Файл: Теоретический аспект психологических основ бизнес - тренинга как метода профессионального обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретический аспект психологических основ бизнес - тренинга как метода профессионального обучения 5

1.1. Анализ литературных источников 5

1.2. Понятие психологического тренинга, его цели и функции 7

1.3. Бизнес - тренинг как один из методов обучения персонала 12

Глава 2. Внедрение тренингов в компании ООО «Зодиак» 18

2.1 Краткая характеристика компании 18

2.2 Внедрение метода тренингов в компанию 18

2.3 Оценка эффективности результатов тренингов на ООО «Зодиак» 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29

ВВЕДЕНИЕ

Сложность, многоаспектность и неоднозначность проблем общественного и экономического бытия современной России предъявляет повышенные требования к специалистам. Так что вопрос профессионально-личностного развития сегодня актуален как никогда.

В настоящее время одной из значимых проблем, является повышение уровня профессионализма персонала и тренеров в организации, развитие их компетенций. Поэтому в последнее время эти вопросы стали предметом научной рефлексии в психолого - акмеологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов, а также и в социально-психологической практике в том числе. Исследования обусловлены рядом обстоятельств:

- потребностью осмыслить возможности личностно - профессионального развития персонала и руководства;

- определением значимости их профессионального опыта в процессе самодвижения и личностному «Акмэ» (вершине творчества и профессионализма);

- необходимостью повышения профессионализма в стремлении оценить влияние профессионального (акмеологического) тренинга на активизацию и развитие личности специалистов специализированного профиля.

Поиск высококвалифицированных специалистов, это вид бизнеса, который своей задачей ставит нахождение специалистов профессионально-мобильных и конкурентоспособных в профессиональной жизни. Оформилась новая отрасль прикладной психологии и акмеологии – ПСПД (психологическое сопровождение профессиональной деятельности), системообразующим фактором которой является взаимодействие личности с профессией. Психологическое сопровождение профессионального становления личности требует подготовки бизнес-тренеров, акмеологических психологов, которые способны решать социально, профессионально и личностно - значимые проблемы в организации.


Цель данной работы – анализ психологических основ бизнес-тренинга как метода профессионального обучения.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть теоретический аспект психологических основ бизнес - тренинга как метода профессионального обучения.
  2. Проанализировать внедрение тренингов в компании ООО «Зодиак.

Объектом данной работы является технология оценки эффективности обучения персонала.

Предметом выступает система оценки эффективности обучения в ООО «Зодиак».

Для решения поставленных задач использованы методы: изучение, обобщение, анализ учебной и научной литературы по теме, периодических изданий.

Глава 1. Теоретический аспект психологических основ бизнес - тренинга как метода профессионального обучения

1.1. Анализ литературных источников

Анализ имеющихся литературных источников показывает, что существует количество исследований, в которых отражены общие проблемы профессионального развития и успешности личности, практико - ориентированные в русле психолого - акмеологического подхода к проблеме психологического сопровождения. 

Анализируются психологические и социально-психологические особенности тренинга личности в карьерном продвижении, в самопроектировании последовательных этапов собственного профессионального роста (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.Н.Богданов, Е.А.Климов, А.К.Маркова, И.Н.Семенов и др.), представление о функциях и профессиональных обязанностях специалистов конкретных профессии, наиболее часто осмысляется тот широкий круг задач, которые требуют решения в кадровых службах. 

Анализ уровня профессионализма, рефлексии приобретенного опыта, осмысления акмеологических ориентиров профессионального развития и условий, обеспечивающих должностной и профессиональный рост, еще не освоили акмеологические идеи и технологии ПС (психологического сопровождения) методом профессионального тренинга, которые бы обеспечили решение задач содействия профессиональному развитию специалистов в организации, адаптации и стрессоустойчивости и др[1].

Главная задача с точки зрения науки Акмеологии  «предложить предельно технологическую стратегию и тактику …процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма» (Деркач А.А., Асеев В.Г., Зазыкин В.Г. и др.). 

С высоким уровнем профессионализма связывают яркое развитие способностей, глубокие, широкие и разносторонние знания в конкретной области деятельности, нестандартное владение умениям успешного выполнения своей деятельности и высокий профессионализм. Качества профессионала включает устойчивую мотивацию, эмоционально развитую сферу в конкретной области деятельности, способность достигать уникального и оригинального результата в профессиональной деятельности, хорошее состояние здоровья. Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенной профессиональной позиции, уровню активности и собственного творческого потенциала специалиста в организации.


Профессиональная позиция достигается при выработке акмеологических инвариантов, а профессионализм личности проявляется через конкретных людей и конкретные области деятельности. Профессиональная компетентность личности проявляется  на ступенях зрелости.

