Файл: «Общее понятие о гражданском праве» _.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечить публичное обсуждение концепции развития гражданского законодательства с участием ученых и специалистов в области частного права;

- представить Президенту Российской Федерации доработанную по результатам публичного обсуждения указанную концепцию, предложения о мерах по ее реализации.

Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации» был принят в целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере, формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в Российской Федерации [5].

Было установлено, что основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Реализация государственной политики обеспечивается системой государственных органов, включающей органы управления при Президенте Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основе закона и для его детальной конкретизации в регулировании конкретных правоотношений. Постановления Правительства Российской Федерации не должны также противоречить Гражданскому кодексу Российской Федерации, федеральным законам и Указам Президента Российской Федерации [16, с. 29]. Проведем анализ некоторых постановлений Правительства Российской Федерации.

Рассмотрим постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам». Правила продажи товаров по образцам разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Они определяют порядок продажи товаров по образцам и оказания в связи с такой продажей услуг, а также регулируют отношения между покупателем и продавцом товаров [8].

К основным понятиям, которые используются в Правилах, относятся:

- покупатель — это гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по образцам;


- продажа товаров по образцам — это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.

При продаже товаров по образцам покупатель может самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с образцами, выбрать и приобрести необходимые товары, а продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также услуги по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров.

Информация о товарах должна содержать наименование товара; место нахождения, фирменное наименование, место нахождения организации; сведения об основных потребительских свойствах товара; цену в рублях и условия приобретения товара; гарантийный срок; срок годности для конкретного вида товара; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; способ и срок извещения покупателем продавца о согласии заключить договор; способы, сроки и условия доставки и передачи товара потребителю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом.

Образцы товаров, которые предлагаются к продаже, должны быть выставлены в витринах, прилавках, подиумах, стендах, а также специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.

Продавец обязан передать покупателю товар, полностью соответствующий его образцу, качество которого соответствует информации, представленной при заключении договора. Также одновременно с товаром продавец обязан передать покупателю относящиеся к нему документы (технический паспорт, инструкция по эксплуатации).

Контроль за соблюдением Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Следующий документ, который будет рассматриваться, - это постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

Данное постановление устанавливает:

- общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым заказчиками;

- общие правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;


- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

- правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг;

- правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым заказчиками, должны:

- содержать порядок формирования и утверждения Правительством Российской Федерации перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, требования к потребительским свойствам которых устанавливают государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определяющий состав информации, включаемой в перечень; порядок применения Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности при формировании перечня; порядок выбора потребительских свойств; критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров, работ, услуг для включения в перечень;

- содержать примерную форму перечня [10].

Следующий рассматриваемые документ — это постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Данные Правила устанавливают порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ стоимостью более 100 тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы [9].

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора в течение двух лет после увольнения гражданина сообщает представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем. Здесь должны быть следующие сведения: фамилия, имя и отчество гражданина; дата рождения гражданина; должность государственной или муниципальной службы; замещаемая гражданином перед увольнением с государственной или муниципальной службы; полное наименование организации. Если с гражданином заключен трудовой договор, то также указываются дата и номер приказа работодателя, согласно которому гражданин принят на работу; дата заключения трудового договора и срок; наименование должности гражданина; должностные обязанности; если же заключен гражданско-правовой договор, то указываются дата и номер договора; срок договора; предмет договора; стоимость работ (услуг) по данному договору.


Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые содержат нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, допускаемых Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и нормативно-правовыми актами. Согласно норме пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти подлежат опубликованию в «Российской газете», в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации [16, с. 29].

Таким образом, к иным нормативным правовым актам относятся Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Указы Президента Российской Федерации представляют собой решения, которые принимаются главой государств в пределах его конституционных полномочий. Нормативные акты Президента Российской Федерации подлежат официальному разъяснению. Они обязательны к исполнению по всей территории Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации. Они также подлежат опубликованию, кроме тех, которые содержат государственную тайну. Те постановления, которые противоречат законам, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти принимаются лишь в случаях, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми актами Президента или Правительства Российской Федерации.

2.3. Международные договоры и нормы гражданского права

Наряду с национальными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы гражданского права, источниками гражданского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как свобода торговли, мореплавания, а также международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью правовой системы. Эти принципы и нормы содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций, многосторонних договорах, решениях Международного суда. Международные договора — это соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом. Международные договоры могут быть межправительственными и межведомственными [16, с. 30].


Устав ООН — это международный договор, учреждающий организацию ООН. Он был подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско. Данный документ состоит из преамбулы и 19 глав.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. Целями ООН являются:

- поддерживать международные мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей [3, ст. 1].

К принципам ООН относятся:

- принцип суверенного равенства всех ее членов;

- принцип выполнения принятых на себя обязательств;

- принцип разрешения споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

- принцип воздержания от угрозы силой или ее применения;

- принцип помощи во всех действиях;

- принцип невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

В соответствии со статьей 11 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, а также может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности.

Для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При исполнении своих обязанностей Совет Безопасности действует в соответствии с целями и принципами ООН.

Далее рассмотрим Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. К принципам данной Декларации относятся:

- принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН;