Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления оборотными средствами предприятия
1.1 Экономическая сущность и состав оборотных средств
2.2 Современные методы управления оборотными средствами предприятия
Глава 2. Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств ООО «Норд Смарт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Норд Смарт»
2.2. Анализ эффективности использования оборотных средств ООО «Норд Смарт»
АВС-анализ;
XYZ-анализ;
Самый распространенный и действенный способ – это использование АВС – анализа, для чего проводится классификация ресурсов по различным параметрам (стоимости, прибыли, дебиторской задолженности и др.), значимость которых определяется деятельностью предприятия[17].
Этапы проведения ABC-анализа представлены на рисунке 5. Обычно в процессе проведения АВС – анализа сопоставляют количественно-стоимостные характеристики ресурсов. К группе товаров А относят обычно небольшое количество наиболее ценных видов товаров, которые самые значимые по стоимости. Они требуют жесткого контроля и учета. Для предприятия эта группа товаров имеет наибольшее значение[18].
К группе товаров В относят ресурсы, которые в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля. К группе товаров С относят оставшиеся малоценные ресурсы, для которых обычно используют упрощенные методы определения необходимого количества[19].
Рисунок 5. Этапы проведения ABC-анализа
Метод XYZ -анализа позволяет произвести классификацию тех же ресурсов предприятия в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности[20].
Этапы проведения XYZ-анализа представлены на рисунке 6. Группа товаров X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.
Группа товаров Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.
Группа товаров Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая[21].
Рисунок 6. Этапы проведения XYZ-анализа
Еще одним методом управления оборотными средствами является продажа дебиторской задолженности (факторинг). Суть данного метода заключается в том, что специальное агентство («фактор») и клиент заключают договор о продаже дебиторской задолженности, после чего происходит извещение предприятия о том, что его долги куплены. Агентство расплачивается с предприятием по долгам, вне зависимости от того заплатил покупатель или нет. При предоставлении такой услуги клиент получает сумму долга со скидкой. Это позволяет осуществлять более быструю оборачиваемость капитала[22].
Однако факторинг имеет ряд недостатков:
1. нет контроля над должниками;
2. потеря информации о должниках;
3. чистые убытки из-за получения неполной суммы долга.
Эффективное управление оборотными средствами в современной ситуации невозможно без использования автоматизированных систем. В настоящее время разработано множество автоматизированных систем, позволяющих учитывать, планировать, анализировать и управлять оборотными средствами.
Автоматизированная система — разновидность систем управления, включающая технические средства, которые обеспечивают замену физического и умственного труда человека, но требуют затрат труда для своего обслуживания и выполнения отдельных функций. В процессе внедрения сначала используется система, работающая в информационном режиме, а после накопления опыта, проверки надежности переводится в автоматический режим. Она включает технические средства, которые обеспечивают автоматический сбор, обработку информации, в том числе принятие решения и реализацию принятого решения. Данная система состоит из управляемого объекта и автоматического управляющего устройства[23].
На сегодняшний день очень часто на промышленных предприятиях для мониторинга оборотных активов используют автоматизированную систему «1С:Предприятие», которая позволяет в режиме on-line отслеживать нахождение запасов, дебиторской задолженности, готовой продукции на складах, незавершенного производства и т.д. Использование автоматизированный систем в процессах планирования, производства, учета и контроля позволят сократить цикл одного кругооборота оборотных средств, высвободить дополнительные финансовые ресурсы.
Среди основных направлений совершенствования управления оборотными средствами следует выделить два[24]:
1. Совершенствование организации использования оборотных средств:
- постоянное уточнение расчетов потребностей предприятия в оборотных средствах;
- уточнение норм и нормативов расхода материалов с учетом изменений в экономике;
- пересмотр сроков и методов планирования производства и реализации продукции;
- совершенствование системы финансирования оборотных средств;
2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств:
2.1 На стадии производственных запасов:
- совершенствование складской системы материально-технического обеспечения;
- внедрение автоматизации в погрузочно-разгрузочные работы;
- внедрение программных продуктов за контролем запасов товарно-материальных ценностей;
- выстраивание долгосрочных отношений с поставщиками и организация прямых поставок;
- организацию поставок «точно в срок» и приближение поставщиков к предприятию - заказчику.
В условиях высокой конкуренции эффективное управление запасами является одной из успешных стратегий существования и дальнейшего развития предприятия. Изменение внешней среды вызывает необходимость поиска новых принципов организации управления производством. Интенсивное воздействие внешней среды вызывает большую актуальность изучения системы управления запасами.
2.2 На стадии незавершенного производства:
- внедрение автоматизированных систем управления, прогрессивных техники и технологий;
- развитие стандартизации, унификации и типизации производства;
- производство продукции под заказ потребителей;
- внедрение логистического подхода к производству;
- совершенствование организации производства продукции, нормирования и стимулирования труда;
- использование более дешевых материалов, без потери качества готовой продукции;
- производство продукции под запросы потребителей по системе «точно в срок».
2.3 На стадии обращения[25]:
- совершенствование системы расчетов;
- своевременная подборка отгруженной продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме и отгрузке в соответствии с заключенными договорами;
- приближение товаропроизводителей к потребителям продукции;
- увеличение объема реализации продукции и сэкономленных материалов по прямым связям;
- использование системы «точно в срок» для ускорения кругооборота оборотных средств;
- снижение кредиторской и дебиторской задолженностей.
Как показал проведенный анализ различных источников, на сегодняшний день существует множество различных методов и путей совершенствования управления оборотными активами промышленных предприятий. Накопленный опыт, использование наилучших практик, своевременное выявление неиспользуемых оборотных средств и совершенствование управления ими позволит повысить экономическую эффективность деятельности промышленных предприятий.
