Файл: Ритуальные услуги. Социальное пособие на погребение.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 2005
Скачиваний: 45
В соответствии с Постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.02.96 «О мерах реализации ФЗ «О погребении и похоронном деле» утвержден временный порядок обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости перечня гарантированных услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели».
В общем смысле погребение – это совершение определенных ритуально-обрядовых действий в соответствии в процедура захоронения по закону, традициям и обычаям. По традициям в Российской Федерации, погребение усопшего христианина происходит на трети день после его смерти. Однако, если происходит чрезвычайное событие, то есть эпидемия, война, чума или стихийные бедствия, такие как цунами, ураган и т. д., погребение возможно ранее установленного срока, то есть до прохождения трех дней.
В Российской Федерации действует Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с погребением умерших.
Пособие, согласно теории социального обеспечения, это выплата, которая гарантируется по определенным обстоятельствам:
1. Объем самого права на пособие регулируется законодательством РФ.
2. Для работника (организации, учреждений, предприятий, государственных органов и т.д.), который имеет право на какой-либо вид пособия, не должен иметь значение факт наличия или отсутствия финансовых средств для ее выплаты.
Само по себе пособие представляется в денежной форме. Любое пособие дифференцируется по определенным жизненным обстоятельствам и ситуациям, которые именно объективно вызывают необходимость их выплаты.
Пособие на погребение по закону можно получить только при предъявлении определенного перечня документов, а именно:
1. если усопший не являлся пенсионером и не работал, тогда необходимо свидетельство и справка о смерти, выписка с места проживания (официального), ксерокопия паспорта обратившегося гражданина или выписка из него;
2. если усопший является мертворожденным, то необходима справка о смерти ребенка и копия паспорта матери;
3. если усопший является несовершеннолетним ребенком, а его законные опекуны или родители являются временно безработными, то необходимо свидетельство и справка о смерти, выписка из трудовых книжек родителей;
4. если усопший является бездомным, то свидетельство о смерти и справка с кладбища, в которой указан номер могилы.
По закону, пособие на погребение выплачивается определенной категории населения и определенным представителям умершего человека:
1. супругам;
2. близким родственникам и членам семьи;
3. иному лицу или законному представителю усопшего человека, которое взяло на себя обязательства по организации погребения.
Такое пособие выплачивается определенными учреждениями:
1. организацией, к которой ранее работал усопший;
2. если покойный не достиг возраста совершеннолетия, то есть 18 лет, то учреждениями где работают родители, опекуны или попечителю;
3. Пенсионным Фондом Российской Федерации (далее ПФ РФ);
4. если усопший не был пенсионером и являлся безработным, это относится и к матерям мертворождённого ребёнка, то органом социальной защиты населения;
5. если усопший – пенсионер, то учреждением последнего места официального трудоустройства пенсионера.
Ритуальные услуги, как таковые имеют свою исключительную специфику, не похожую ни на какие другие услуги. Поэтому ритуальные услуги должны быть предоставлены и выполнены применительно к любому объекту обслуживания (предмету обслуживания).
Каждый умерший человек должен быть обязательно похоронен независимо от того:
1. кем он был при жизни;
2. где и с кем он жил или жил один, или у него не было постоянного места жительства;
3. какое материальное положение было у его семьи и какое материальное положение у родственников, друзей и близких покойного;
4. какой национальности, какого вероисповедания или атеист, или иностранец.
Однако в законодательстве Российской Федерации в сфере развития похоронного дела и ритуального облуживания существуют свои проблемы и недостатки, например, приведенные ниже. [8]
Несоответствие действующей законодательной и нормативной базы требованиям рыночной экономики, практике организации ритуально-похоронного сервиса. Это в настоящее время существенно тормозит развитие отрасли.
Принципиально иными стали земельные отношения. Другими стали государственные и муниципальные предприятия, в ведении которых находятся кладбища. Они все более предметно переходят на принципы рыночной экономики, предлагают гражданам разнообразные ритуально-похоронные услуги, в том числе по установке памятников, цветочному оформлению мест захоронений, предоставлению сервисных участков и т.д.
