Файл: Право интеллектуальной собственности и его место в системе гражданского права (Интеллектуальная собственность: основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, в отличие от защиты по авторскому праву, где при выявлении нарушения речь идет об экземплярах произведений, в патентном праве речь идет о правомерном или неправомерном использовании объектов изобретений: конкретных способов, устройств, веществ и других объектов охраны. Факт нарушения устанавливается по формуле изобретения при сопоставлении признаков применяемого объекта, например, устройства, и признаков, включенных в формулу изобретения.

Таким образом, авторское и патентное право являются самостоятельными подразделениями института интеллектуальной собственности и имеют ряд существенных отличий.

Более чем вековая история и положение на стыке различных дисциплин сформировали особую лексику интеллектуальной собственности. Возникает целый слой «технических канцеляризмов», понимание которых возможно исключительно в контексте патентов. Складываются особые правила словоупотребления. Например, для обозначения предмета патентной заявки используется наиболее широкий термин, обеспечивающий максимальную юридическую защиту (fluid ~ текучая среда, но не жидкость, порошок или суспензия, а также термины «maсhine, means» и др.). Хотя лексика интеллектуальной собственности и испытывает определенное тяготение к архаическим словесным конструкциям, тем не менее, она не является застывшим образованием, она постоянно меняется: во-первых, из-за прогресса в понимании социальной функции и природы творчества, а во-вторых, из-за своего особого положения – на переднем плане интеллектуально-технической мысли [11, с. 5].

Исследуя английскую терминологию патентов, нам удалось выявить некоторые специфические черты данной терминологии:

- использование стандартизованных и рекомендованных терминов;

- термину патентной документации, кроме функций фиксации, передачи знания и открытия нового знания, присуща еще одна функция – правовая, которая фиксирует объем прав автора изобретения;

- наличие многокомпонентных терминологических сочетаний;

- использование терминов более широких по объему [11, с. 5].

1.2. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности на современном этапе

В настоящее время точное определение емкости международного рынка объектов интеллектуальной собственности представляется затруднительным ввиду конфиденциального характера большинства сделок. Согласно некоторым оценкам, в 2015 г. этот показатель составил около 180 млрд долл.; другие исследователи указывают цифру в 100 млрд долл. [16, с.45]


С начала 1990-х годов в мире наблюдается взрывной рост числа патентных заявок с 997 тыс. в 1990 г. до 2348 тыс. в 2015 г. Это во многом обусловлено существенным расширением сферы патентной защиты за указанные годы с включением в нее, в частности, программное обеспечение и генетический материал, а в некоторых странах – нетехнологические объекты, такие как методы ведения бизнеса. По мнению ряда экспертов, расширение патентной защиты на эти области может потенциально препятствовать распространению технологий, оказывая негативное воздействие на инновационную деятельность в сферах, близких к научной деятельности и умственным процессам и традиционно являющихся непатентоспособными. Законодательные акты, судебные решения и практика патентования во многих странах мира в последнее время носят все более ограничительный характер.

Бурный рост числа патентных заявок приводит к наращиванию объемов работы и загруженности большинства крупнейших патентных ведомств мира. В результате в Европейском патентном ведомстве средний срок от подачи заявки до получения патента составляет около 10 лет, между тем, как, например, в Великобритании менее 50% выданных патентов возобновляются по истечении десятилетнего срока. По оценкам британского исследователя И. Харгривса, каждый дополнительный год рассмотрения патентных заявок в масштабах мировой экономики ведет к потерям (от замедления инновационной и предпринимательской активности) в сумме 7,6 млрд ф. ст. (свыше 12,5 млрд долл.). [16, с.45] Экстраполяция тенденций последних лет позволяет предположить, что в перспективе поток патентных заявок будет возрастать, особенно из таких стран, как КНР (где государством поставлена амбициозная цель удвоить ежегодное число выдаваемых патентов) и Индия. Многие зарубежные обозреватели высказывают озабоченность снижением качества выдаваемых патентов вследствие высокой загрузки экспертов в патентных ведомствах.

В свою очередь, наличие патентов низкого качества создает условия для роста числа сомнительных исков о защите прав на интеллектуальную собственность (такое явление получило название «троллинг») во многих патентных юрисдикциях за последние два десятилетия. По данным ВОИС, доля нерезидентов среди собственников патентов в мире выросла с 31% в 1990 г. до 38% в 2010 г.; к 2015 г. этот показатель сократился до 35,5%, что является отражением динамики глобализационных процессов в мировой экономике и усилий различных международных организаций по гармонизации национальных патентных законодательств различных стран (в частности, в рамках Договора о международной патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty (PCT) под эгидой ВОИС и Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) под эгидой ВТО. TRIPS, в частности, установило жесткие требования к национальным патентным законодательствам стран-участниц, включающие широкое определение предмета патентной защиты (все виды технологий, включая фармацевтические), минимальный обязательный 20-летний срок действия патента, принцип нейтральности по отношению к национальности заявителя и т. п.; были также разработаны процедуры для сокращения дублирования работы патентных ведомств (особенно патентного поиска), в частности, программы ускоренного патентного делопроизводства (patent prosecution highways) – двусторонние соглашения между национальными патентными ведомствами об обмене результатами работы в определенных областях.


