Файл: Баланс и отчетность (Баланс и отчетность как элементы метода современного бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Баланс и иные отчетные формы - это единая система отчетной информации, на основании которой принимаются управленческие решения. Только комплексное единство отчетных форм способно обеспечить полноту презентуемой информации.

В связи с этим теоретическое разграничение баланса и отчетности в качестве отдельных элементов метода бухгалтерского учета не является оправданным.

Баланс и отчетность должны быть объединены в один элемент метода бухгалтерского учета - отчетность. Благодаря этому метод бухгалтерского учета станет более прозрачным и объективным.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Современная бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационным инструментом, который постоянно эволюционирует и развивается в направлении своего состава и структуры подачи информации.

Обязанность по ее составлению сегодня возникает у любого юридического лица (коммерческого или некоммерческого) и соответственно закреплена в российских нормативных документах. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к составу и структуре годовой финансовой отчетности, ее задачи и назначение, а также, используя конкретные примеры, проанализируем структуру бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах и перспективы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России.[10]

Основные представления о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская финансовая отчетность является основным источником учетной информации для внешних пользователей, она позволяет привести разрозненные учетные показатели в универсальную форму, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.[11]

Таким образом, с 1 января 2013 г. годовая финансовая отчетность экономического субъекта составляется за отчетный год и должна давать достоверное представление о его финансовом положении, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая финансовая отчетность состоит из следующих частей: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах (для некоммерческих организаций — Отчета о целевом использовании средств) и приложений к ним: отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах.


Годовая финансовая отчетность должна быть составлена согласно определенным требованиям, которые позволяют определить, насколько правильно она составлена.

Основные требования к годовой финансовой отчетности изложены в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где, в частности, указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность:

— включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта (филиалы, представительства);

— сформирована в валюте Российской Федерации;

— считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

— публикуется вместе с аудиторским заключением в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами;

— не устанавливает режима коммерческой тайны. [12]

Понимать основные задачи и назначение годовой финансовой отчетности позволяют ответы на следующие поставленные вопросы:

— насколько состоятельна организация;

— какая часть активов принадлежит организации;

— какова задолженность у организации;

— был ли успешным прошлый финансовый год;

— стала ли организации богаче или беднее, получила ли прибыль или понесла убыток.[13]

Информация, которая содержится в годовой финансовой отчетности, может быть важна и представлять интерес как внутренним пользователям (владельцы, руководство и работники организации), так и внешним пользователям (инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы, общественность).

Годовой бухгалтерский баланс составляется на 31 декабря отчетного года.

К этой дате должно быть установлено следующее:

• насколько обеспечена организация необходимыми материальными благами;

• насколько богата организация, какая часть активов принадлежит непосредственно организации или собственнику;

• сколько и каких долгов имеет организация. [14]

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана проводить инвентаризацию. Инвентаризация — это проверка фактического наличия имущества и полнота отражения в учете обязательств организации.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные (активы и обязательства, срок обращения (погашения) по которым не более 12 мес. после отчетной даты) и долгосрочные (активы и обязательства сроком обращения более 12 мес.).


Баланс состоит из двух частей: в левой части показывается имущество предприятия — это актив баланса (отвечает на вопрос: какие средства были вложены в организацию?), а в правой части показываются источники формирования этого имущества — это пассив баланса (отвечает на вопросы: кто финансировал активы организации; кому принадлежат активы организации).[15]

Пользователи годовой финансовой отчетности и их интересы Пользователи Информационные потребности Внутренние пользователи Владельцы (собственники) организации

Таким образом, богатство организации отражено не столько в активах, сколько в собственном капитале. Ведь даже если организация имеет огромные активы, однако большая их часть приобретена за счет заемных средств, то данная организация может считаться состоятельной, но не богатой. [16]

О том, успешна ли была деятельность организации за прошедший отчетный год, можно также узнать и проанализировать по отчету о финансовых результатах. Информация, представленная в отчете о финансовых результатах, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом и ответить на следующие вопросы: почему я стал богаче или беднее; насколько эффективна деятельность организации; насколько оправданным выгоднывложения в неактивы.

Отчет о финансовых результатах составляется на основе хозяйственных операций, которые должны быть подтверждены документами (счетами, договорами и т. д.). Соответственно хозяйственные операции, которые делают организацию богаче, — это доходы, а которые делают бед- нее — это расходы.

В упрощенном виде отчет о финансовых результатах организации можно представить следующей формулой: Доходы — Расходы = Финансовый результат за год (прибыль/убыток).

В горизонтальном виде в отчете о финансовых результатах прибыль отражается слева, как и расходы, а убыток — справа, как и доходы. Таким образом, итоговые суммы оказываются уравновешенными.[17]

Приведенный выше пример вертикальной формы отчета о финансовых результатах показывает, что определяющим фактором является не только сумма прибыли, но и то, как она была получена.

В то же время полученный убыток не всегда свидетельствует о кризисе организации, так как он мог быть получен в результате чрезвычайных событий. Перспективы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России.


ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ

Подводя итоги, следует отметить, что Минфин России еще в 2011г. опубликовал Проект плана дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012—2015 годы.

Среди перечня мероприятий можно отметить следующие:

• введение упрощенных процедур бухгалтерского учета и упрощенной индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоторых категорий хозяйствующих субъектов;

• разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами;

• разработка предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами;

• разработка рекомендаций по организации и осуществлению хозяйствующими субъектами внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• разработка предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за своевременностью, полнотой и достоверностью раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, перечисленные мероприятия позволяют надеяться, что перспективы развития финансового учета и отчетности в нашей стране путем реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами повысят престиж и привлекут новые кадры в столь сложную, но всегда востребованную профессию бухгалтера.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ БАЛАНСА И ОТЧЕТНОСТИ

2.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив), причем итог актива должен быть равен итогу пассива.


Бухгалтерский баланс – документ, характеризующий общее состояние активов и пассивов предприятия на определенный момент (дату) в денежном выражении. Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливается содержание бухгалтерского баланса. Баланс представляется в виде уравнения двойственности, которое отражает метод балансового обобщения информации об имуществе, источниках и обязательствах: Актив баланса = Пассив баланса.

При отсутствии обязательств у организации ее активы равны капиталу: Активы = Капитал. При возникновении обязательств уравнение двойственности принимает вид: Активы = Капитал + Обязательства. [18]

При построении бухгалтерского баланса должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) Все показатели баланса должны иметь денежное выражение.

2) В балансе имущество организации должно быть отражено обособленно.

3) Внеоборотные активы в балансе должны отражаться по остаточной стоимости, оборотные активы – по фактической стоимости их приобретения с учетом принятого метода их оценки при выбытии.

4) Принципа двойственности.

5) Действующего предприятия – имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, а в случае ликвидации предприятия вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса.

Данные бухгалтерского баланса необходимы для контроля наличия, движения и структуры имущества организации и источников его формирования, для анализа финансового состояния и платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и т.д.

Вертикальный анализ бухгалтерского баланса показывает структуру средств предприятия и их источников. Горизонтальный анализ дает характеристику изменений статей бухгалтерского баланса за отчетный период или динамику их изменений за ряд отчетных периодов.

Бухгалтерский баланс составляется на первое число отчетного периода. Все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, составляют бухгалтерский баланс по единой форме на основании данных Главной книги, ведомостей и журнал – ордеров. [19]

Бухгалтерский баланс имеет типовую форму, которая регламентируется приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н (ред. от 05.10.2011) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012).

В организациях ежедневно совершаются множество различных хозяйственных операций, которые вызывают изменения в структуре имущества организации. [20]