Законодательно не отрегулированы вопросы участия подобных организаций во владении, управлении и развитии ключевых объектов ритуально-похоронной сферы: кладбищ и крематориев.
Именно по этой причине кремационное дело в России в настоящее время практически не развивается – у субъектов Федерации нет средств на строительство крематориев, федеральный бюджет на эти цели денег не дает. В то же время средства и желание на создание крематориев имеются у частных структур. Однако они не могут заняться подобным бизнесом – не позволяет Закон, который однозначно определяет, что крематории могут находиться в ведении органов государственного или муниципального управления.
Отсутствие должного внимания проблемам ритуально-похоронной сферы со стороны органов государственного управления и местного самоуправления приводит к тому, что во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы, нет попечительских советов по вопросам похоронного дела. Не все регионы приняли свои региональные законы «О погребении и похоронном деле». Их отсутствие исключает возможность систематизированной, комплексной целенаправленной работы по развитию и обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли.
Все более обостряется проблема нехватки земли под кладбища. Она особенно ощущается при создании новых кладбищ для крупных городов. Каждый участок земли в настоящее время имеет своего хозяина и имеет цену. Чем ближе к городу и транспортным артериям, тем дороже земля. Однако кладбища, как известно, должны создаваться в пределах разумных расстояний от города и при наличии удобного подъезда к ним.
Тот или иной город вынужден платить собственнику за землю, которая предназначается для создания кладбища по 9 и более миллионов рублей за 1 га. Это так называемая «компенсация» упущенной выгоды при отчуждении земли под кладбище и вывода ее из лесного фонда или из сельскохозяйственного оборота. [9]
Если учесть, что кроме указанной «компенсации» потребуются другие расходы:
- стоимость 1 га земли при ее оборудовании под кладбище составляет 3-5 млн. руб.;
- дополнительные затраты на 1 га земли, связанные с обустройством нового кладбища (строительство дорог, развязок, экологических комплексов) составляет еще 5-6 млн. руб.
Следовательно, общая стоимость нового кладбища площадью 40 га (размер кладбища, определенный Федеральным законом) может составить 500-800 млн. руб.
Далеко не каждый город сможет изыскать такие средства, хотя новые кладбища все равно требуются. Поэтому органы власти иногда идут по пути создания таких объектов на участках земли, не очень пригодных для кладбищ, в достаточно удаленных (до 40-60 км) от города местах и с не слишком хорошим подъездом. Экономить приходится на всем. Качество ритуально-похоронного сервиса при этом обеспечить крайне сложно.
Таким образом, сфера похоронно-ритуального дела, активно развивается в нашей стране, при этом возникают определенные проблемы реализации установленных законодательством процессов и процедур ритуального дела. Все законодательное закрепление похоронного дела выражено в основном в трех нормативно-правовых актах, что не полностью регулируют все возникающие проблемы в связи с активно меняющейся окружающей обстановкой в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6–ФКЗ, от 30.12.2008 №7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ // Собрании законодательства РФ. 2014. № 15. Ст. 1691.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51– ФЗ в ред. от 18.07.2009 г N. 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138–ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 42. Ст. 6375.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 352.
- Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ (в редакции от 23.05.2018 N 117-ФЗ, с изм., внесенными в Федеральный закон от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) // СПС «Консультант плюс».
- Постановление ФСС РФ от 22.02.1996 N 16 (ред. от 02.10.2000) «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (вместе с «Временным порядком обеспечения социальным пособием на погребение, возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и учета расходования средств социального страхования на эти цели»)» // СПС «Консультант Плюс».
- Распоряжение мэра Москвы» О предоставлении гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе от 15 июля 1996 г. N 75/1-РМ (ВММ 96-18) // СПС «Консультант Плюс».
- Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2003 г. № 428 (утв. Коэффициенты индексации с 01 августа 2003 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии) // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный Закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (вступает в силу с 09.05.2003 г.) // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51– ФЗ в ред. от 18.07.2009 г N. 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 N 8-ФЗ (в редакции от 23.05.2018 N 117-ФЗ, с изм., внесенными в Федеральный закон от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)) // СПС «Консультант плюс».
- Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 N 536-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».
