Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на примере реально существующей организации (ООО «ГидроКлимат»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В рыночных условиях выживают только предприятия с устойчивым финансовым положением, получающие прибыль, поэтому рентабельность предприятия является одним из основополагающих показателей эффективности ее работы.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения.

Такая категория, как прибыль в условиях современного экономического развития страны получило новое содержание, что определяет актуальность исследования данной темы. Процессы формирования, распределения и использования прибыли предприятия требуют постоянного совершенствования методов эффективного управления со стороны руководства.

Проблема формирования финансовых результатов деятельности предприятий требует разработки рационального механизма аккумулирования и использования прибыли, что определило приоритетность вопросов управления прибылью в деятельности предприятий.

В связи с этим в системе изучения деятельности предприятия очень важное значение имеет рассмотрение прибыли и рентабельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют оконча­тельные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотно­шение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Таким образом, рентабельность является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

Повышение рентабельности предприятия в ситуации повышения конкуренции является первостепенной задачей.

Степень разработанности проблемы. Проблемы управления прибылью и рентабельностью предприятия отражены в работах таких отечественных и зарубежных исследователей и ученых, как: Ковалев В.В., Шеремет А.Д., Лапуста М.Г., Бланк И.А. и другие.

Объект исследования - ООО «ГидроКлимат», которая занимается реализацией систем водоснабжения, отопления, канализации в Химки Московской области.

Предмет исследования – показатели прибыли и рентабельности предприятия.

Цель работы – провести анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия, разработать предложения по их увеличению.


Задачи работы:

- дать понятие прибыли и рентабельности;

- изучить показатели рентабельности;

- дать организационную характеристику объекта исследования;

- проанализировать динамику и состав прибыли ООО «ГидроКлимат»;

- провести расчет показателей рентабельности ООО «ГидроКлимат»;

- разработать пути повышения прибыли и рентабельности продукции ООО «ГидроКлимат».

В качестве информационной базы для проведения анализа были использованы данные первичной бухгалтерской отчетности.

Глава 1. Теоретические основы категории прибыли и рентабельности предприятия

1.1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления ею.

Сначала рассмотрим несколько понятий прибыли различных авторов.

Гиляровская Л.Т. дает следующее понятие прибыли: «Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса» [10, с. 107].

Бланк И.А. определяет прибыль, как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности [6, с. 9].

По мнению Савицкой Г.В. прибыль – это реализованная часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции [21, с. 215].

Основным источником получения прибыли от реализации торговым предприятием является валовой доход от реализации продукции.


Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как сумма реализованных торговых надбавок, разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

Итак, прибыль торгового предприятия представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.

Большинство ученых-экономистов выделяют следующие функции прибыли:

1. функция. – это показатель, эффективность , и оценивающий деятельность . Способствуя производства, развитию, поощрению , прибыль, воздействует функционирование (стимулирующая прибыли).

2. функция в том, прибыль как формирования ресурсов и .

3. Контрольная , отмечает И. А. , заключается в , что – основной , отражающий результат организации [6, с. 11].

4. функция в том, при участии созданного распределяется производственной и сферами, и обществом, . В итоге суть в том, она источником и развития ; потребления, поощрения .

5. Социальная реализуется использования в качестве из финансирования потребностей, программ уровня, а внешней деятельности , оказания помощи категориям и др.

6. ученые - выделяют функцию, прибыль рассматриваться «щит», организацию опасности . Причем его может и в условиях хозяйственной организации, при равных при уровне организация успешнее и выходит кризисного . Хозяйствующий за накопления прибыли быстро высоколиквидные , размер средств, сформировать специализированные страховые фонды и др.

Таким образом, прибыль является основным источником формирования собственного капитала и бюджетов, отражает экономический эффект предприятия в результате его деятельности, стимулирует его на максимизацию прибыли.

Согласно классификации, прибыль разделена на экономическую, нормальную и бухгалтерскую.

Бухгалтерская прибыль определяется как разность между выручкой и себестоимостью, которая рассчитывается бухгалтерским методом (бухгалтерские издержки). Если при расчете затрат учитываются альтернативные (явные и неявные) издержки (то есть применяется экономический метод), то получается экономическая прибыль. Нормальной прибылью является прибыль, достаточная для осуществления деятельности, покрытия всех обязательств.

Прибыль в зависимости от временного периода ее формирования разделяется на нераспределенную прибыль прошлых периодов, прибыль отчетного периода и доходы будущих периодов. Нераспределенная прибыль – это финансовый результат, который был накоплен за прошлые годы финансовой деятельность и остался нераспределенным.


Прибылью отчетного периода называется финансовый результат за текущий год, которая формируется в течении этого периода. Доходы будущего периода – те суммы, которые только предстоит выплатить задолжникам организации и др.

Прибыль различают также от обычных и прочих видов деятельности. Здесь главной составляющей классификации является вид деятельности.

Прибыль от обычных видов деятельности представляет собой основную долю прибыли, которая получается в ходе реализации миссии организации, т.е. от ее главного предназначения (насыщения рынка тем или иным видом продукции).

Прибыль от прочих видов деятельности формируется за счет дополнительно оказанных услуг, которые не входят в основной вид деятельности. Классификация прибыли по характеру налогообложения регулируется законодательством.

Налогооблагаемая прибыль – основная часть прибыли, которая является налоговой базой налога на прибыль организаций.

Различные вилы прибыли используются в разных сферах управленческих решений. Однако они не влияют на ее экономическую сущность, а отражают либо разнообразные рыночные условия хозяйствования, либо личностную мотивацию собственников.

1.2. Показатели рентабельности предприятия торговли

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [26, с. 206].

Г. В. Савицкая [21, с. 229] отмечает, что «рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса». По мнению автора, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), и они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода.


Прибыльность торгового процесса измеряется уровнем рентабельности. По значению уровня рентабельности можно оценить досрочное благополучие предприятия, то есть способность предприятия получать достаточную прибыль. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне рентабельности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Рентабельность торгового предприятия чаще всего определяется по эффективности продаж. Rпродаж рассчитывается как соотношение прибыли от продаж к выручке. 

. (1)

Где Пр пр – прибыль от продаж;

Т – товарооборот.

Этот показатель отражает, сколько приходится прибыли от продаж в расчете на единицу объема товарооборота.

При определении рентабельности торгового предприятия в расчет
также может быть принят показатель прибыли до налогообложения и размер товарооборота.

Рентабельность конечной деятельности торгового предприятия рассчитывается исходя из величины чистой прибыли и суммы издержек обращения по формуле 2:

. (2)

Где ЧП – чистая прибыль.

Также для наиболее обобщающей оценки эффективности формирования прибыли используются следующие коэффициенты рентабельности:

1. Коэффициент рентабельности активов (коэффициент экономической рентабельности). Он характеризует общий уровень прибыли, генерируемой всеми используемыми активами предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле [5, с. 152]:

КРа = ЧП/А (3)

где КРа – коэффициент рентабельности всех используемых активов;

ЧП – сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде;

А – средняя стоимость всех используемых активов в рассматриваемом периоде.

2. Коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности). Он характеризует общий уровень прибыли, генерируемой собственным капиталом предприятия, и служит мерой оценки эффективности его использования на данном предприятии. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле:

КРск = ЧП/СК (4)

где КРСК –коэффициент рентабельности собственного капитала;