Файл: "Формирование нравственной культуры личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А вот что по этому поводу подметил К.Д. Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[29].

Известный педагог определяет личность как характер. Каковы же основные черты учителя, обладающего сильным характером, а значит, яркой индивидуальностью?
Личностные качества, конечно же, неотделимы от профессиональных. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания дисциплины, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества[30].

Как одно из наиболее значимых, а возможно, и самое главное – любовь к своему про­фессиональному труду – качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества – добросовестность и самоотверженность, радость при достижении результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.
Вместе с тем личность современного учителя во многом определяется высоким уровнем культуры. Учитель всегда служит наглядным образцом для учащихся, образец этот должен быть своеобразным эталоном того, как принято и как следует себя вести[31].

Нравственной мерой поведения учителя является педагогический такт. Он базируется прежде всего на нравственных качествах педагога.
Основными элементами педагогического такта являются: требовательность, и в то же время уважительное отношение к ребенку, умение слушать и слышать его, сопереживание, внимательность, чуткость (без стремления афишировать свои действия), дружелюбие без панибратства, доброжелательность, умение увлекать воспитанников идеей. Чтобы быть тактичным, учителю необходимо быть наблюдательным, уметь предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков.
Педагогический такт как один из элементов взаимодействия с детьми обязывает педагога отвечать за свои поступки, прочувствовать свои обязанности, проявлять волю. А самое главное – такое взаимодействие признает личность высшей ценностью. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и зла и становится школой практической нравственности[32].


Существует немало приемов, пользуясь которыми учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта, наиболее важными из которых являются следующие:

• на уроке важно создавать атмосферу, в которой доминируют высокие общечеловеческие ценности;

• учителю следует чувствовать внутреннее состояние ученика и создать все условия для вовлечения его в учебный процесс;

• при любых обстоятельствах нужно оставаться спокойным, уравновешенным, сдерживать негативные эмоции;

• любые противоречия желательно разрешать с помощью диалога;

• целесообразно быть щедрым на похвалу, а не на порицание[33].

Педагогический такт как форма взаимоотношений определяется многими сторонами личности учителя, его идейными убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический прием. Немаловажное значение в формировании педагогического такта имеет общая и педагогическая культура поведения учителя. Понятия «общая культура» и «педагогическая культура» отличаются друг от друга[34].

Общая культура в поведении человека состоит в соблюдении правил поведения в общественных местах, в личной жизни, во взаимоотношении с другими людьми (тактичность, вежливость, скромность, уважение и т.д.). Педагогическая же культура в поведении учителя предусматривает соблюдение общепедагогических требований во взаимоотношениях с учащимися и их родителями. Встречаются учителя, которые в личной и общественной жизни, во взаимоотношениях с другими людьми достаточно культурны, но на самом деле педагогической культурой не обладают – они грубо относятся к детям, несдержанны, несправедливы к ним.

Педагогическая культура – это одна из сторон педагогического такта учителя. В этом отношении особенно большое значение имеет культура устной речи – ее чистота, грамотность, умение управлять своей речью и сопутствующими ей мимикой и жестами, интонацией и даже тембром голоса[35].

Овладеть педагогической культурой, не владея педагогическим мастерством, невозможно. Педагогическая культура является показателем гибкости ума учителя, следствием его творчества.


Мы подошли к характеристике одного из самых главных качеств современного учителя – его способности к творчеству. Творческий потенциал учителя проявляется в его умении самостоятельно конструировать педагогический процесс, вовлекая в увлекательный поиск каждого ученика.

У настоящей творческой личности её профессиональные знания и навыки – лишь инструмент, которым она умело пользуется. Такой педагог приходит на урок, чтобы в очередной раз пережить то, что он несёт своим воспитанникам, и сделать с ними новые открытия. Он не боится перемен, непростых вопросов, на которые порой не бывает готовых ответов.

Учитель, являясь яркой творческой индивидуальностью, «помогает процессу осознания … своего личностного «Я» в окружающем мире. Он не даёт готового знания … вместе с воспитанниками спорит и размышляет… удивляется и сомневается, с интересом постигает истины в совместном творчестве» (В. М. Данильченко). Ключевым словосочетанием этой цитаты следует считать последнее, потому что именно совместное творчество учителя и ученика, их сотрудничество на уроке являются залогом воспитания успешного человека, способного осознанно выбрать свой путь и полезно приложить свои силы на благо общества, а значит, стать счастливым гражданином счастливой страны[36].

