Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и мировом рынках».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентными преимуществами компании Apple можно назвать:

  • большие финансовые возможности, что позволяет компании быть на шаг впереди конкурентов;
  • тщательное отслеживание спроса на рынке цифровых технологий и умение быстро преподнести потребителю то, в чём он нуждается;
  • серьёзный подход к бизнесу, что гарантирует высокий уровень репутации компании;
  • умение подбирать лишь высокопрофессиональных сотрудников в свой штат;
  • преподнесение любого нового продукта как относительно несложного в использовании для потребителя, а также как элемент имиджа человека или компании.

Сейчас компания Apple владеет более чем 5000 патентов на изобретения и дизайнерские проекты, а iPhone 5 от Apple был продан в количестве 9 000 000 устройств всего за три дня после первой презентации. Это можно назвать самым главным показателем успеха компании [10].

Остаётся лишь пожелать компании Apple процветания и стабильности продаж. О первом пункте пусть позаботится руководство компании, а вот о втором можно не волноваться – стабильность продаж устройств от Apple находится в руках поклонников современной и качественной продукции, а они не подведут!

2.8 Конкурентоспособность компаний в современной России

Конкурентоспособность очень сложный и интегрированный вопрос, который только недавно стал исследоваться в России. Это было вызвано различными причинами: публикациями, включая периодические, которые анонсируют результаты различных сравнительных исследовательских проектов по конкурентоспособности, которые были проведены крупными признанными международными организациями. В данном случае мы говорим не только о внешней, но и о внутренней конкурентоспособности, которая затрагивает различные сферы функционирования предприятий. 

Рассматривая конкурентоспособность компании, стоит отметить, что она складывается из конкурентоспособности товаров (услуг) в ходящих в линейку компании. В данном случае нельзя ставить знак равенства между этими двумя понятиями, так как по сути одно «конкурентоспособность компании” включает в себя другое «конкурентоспособность товаров». Чем больше в линейке компании конкурентоспособных товаров, тем больше конкурентоспособность самой компании.

Заметим тот факт, что конкурентоспособность компании зависит от сферы ее деятельности. Например, стартап CarPrice, который осуществляет продажу автомобилей через онлайн-аукцион, является единственным в сфере продажи автомобилей через аукцион, так как стартап является инновационным, что и является его конкурентным преимуществом и формирует его конкурентоспособность.


Каждый из факторов создающих конкурентоспособность товара и компании в частности формирует барьеры для входа появления новых компаний в отрасли. Барьеры зависят от сложившейся в сфере деятельности рыночной структуры. Появление различных рыночных структур было связано с переходом России к рыночной экономике, в соответствии с чем, на сегодняшний день выделяют следующие рыночные структуры: монополия, олигополия, монополистическую конкуренцию, монопсония. Появление вышеуказанных структур не осталось бесследно, так как они ограничивают конкуренцию, в соответствии с чем, появилась и формируется до сих пор нормативно-правовая база по этому вопросу. На сегодняшний день мы видим государственные меры по поддержанию конкуренции, на различных уровнях государственной власти. Стоит отметить некоторые документы, в которых отражены положения по защите конкуренции, среди которых:

– Конституция РФ [1, (ст. 8 п.1 и ст. 34 п.2, где указано, что гарантируется единство экономического пространства и запрещается экономическая деятельность, нацеленная на монополизацию)];

– Гражданский кодекс РФ [2, ст. 10 и 1033 ГК РФ];

– Федеральные законы   (например,   от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

– Постановления правительства РФ.

Теперь, поподробнее рассмотрим преимущества и недостатки каждой структуры, барьеры, формируемые ими для входа на рынок, и попробуем рассмотреть ключевые факторы их конкурентоспособности на локальном и внешнем рынке.

Монополия. Монополия (греч. монос — один, полео — продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Данная ситуация возможна при поглощении одной компанией всех конкурентов либо при появлении на рынке инновационного продукта, который ранее отсутствовал. Стоит отметить, что государство борется с монополиями благодаря вышеупомянутым документам и органу ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба). Существование естественных монополий в нашей стране, как например РЖД объясняется объективными факторами. Естественные монополии являются инфраструктурными сетями, обеспечивают целостность национальной хозяйственной системы и взаимосвязь экономических субъектов [3, с. 187].

Положительные стороны монополии:

- высокое качество продукции фирм-монополистов, которое помогло им завоевать главенствующее положение на рынке;

- отметим, что монополизация повышает эффективность производства, развивая и проводя различные исследования, научные разработки;


- в случае экономического кризиса монополии дольше всех держаться  и раньше всех выходят из кризиса, таким образом, сдерживая спад безработицы и производства;

- благодаря монополии развивается малый и средний бизнес, путем покупки их продукции.

Отрицательные стороны монополии:

- монополия устанавливает высокие цены и ограничивает выпуск продукции, что приводит к нерациональному распределению ресурсов и обуславливает снижение жизненного уровня населения и неравенство его доходов;

- фирмы-монополисты не всегда используют свои возможности для обеспечения роста научно-технического прогресса. Это связанно с тем, что монополия, как правило, не имеет достаточно стимулов для повышения эффективности, из-за ограниченности доступа на рынок и отсутствия конкурентов;

- монополии устанавливают партнерам дискриминационные условия договоров путем изъятия товаров из обращения, ограничивая или прекращая производство товаров  тем самым создавая искусственный дефицит.