В ЕС в последние годы отмечался существенный прогресс на пути утверждения Единого патента Евросоюза (European Unitary Patent), действующего на территории всех стран – участниц и дополняющего действующие громоздкие и дорогостоящие процедуры валидации в отдельных странах. Действующий в настоящее время вышеупомянутый патент Евросоюза, требует подтверждения и перевода заявки в каждом государстве – члене ЕПК. Поскольку такой барьер достаточно существенно усложняет процедуру получения патента, на протяжении длительного срока в совете ЕС велись переговоры о создании Единого патента Евросоюза, которые увенчались успехом 11 декабря 2012 г.

Единый патент предоставит правовую защиту изобретателям в 25 странах ЕС при помощи процедуры, состоящей всего из одного административного этапа. Он будет существовать наряду с национальными патентами и классическим европейским патентом, с которым они имеют общую правовую основу и процедуру регистрации вплоть до выдачи патента (в соответствии с Европейской патентной конвенцией), отличия возникают лишь на этапе после выдачи патента. Согласно схеме регистрации единого патента Европейское патентное ведомство будет централизовано администрировать патенты, взимать пошлины за поддержание патентов в силе и распределять их между странами-участницами ЕС. Тот факт, что единый патент будет представлять собой один документ, который не требует валидации (включая перевод) и национального администрирования в каждой выбранной стране, способствует значительной экономии времени и средств [8. с. 58].

В США в 2011 г. был принят закон “Leahy – Smith America Invents Act” (AIA), ставший наиболее значимым событием в истории патентного законодательства США за последние 60 лет (с момента принятия Патентного закона США 1952 г.).

AIA отменяет принцип «первый изобретатель» («fi rst to invent») и вводит вместо него принцип первого заявителя «fi rst inventor to fi le», который распространяется на все патентные заявка, поданные с 16 марта 2013 г. (по общему правилу, согласно принципу «первый изобретатель» дата приоритета изобретения устанавливается по дате создания изобретения, в то время как в соответствии с принципом «первый заявитель» она определяется по дате подачи в патентное ведомство первой заявки на патент).

В 2011 г. КНР и Республика Корея обновили национальные стратегии по стимулированию использования интеллектуальной собственности в промышленности (были приняты соответственно План действий по защите интеллектуальной собственности, предусматривающий финансовые стимулы для предприятий, и Основной закон о промышленной собственности). В 2008 г. в Японии были радикально снижены патентные сборы для малых и средних предприятий.


Важным показателем международного технологического обмена являются объемы роялти и других лицензионных отчислений между странами. Следует отметить, что основной объем международных лицензионных поступлений и платежей обеспечивается всего 4 субъектами мировой экономики: США, странами ЕС, Японией и Швейцарией; так, в 2014 г. на их долю пришлось в общей сложности 96% поступлений крупнейших получателей роялти и 77% платежей в пользу последних. За истекшие 10 лет международный оборот роялти и других лицензионных платежей в большинстве стран мира рос опережающими темпами по сравнению с динамикой ВВП, а в таких странах, как КНР и Россия, он увеличивался в текущих ценах более чем на 25% ежегодно. В последние два десятилетия все более заметную роль на мировом рынке технологий и других объектов интеллектуальной собственности начинают играть специализированные посреднические структуры. Наибольшего развития данный вид экономической деятельности получил в США, где совокупный ежегодный оборот компаний, специализирующихся на лицензионных операциях с объектами интеллектуальной собственности, в последнее время устойчиво превышает 25 млрд. долл. Среди стран, по которым имеются соответствующие статистические данные, первое место по отношению данного показателя к совокупным вложениям в капитальные активы, основанный на знаниях (knowledge-based capital (KBC) assets) лидирует Люксембург (13,7%), у более крупных экономик это отношение в целом значительно ниже, а у Великобритании и Италии находится на минимальном уровне, сопоставимом со статистической погрешностью (0,1%).