2 ВИДЫ ВНЕКЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ

2.1 Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности

Роль учителя сегодня в центре внимания общества. И от того как он передаёт современным школьникам не просто знания, а духовно-нравственное образование, открывает в них то доброе, что они уже знают и любят, собственным примером учит их нравственности, зависит отношение и уважение к нему окружающих. На уроках истории происходит постоянное формирование и воспроизводство духовных отношений. Но поскольку детей учат не только в школе, но и вне её, важно, чтобы это не вступало в противоречие. Учителя не должны подрывать усилия друг друга. Все должны воспитывать детей в духе лояльности к государству, в котором они живут, его истории, культуре и населяющим его народам. На уроках истории задаётся система координат, помогающая личности правильно ориентироваться в общественной жизни. Очень важно, что преподаётся и как это делается[37].


Сегодня мы можем влиять на формирование общей культуры личности, на её духовно-нравственное развитие. Мы имеем возможность напрямую формировать нравственные ценности, возможность обучать в диалоге, формировать коммуникативные способности личности, ориентировать на признание универсальных ценностей (не убий, не укради, возлюби ближнего как самого себя). Где, как не наших уроках на примерах прошлого, мы можем воспитывать эти качества. Кто, как ни Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов могут привить детям чувство патриотизма, любви к Отечеству. Они своими подвигами соединили всех людей для того, чтобы вся страна была дружной, единой, сильной. Развитие нравственных и эстетических качеств ребёнка требует специальной подготовки. Самостоятельно ребёнок не становится ни нравственно- чутким, ни эстетически воспитанным. Только опытный учитель умеет пробудить в детях желание стать хорошими[38].

И в этом плане можно только приветствовать то, что в начальной школе ввели такой курс, как «Основы православной культуры». Этот курс пробуждает в детях нравственные качества: доброту, сочувствие, заботу о мире. Предмет «Православная культура» позволяет ученикам узнать о том, во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей. Христианская культура России охватывает большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все сферы общества. Прежде всего, это сфера духовной жизни, которая включает в узком понимании философию, идеологию, культуру. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений. Знакомство детей с православной культурой, с произведениями религиозной живописи, архитектуры, а также песнопениями православных праздников раскрывают духовный потенциал истории. Все эти знания закрепляются в форме творческих работ, позволяющих детям сопереживать радость творческой деятельности в доступном для них уровне (они рисуют, играют, поют, отгадывают загадки)[39].

Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека, о благочестии, любви к Родине, ответственности. Примеры святых и героев Отечественной истории служат образцами нравственного поведения. Ведущими нравственными ценностями являются счастье, героизм, патриотизм, дружба. Как показывает опыт нравственно-эстетического воспитания школьники, осознают и эмоционально переживают полученную информацию.


С целью поддержания их духовного состояния важно проводить уроки так, чтобы заинтересовать детей. Поэтому в первом классе уроки проводятся в основном в форме игры. Им предлагают загадки, они сочиняют сказки, слушают и угадывают голоса птиц, хлопают под музыку, ищут и рисуют красоту окружающего мира. Постепенно они приходят к христианскому пониманию мира, знакомятся с заповедями, молитвами, духовной музыкой. Большое внимание уделяется христианским праздникам. Детей знакомят с традицией праздника, его проведением. Это цикл зимних и весенних праздников. С помощью притч и жизненных историй раскрывается смысл православной веры и миросозерцания. Они узнают о пользе послушания. О том, что такое человеческие страсти, как помогает в трудную минуту вера в бога[40].

Первоклассника нельзя торопить с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с её глубоким содержанием. Наиболее правильная форма введения младших школьников в православную культуру через знакомые представления и образы, в которых они учатся видеть проявления красоты. Развитие эстетического восприятие красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учится не только правильно видеть, но и создавать красивое.

В психологических характеристиках младшего возраста выделяются наглядно-образное восприятие, преобладание конкретного мышления, открытая эмоциональность. Доверчивость, подражательность. Учитывая эти особенности, автор подобрал темы, где школьнику показана внешняя сторона христианской культуры. Для успешного решения задач нравственного воспитания в учебнике специально выделены нравственные понятия христианской этики: послушание, доброта, любовь, благочестие. Уже на первых уроках внимание детей привлекалось к самым важным понятиям: дом, мир, Родина, Отечество[41].

Осознание православной культуры связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть, изображать и слышать музыку. На этих уроках развивается нравственное чувство сопереживания, эстетические способности детей. Православная культура как эмоционально- ценностное отношение к жизни предполагает уяснение правил поведения, сущности добрых дел.

Что качается возможностей понимания и усвоения духовно-нравственного компонента, то современные школьники вводят понятие Бог в число приоритетных ценностей. Поэтому когда мы знакомим детей с примерами из истории раскрывающих тему бескорыстия людей, то показываем их как эталон нравственного поведения. Так что курс по изучению основ православной культуры сегодня актуален как никогда и хотелось, чтобы он существовал не только в начальной школе, но и в среднем звене[42].