Глава 2. Анализ и оценка эффективности использования оборотных средств ООО «Норд Смарт»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Норд Смарт»
Общество с ограниченной ответственностью «Норд Смарт», зарегистрировано в 2007 году, по юридическому адресу: 456209, г. Златоуст, ул. Дворцовая, д. 24, помещение 4, для осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли [1].
ООО «Норд Смарт» является юридическим лицом и действует на основании Устава. Устав утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Предприятие имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке. Уставный капитал общества составляет 100 000 руб. (сто тысяч рублей). За счет привлечения дополнительных денежных средств, предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды, наращивает выпуск продукции, улучшает ее качество, увеличивает доход. Производятся отчисления в резервный и специальные фонды.
ООО «Норд Смарт» занимается оптово–розничной торговлей снековой продукции собственного производства. Заинтересованность в росте прибыли ООО «Норд Смарт» означает, заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов предприятия. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большей является прибыль и, следовательно, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного воспроизводства, социального развития и материального поощрения участников хозяйственной деятельности.
Для оценки финансовой деятельности предприятия проведем анализ основных экономических показателей ООО «Норд Смарт» в таблице 2.
Таблица 2
Основные финансово–экономические показатели деятельности ООО «Норд Смарт»
Показатель |
Период, годы |
Отклонение по годам |
Темпы роста по годам, % |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
|
Выручка (нетто) от продажи продукции |
265 500 |
283 264 |
36 4553 |
17 764 |
81 289 |
106,69 |
128,7 |
Себестоимость проданных товаров, услуг |
196 330 |
202 620 |
29 5908 |
6 290 |
93 288 |
103,20 |
146,04 |
Валовая прибыль |
69 170 |
80 644 |
68 645 |
11 474 |
–11 999 |
116,59 |
85,12 |
Коммерческие расходы |
5 139 |
11 029 |
89 01 |
5 890 |
–2 128 |
214,61 |
80,81 |
Управленческие расходы |
14 081 |
19 800 |
15 058 |
5 719 |
–4 742 |
140,62 |
76,05 |
Прибыль от продаж |
49 950 |
49 815 |
44 686 |
–135 |
–5 129 |
99,73 |
89,70 |
Прочие доходы |
5 |
26 |
6 |
21 |
-20 |
520,0 |
23,08 |
Прочие расходы |
21 890 |
16 136 |
3 989 |
–5 754 |
–12 147 |
73,71 |
24,72 |
Прибыль до налогообложения |
28 060 |
33 705 |
40 703 |
5 645 |
6 998 |
120,12 |
120,76 |
Налог на прибыль |
5 612 |
6 741 |
8 141 |
1 129 |
1 400 |
120,12 |
120,77 |
Чистая прибыль |
22 448 |
26 964 |
32 562 |
4 516 |
5 598 |
120,12 |
120,76 |
Товарооборот (нетто) в 2015 году составил 265 500 тыс. руб., в 2016 году – 283 264 тыс. руб., а к 2017 году он увеличился до 364 553 тыс. руб., что в абсолютном значении составило 81 289 тыс. руб. (или 28,7 %). Это увеличение обусловлено ростом объемов заказов на снековую продукцию ООО «Норд Смарт». Также увеличивается и себестоимость проданной продукции с 196 330 тыс. руб. в 2015 г. до 202 620 тыс. руб. и 295 908 тыс. руб. в 2016 г. и 2017 г. соответственно. Однако темпы роста товарооборота в 2017 году меньше темпа роста себестоимости, что снижает величину валовой прибыли.
За счет превышения темпов роста выручки над затратами в 2016 году произошло увеличение валовой прибыли предприятия с 69 170 тыс. руб. до 80 644 тыс. руб., но в связи с более высокими темпами роста себестоимости продукции (46,04 %) над темпами роста товарооборота (28,7 %) в 2017 году произошло снижение валовой прибыли на 11 999 тыс. руб. (–14,88 %).
Коммерческие расходы в 2016 году возросли на 5 890 тыс. руб. (114,61 %), а в 2017 году снизились на 19,19 % или в сумме на 2 128 тыс. руб. Это положительная тенденция, как и снижение управленческих расходов на 4 742 тыс. руб. (–23,95 %), так как позволило увеличить прибыль от продаж. Прочие расходы предприятия, связанные с транспортировкой продукции заказчику снижаются в 2016 году на 5 754 тыс. руб., а за 2017 год на 12 147 тыс. руб. за счет отказа от доставки собственным транспортом (на условиях самовывоза). Но операционные доходы тоже снизились в 2017 году на 20 тыс. руб. Снижение прочих расходов положительно сказалось на увеличении прибыли до налогообложения, что свидетельствует об оптимальной управленческой политике. Рост чистой прибыли в 2016 году на 4 516 тыс. руб. произошел за счет роста выручки, а в 2017 году за счет снижения расходов, в том числе коммерческих, управленческих и прочих).
Налог на прибыль ООО «Норд Смарт» увеличился, что связано с ростом товарооборота и прибыли до налогообложения. Чистая прибыль в 2017 году по сравнению с 2015 годом увеличилась почти в 1,5 раза (с 22 448 тыс. руб. до 32 562 тыс. руб.).
Эффективно организованная продажа продукции способствует росту товарооборота, лучшему удовлетворению спроса и обеспечивает рентабельную работу ООО «Норд Смарт». Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.
Таким образом, ООО «Норд Смарт» достигло высоких финансовых результатов хозяйственной деятельности за анализируемый период, о чем Финансовый результат, тыс. руб. свидетельствует увеличение общей суммы прибыли. Такой рост прибыли явился результатом увеличения доходов предприятия и снижения расходов на осуществление хозяйственной деятельности.