Материалы юридической практики
- Решение № 2-4314/2016 2-4314/2016~М-1740/2016 М-1740/2016 от 10 мая 2016 г. по делу № 2-4314/2016 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/pcgZsTUSEo5W
- Решение № 2-4314/2016 2-4314/2016~М-1740/2016 М-1740/2016 от 10 мая 2016 г. по делу № 2-4314/2016 // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/pcgZsTUSEo5W
Список используемой литературы
- Бусыгина И.С. Сервис на рынке ритуальных услуг: учебное пособие / И.С. Бусыгина, Н.А. Кытманов. Д.Ю. Хазов; Об-ние похорон. орг. Урала. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011. 126с.
- Вагин И.О. Психология жизни и смерти. / СПб: Питер. 2002
- Демина И.Д. Формирование системы управленческого учета в организациях сферы ритуальных услуг / И. Д. Демина, С. Н. Меркущенков. / Москва: Наука-Бизнес-Паритет, 2012. 183с.
- Кремационные установки / Я.М. Баранский, Н.И. Жуков, А.А. Королев и др.; Под ред. Н.И. Жукова; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана, Моск. гос. ун-т сервиса. / Москва: МГУС. 2005
- Кузнецов Л.Е., Хохлов В.В., Фадеев С.П., Шигеев В.Б. Бальзамирование и реставрация трупов: Руководство. Москва, 1999. 496 с.:
- Ларионов О.А. Регулирование деятельности социально значимой сферы услуг (вопросы качества обслуживания) / Под ред. Л.А. Михайловой. - Москва: Изд-во Экономическое образование, 2013.
- Ларионов О.А. Конкуренция на рынке ритуальных услуг. Москва: Изд-во Экономическое образование, 2013.
- Ларионов О.А. Стандартизация в деятельности ритуально-похоронного предприятия. Москва: Кнорус, 2010. 144 с.
- Ларионов О.А. Организационно-управленческие основы кремационного дела в России. Москва: Экономический журнал, 2010.
- Ларионов О.А. Управление персоналом сервисного предприятия (на примере ритуально-похоронной отрасли). М.: Кнорус, 2010. 352 с.
- Малышков В. И. Похоронное дело. Опыт Европы: Учебное пособие, Том 1/В. И. Малышков, А. В. Сулоев, С. Б. Якушин. Новосибирск: Новости, 2009. - 567с.
- Мохов С. Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия. Common Place, 2018. 360с.
- Похоронная культура и похоронная обрядность Российской Федерации: учебное пособие/МГУС, МК МаВР. 2005.
- Разработка концепции развития социально значимой отрасли сферы услуг в крупном городе. Российское общество и социальная сфера в условиях экономического кризиса. Коллективная монография/ Под.ред. Е.Г.Пономаревой. Москва: Этносоциум. 2010.
- Ритуальное обслуживание: сборник-справочник/под ред. Малышкова В. И. Москва. 2005.
- Рожков С.Ю., Зульфугарзаде Т.Э. Похоронное дело: Учебное пособие. 4-е изд., перераб, и доп. / Под ред. профессора М.Ю. Абелева. М.: ГАСИС, 2010. 367 с.
- Современные скорбные и траурные ритуалы России. Гражданский требник: сборник ритуалов/под ред. М. Ю. Лимонада и П. Е. Уланова Москва: Дельта-Центр. 2005.
- Сюткин Г.Н. Основы ритуально-похоронного дела. Учебное пособие. Москва: Инфра-М, АльфаМ, 2016. 320с.
- Сюткин Г.Н. Организация ритуально-похоронного дела. Изд. МосАП. Москва, 2015
- Мохов С. Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия. Common Place, 2018. 360с.
- Сюткин Г.Н. Основы ритуально-похоронного дела. Учебное пособие. Москва: Инфра-М, АльфаМ, 2016. 320с.
- Ларионов О.А. Конкуренция на рынке ритуальных услуг. Москва: Изд-во Экономическое образование, 2013.
- Демина И.Д. Формирование системы управленческого учета в организациях сферы ритуальных услуг / И. Д. Демина, С. Н. Меркущенков / Москва: Наука-Бизнес-Паритет, 2012. 183с.