На сегодняшний день в научной практике и теории, в том числе, определены моменты остановки в развитии профессионализма личности и деформации личности профессионала (Бодалев А.А.), которые зачастую препятствуют дальнейшему развитию личности. Актуальной остается, например, проблема профессионального самоопределения для молодых людей, которые разочаровываются в выбранной профессии или просто не справляются с высокой нагрузкой в мыслительной, речевой, эмоциональной, поведенческой сфере, так и не начав работать по специализации, следовательно ищут себя в других профессиональных пространствах, с другим образованием.

У многих специалистов довольно низкий уровень зрелости и осознанности себя как самостоятельной личности, которая обязана стремиться изучить профессию и самореализоваться в ней. Проблемы, которые лежат в плоскости «личность – профессия», теснейшим образом взаимосвязаны с самореализацией и самоактуализацией личности, удовлетворением потребности быть значимым в сообществе людей выбранной специализации:

1. В этом аспекте важным является ПС профессиональной ориентации и адаптации в организации методом профессионального тренинга.

2. Следующие проблемы практики в деятельности бизнес-тренера, это новые методологические технологии описания программ тренинга и его проведения в организации с сотрудниками по целям и задачам, тематической направленности. Поэтому сегодня актуальным является профессиональный тренинг, как специализированное название, ориентированное на конкретную специализацию и профессиональную деятельность, а именно, для бизнеса, профессиональный тренинг для руководителя, подчиненного, лидера и т.д[2].

1.2. Понятие психологического тренинга, его цели и функции

Профессиональный тренинг (ПТ) как метод или технология работы предполагает работу с конкретной ролью, должностью. Методологически формирует определенные качества личности руководителя, например, или свойства и механизмы личности у человека на конкретной должности или специализации, которые взаимосвязаны с компетенциями и уровнем развития в конкретной позиции, о которых сегодня активно говорят и пишут. Безусловно, это еще не все перечисления и положения, на что влияет или конкретно формирует ПТ как метод психологического сопровождения  в работе организации или бизнесе. 


В чем отличие ПС методом ПТ от социально-психологического или бизнес – тренинга? Этот процесс сопроводительный, соответственно он предполагает:

- по этапам и по результатам, по динамике проводить диагностику (под конкретную должность) развития у сотрудника (ов).

- создание профессионального профиля личности работающего в той или иной должности;

- программу развития и формирования профессионально-важных качеств, участия в тренинге или получении консультации и т.п.

- модель профессионализации и разработки индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста.

- мониторинг группы или команды людей и их совместного профиля команды в организации, подразделения в выполнении конкретного направления;

- развитие навыков модерации у руководства и людей, с целью регулировать процесс в организации, текучести кадров и т.д. Особенно проблемы корпоративной культуры, моббинга[3].

Эффективная фасциация лидирующей личности (специалиста) в организации своих 4-х пространствах: индивидуально-личностная; организационно-коммуникативная; стратегическая; развитие реальных и потенциальных личностно-профессиональных способностей.

Кризисы профессионала и проблемы профессиональных деструкций: работа с психофизиологическими механизмами, свойствами личности, коррекция общения и т.п.

Способность специалиста работать в профессиональном сообществе или адаптация в организации, программа индивидуальной адаптации.

Профессионализм в предпринимательстве: успешные и конкурентоспособные организации постоянно внедряют необходимые изменения с целью повышения эффективности. Потребность в изменениях на предприятиях возникает как под воздействием внешних факторов (внешнеэкономическая конъюнктура, социальные изменения, новые открытия, ужесточение конкуренции и т.п.), так и внутренних – низкая эффективность, высокие издержки производства, финансовые проблемы, неэффективная организационная структура, узкие места на производстве.

ПС методом профессионального тренинга предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оператив­ную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедея­тельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Результатом ПС методом профессионального тренинга является профессио­нальное развитие и саморазвитие личности, реализа­ция профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосох­ранения, удовлетворенность трудом и повышение эф­фективности профессиональной деятельности и посттренинговое сопровождение


Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ ПС стал личностно ориентированный подход, как выбор и освоение человеком тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариан­тов решений, опосредованных социально-экономичес­кими условиями. Сопровождение может трактоваться как ответственность личности за профессиональные действия, которые она совершает. Важнейшим положением данного подхода высту­пает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Цель психологического сопровождения (ПС) - полноценная реализация профессионально-психологическо­го потенциала личности и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное - помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности[4].

ПС – это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле­ния личности и технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

Выделяют основные концептуальные положения ПС профессионального становления личности:

- наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни;

- необходимость для полноценного профессионального становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества;

- признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций;

- принятие личностью всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя;

- гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Функции ПС:

  1. информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);
  2. проектирование и самопроектирование сценари­ев отдельных этапов профессионального становления;
  3. психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды;
  4. профессиональная реабилитация личности в случаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключения, и др.);
  5. обеспечение социально-профессионального самосохранения;
  6. профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;
  7. коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности[5].