные с выплатой социального пособия на погребение безработных усопших пенсионеров, оформивших досрочно пенсию по предложению органов службы занятости. Выплачивается социальное пособие на погребение в размере установленной стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, которая не может превышать десятикратного минимального размера оплаты труда.

Определяется размер пособия исходя из состояния значения минимального размера оплаты труда (далее МРОТ) [3] на день обращения. Устанавливается стоимость гарантированного перечня услуг по погребению из фактических затрат, но при этом превышать сумма возмещения не может десятикратного минимального размера оплаты труда. Однако, стоит учитывать, что гражданам, получившим гарантированный перечень услуг по погребению, не выплачивается социальное пособие.

В случае если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному согласно статье 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», но не превышающем установленного предельного размера.

Социальное пособие на погребение из средств Пенсионного фонда Российской Федерации выплачивается на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. [4]

В судебной практике достаточно большое количество дел, которые возникают в сфере социального пособия на погребение. [[3], 6] Так в суд с исковыми требованиями обратилась гражданка Антонюк М. И. к Военному комиссару Архангельской области о возложенной на него выплате пособия на погребение ее супруга Антонюка Г. С. Ее муж состоял на военной службе до его смерти. После личного обращения гражданки Антонюк к военному Комиссару Архангельской области, последний отказал ей в ее праве. После чего она обратилась в суд. В качестве доказательства со своей стороны гражданка предъявила все доказательства законности ее права и надлежащего его исполнения для последующей реализации. На что суд, изучив все материалы дела, а также халатность Военного комиссара по отношению к праву гражданки Антонюк М.И. на получение пособия на погребения, постановил, что Военный комиссар Архангельской области обязан выплатить пособие на погребение в размере 61 689 руб. 30 коп, а также взыскать с Военного комиссариата гос. пошлину в пользу гражданки Антонюк М.И. в размере 300 рублей. Требованиям о моральной компенсации гражданки Антонюк отказать. [1] Решение суда можно обжаловать в течении месяца.