На долю специализированных посреднических фирм приходится небольшая часть общего оборота лицензионной торговли. По данным налоговой статистики США, наибольшие объемы лицензионных поступлений в этой стране приходится на долю компаний сферы информационных технологий (так, ежегодные доходы компании “IBM” от интеллектуальной собственности составляют около 1 млрд долл.), электронной и химической промышленности (включая фармацевтику); в то же время специализированные лизингодатели объектов интеллектуальной собственности с большим отрывом лидируют по удельному весу роялти в общем обороте (около 55%) против 6% у компаний информационно-технологической, кинематографической и звукозаписывающей индустрии и 4% у книгоиздательской и химической отраслей. За последнее десятилетие доля роялти в общих корпоративных доходах возросла в большинстве отраслей экономики. На мировом рынке интеллектуальной собственности в последнее время наблюдается появление новых видов посреднических структур с собственными бизнес-моделями, среди которых следует выделить в первую очередь патентные фонды (patenting funds) и компании патентной защиты (Patent-assertion entities).


Целью создания патентных фондов является снижение транзакционных издержек и рисков судебного преследования путем объединения патентов в пакет и предоставление лицензии на него целиком всем членам фонда. Компании патентной защиты специализируются на скупке объектов интеллектуальной собственности с целью последующего предъявления исковых требований компаниям, уже использующим технологию, аналогичную патентованной, с целью извлечения прибыли (так, в

США в 2014 г. на долю таких компаний пришлось около 61% всех исков о защите интеллектуальной собственности, при этом 76% ответчиков по этим искам получили претензии от компаний, возбудивших иск против более 15 ответчиков каждая, и 61% ответчиков – от компаний, возбудивших по 8 и более исков каждая [16, с.18].

Хотя подобные структуры способствуют улучшению ситуации с ликвидностью на рынке объектов интеллектуальной собственности, они зачастую препятствуют распространению и реальной коммерциализации технологий, сдерживая инновации в комплексных, многоплановых областях НИОКР.

На функционирование мирового рынка объектов интеллектуальной собственности огромное влияние оказывают изменения в государственной политике и нормативно-правовом регулировании в сфере инноваций, нацеленные, в частности, на усиление воздействия рынков объектов интеллектуальной собственности на инновационную активность.

В США изучается возможность принятия мер по стимулированию более полного учета переуступок патентных прав. В большинстве патентных юрисдикций идентификация переуступок патентных прав после оформления патента является добровольной, хотя для отстаивания прав перед третьими лицами требуется регистрация патентных соглашений. В то же время в Японии не так давно были приняты поправки к патентному законодательству, отменяющие требование о регистрации лицензионных соглашений как необходимое условие для защиты лицензиатами своих прав перед третьими лицами.

Многие страны оптимизируют правила налогообложения доходов от объектов интеллектуальной собственности (например, нормативы по списанию на текущие расходы или по амортизации капитальных вложений в интеллектуальную собственность). Конкурентная политика также играет важную роль в регулировании слияний и поглощений компаний – владельцев объектов интеллектуальной собственности или создания патентных пулов (в этой связи следует отметить усилия государственных органов ряда стран по противодействию ограничительной практике держателей патентов, являющихся основополагающими для стандартов (англ. standard - essential patents, т. е. патентов, являющихся неотъемлемой составной частью стандарта); которые часто являются предметом исков о нарушении условий «справедливой, разумной и недискриминационной» (fair, reasonable, nondiscriminatory (FRAND) лицензионной торговли. Государственные и международные организации стремятся играть более активную роль в регулировании тех сегментов рынка интеллектуальной собственности, которые по разным причинам считаются неприспособленными для свободной конкуренции. Так, в Дании создан специализированный государственный Интернет-портал (IP-Handelsportal), нацеленный на стимулирование кооперации и торговли в сфере интеллектуальной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создала портал WIPO Green, содействующий распространению объектов интеллектуальной собственности и ноу-хау в сфере природоохранных технологий, в частности, с помощью общедоступной базы данных по соответствующим активам и ресурсам интеллектуальной собственности. Также спонсируемый ВОИС консорциум “Re:Search” (создан в 2011 г.) играет аналогичную роль в сфере средств и методов лечения забытых тропических инфекций. Ряд государств ведут активную деятельность по сбору патентных портфелей. Так, правительство Республики Корея содействовало созданию патентного фонда “Intellectual Discovery, Ltd.”, который занимается приобретением патентов, которые могут использоваться для противодействия рыночной экспансии южнокорейских фирм. В ряде стран активно функционируют полугосударственные фонды, занимающиеся приобретением и содействием в коммерциализации результатов НИОКР, осуществляемых государственными научно-исследовательскими организациями; в качестве примеров можно привести японские “Life Science Intellectual Property Platform Fund” (LSIP, с 2010 г.) и “Innovation Network Corporation of Japan” (“INCJ”, c 2009 г.), а также французский “Fonds France Brevets” (c 2010 г.). В Великобритании изучается возможность создания цифровой биржи копирайта с целью упрощения процедуры лицензий на контент, защищенный авторскими правами.