Олигополия. Данный тип рыночной структуры характеризуется господствующим положением на рынке нескольких фирм от 2 до 8. Ни одна из компаний в значительной мере не может повлиять на цену, большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как фирма, наиболее сильная на этом рынке. Они конкурируют между собой посредством других факторов, таких как: реклама, качество продукции, обслуживание. Примером, отражающим данную рыночную структуру, является автомобильная отрасль, которая представлена такими компаниями как: УАЗ, ВАЗ, ГАЗ и др.

Монополистическая конкуренция. При монополистической конкуренции с дифференциацией продукта (т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса, симпатичная продавщица и т. п.) на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. [3, с. 188].

Монополистическая конкуренция является наиболее выгодным типом рыночной структуры. Общество получает определенные преимущества. Компании стремятся привлечь внимание людей и заинтересовать своими новыми предложениями, качественной и усовершенствованной продукцией. Спектр услуг, который они предлагают, постепенно расширяется, а ценовая планка опускается. Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, Теле 2, Ростелеком, Билайн, Смартс, Мотив). К особенностям российских рынков монополистической конкуренции стоит отнести то, что они являются развивающимися, динамичными рынками, которые находятся в зоне неустойчивости.


Монополистическая конкуренция служит фактором ослабления ценовой борьбы между фирмами и основой монопольной власти [6, с. 24].

В результате функционирования вышеуказанных структур, на рынке создаются барьеры, которые препятствуют появлению новых компаний. Барьеры могут быть экономическими, естественными и юридическими. К юридическим барьерам можно отнести патенты и лицензии, предоставляемые государством. К экономическим относятся такие, которые возводятся самими фирмами, например, слишком низкая цена товара за счет экономии на масштабах производства.

Также стоит обратить внимание на меры государственной поддержки конкурентоспособности компаний на внутреннем и внешнем рынке, среди которых можно выделить:

Протекционизм. Защита отечественных производителей от импортной продукции, за счет ограничений на количество ввоза определенных товаров, импортной пошлины, что делает зарубежный товар дороже, а отечественный более конкурентоспособным;

Налоговые льготы для компаний экспортирующих продукций.

Для развития конкурентоспособности отечественных компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынке необходимо:

1) Государственная поддержка развития инновационного развития предприятий, выраженная в снижении налоговой нагрузки и финансировании данного направления;

2) Создание отраслевых фондов для повышения конкурентоспособности компаний в регионах и на «местах»;

3) Применение системы Lean-менеджмента для компаний, так как зачастую компании осуществляют множество лишних действий, которые не несут для потребителя никакой ценности;

4) Сырье. Необходимо развивать производство сырья на локальном рынке, а не покупать его из-за границы, что обеспечит быстроту его доставки до места изготовления конечного товара и снизит его стоимость.

Множественность подходов к измерению конкурентоспособности вызывает необходимость обоснования единого методического инструментария для установления признаков наличия конкурентных преимуществ. Для современной экономической науки оценка конкурентоспособности является одной из актуальнейших проблем, однако множество разработок зачастую имеют противоположные методические измерители и в основном сводятся к определению финансового положения предприятия. В то же время экономисты признают, что обнаружение факторов, определяющих уровень конкурентоспособности, позволяет выработать предприятию комплекс мероприятий по формированию системы улучшений в соответствии с изменяющимся спросом рынка продаж [15].


Конкурентоспособность это не однозначное понятие, которое включает в себя анализ различных сторон организации. Существует оценка глобальной конкурентоспособности стран, в которой Россия занимает промежуточное место в середине, необходимо реализовывать вышеуказанные меры для повышения конкурентоспособности и благосостояния нашей страны.

Заключение

Конкуренция свойственна любой компании в условиях современной экономики. Большинство стран мира имеет свои стратегические цели. Но есть те, которые старается выполнить любая держава. Важным для государства является обеспечение экономического роста. Сюда же можно отнести борьбу за благосостояние каждого гражданина. Такая стратегия предполагает не просто старание власти улучшить уровень жизни, но и определяет дополнительные требования к управлению социально-экономическим развитием. Некоторые государства выбрали путь через инновационные технологии. Как показал опыт международных отношений, именно благодаря такой стратегии страны «экономического чуда» смогли улучшить свой финансовый рост. Оказывается, на глобальную конкурентоспособность влияет стимулирование инновационной деятельности.

Для выхода на международные рынки национальные компании должны руководствоваться стратегиями формирования конкурентных преимуществ, им необходим выбор приоритетов, в большей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации, и наилучшим способом использовать сильные стороны своей деятельности. Стратегия должна быть направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Наиболее конкурентноспособны те страны, которые могут проводить всеобъемлющую политику, необходимую, чтобы эффективно распоряжаться бюджетом страны, пресекать коррупцию и обеспечивать прозрачность экономической системы.

Вопрос конкуренции и выбора рынка, который должен принести прибыль являются ключевыми понятиями маркетинговой ориентации субъекта предпринимательской деятельности, но как показывает практика, что чрезмерная концентрация на этих понятиях пагубно сказывается на важных параметрах конкурентной стратегии и может приводить к негативным последствиям. Недостаточное внимание современные маркетологи при выборе стратегии уделяются и временным рамкам ее действия и персональной ориентации. Конкурентные стратегии в маркетинге должны не столько противодействовать конкурентам-соперникам, сколько завоевывать конкретных клиентов, пользующихся их товарами и услугами.