Файл: Право интеллектуальной собственности и его место в системе гражданского права (Интеллектуальная собственность: основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению главного патентного поверенного корпорации “IBM” М. Шехтера, мировой рынок интеллектуальной собственности находится на ранней стадии развития и характеризуется значительной степенью стихийности и хаотичности, что проявляется, в частности, в широком разбросе ценовых показателей и разнообразии методов ведения бизнеса, используемых продавцами и покупателями. В будущем по мере его «созревания» ожидается постепенное упорядочивание и совершенствование применяемых деловых практик.

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

2.1. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

Патентное право в его современном институциональном выражении представляeт собой совокупность правовых норм, призванных обеспечить устойчивость и управляемость функционирования системы материализации технической и художественно-конструкторской информации в сферах промышленного производства и экономического оборота, сформировалось в Российской Федерации сравнительно недавно – в начале и середине 90-х годов прошлого века. В указанный период закончился советский этап изобретательского права, отличавшийся разноуровневым подходом к правовому регулированию изобретательских отношений, в рамках которого доминирующую роль играли подзаконные нормативные акты, а законодательству отводилось далеко не самое заметное место [13, с. 45].

В развитии патентного права в СССР и его становления в РФ можно выделить два основных временных периода, существенно различающихся в подходах, определяющих регулирование правоотношений в области интеллектуальной собственности, в общем, и изобретательства, в частности.

Условной датой раздела, с некоторой оговоркой, следует назвать 25 декабря 1991 года, именно тот день, когда не стало Союза Советских Социалистических Республик и появилось новое государство на карте мира, провозгласившее впоследствии новую Конституцию [5] и определившее новые принципы экономического развития. Необходимо обратить внимание на то, что эта дата является условной, поскольку установление регулирования качественно новых правоотношений связано с принятием определенных законов. Однако, даты принятия таких законов и введение их в юридическую силу ненамного от нее отстают и с определенной долей условности могут рассматриваться как совпадающие.


Начало первого этапа ознаменовалось ленинским декретом от 30 июня 1919 г., утвердившим «Положение об изобретениях» [9]. Этот декрет, принятый в самый разгар Гражданской войны, устанавливал, что «всякое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений, может быть по постановлению президиума Высшего совета народного хозяйства объявлено достоянием РСФСР». Такие изобретения (за исключением секретных) по опубликовании должны были поступать в общее пользование всех граждан и учреждений «на особых условиях, в каждом отдельном случае оговоренных». Далее следует указать закон от 9 апреля 1931 г. №3/256, утвердивший Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях [13], и последовавшая за ним инструкция Комитета по изобретательству от 10 октября 1931 г. № 10 «О вознаграждении за изобретения, технические и организационные усовершенствования». Последующие новые нормативные акты (1941, 1959, 1973/1974 гг. – см. [3, с. 13]), среди которых следует отметить Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (ст. 110 – 116) и утвержденные в 1973 году Советом Министров СССР Положения об открытиях [10], изобретениях и рационализаторских предложениях, которые совершенствовали, развивали и укрепляли систему советского изобретательского права. Указанные акты определяли систему не патентного, а изобретательского права.

По мнению д.ю.н., профессора кафедры гражданского права Национального Исследовательского Университета «Высшая школа экономики» Э.П. Гаврилова, признанного ученого и специалиста в области патентного права «…связь права с экономикой или, точнее, зависимость права от экономики особенно явно прослеживается в гражданском праве, частью которого в буржуазных (капиталистических) странах является патентное право, а в социалистических странах [является] изобретательское право» [22, с. 8].

Поскольку СССР был социалистической страной, в нем было разработано, принято и применялось социалистическое изобретательское право, а не патентное право. Социалистическое изобретательское право возникло и существовало на базе социалистической экономики, основной характерной чертой которой была единая государственная собственность. Кроме государственной собственности существовали и другие формы собственности: кооперативно-колхозная и общественная (также считались социалистическими формами собственности), а также личная собственность. Поскольку орудия и средства производства не могли входить в состав личной собственности, ее роль в народном хозяйстве СССР была крайне незначительной. Единство фонда социалистической государственной собственности, а также единство задач, выполняемых на всех участках социалистического народного хозяйства, вполне закономерно влекли планирование изобретательства и широкую информированность обо всех изобретениях, беспрепятственное использование их во всех звеньях социалистической экономики. Это создавало необходимые предпосылки и основу охраны изобретений не патентами, а авторскими свидетельствами на изобретения.


В изобретательском праве применяется следующий принцип: право на использование изобретения, охраняемого авторским свидетельством, принадлежит советскому государству, которое берет на себя заботу о реализации изобретений. При этом право свободного, неограниченного использования такого изобретения имеет не только любая государственная, но и любая кооперативная или иная общественная организация, если изобретение связано с ее деятельностью. Иными словами, если в основе патентного права лежит патент на изобретение, то в основе изобретательского права – авторское свидетельство».

Изобретательское право имеет другую составную часть – систему поощрения изобретателей, получивших авторские свидетельства. Изобретения (за исключением секретных) по опубликовании должны были поступать в общее пользование всех граждан и учреждений. Авторам таких изобретений выплачивалось «особое вознаграждение, не подлежащее налоговому обложению» [16, с. 37 – 39]. В качестве примера можно привести действовавшую на территории СССР Инструкцию о порядке выплаты вознаграждения за открытия, изобретения и рационализаторские предложения Госкомитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий от 15.01.19746. Под изобретателем понималось лицо, получившее на свое изобретение авторское свидетельство. При этом имущественные права изобретателя при его жизни принадлежали только ему, наследовалось лишь право на вознаграждение.

Патентное право на территории СССР все-таки существовало. При этом данное утверждение следует рассматривать в двух аспектах, которые можно назвать «историческим» и «внешнеполитическим». Говоря с исторической точки зрения, патентное право существовало в течение непродолжительного промежутка времени с 1924 по 1931 г., связанным с проведением в СССР новой экономической политики (НЭП). В этот короткий промежуток времени на территории СССР действовал закон «О патентах на изобретения» от 12 сентября 1924 г. [6], а на советский рынок были допущены частный капитал и частное предпринимательство. С другой стороны, при обсуждении внешнеполитических и внешнеэкономических сделок, следует отметить, что патентная охрана была возможна в течение многих лет на территории СССР, но только в том случае, если заявителем являлось иностранное лицо, которому близким по духу и пониманию являлось патентное право.

31 мая 1991 г. на совместном заседании Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР был принят закон «Об изобретениях в СССР» [8]. Он вступил в силу с 1 июля 1991 г. и действовал на территории СССР 5 месяцев и 24 дня, вплоть до 25 декабря 1991 г., когда, как известно, СССР прекратил свое существование. Основной новеллой этого закона было введение системы охраны изобретений патентами, что означало отказ от авторских свидетельств на изобретения. Патент удостоверял исключительное право патентообладателя на использование изобретения.


Оно действовало максимум в течение 20 лет с даты поступления заявки в Государственное патентное ведомство СССР. Любое не санкционированное патентообладателем изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа или иное введение в хозяйственный оборот продукта, содержащего запатентованное изобретение, а также применение способа, охраняемого патентом, считалось нарушением прав владельца патента.

Исключительное право на использование изобретения давало патентообладателю возможность использовать изобретения по своему усмотрению, если это не нарушало права других патентообладателей (ст. 5). Патент на служебное изобретение, созданное работником, выдавался работодателю, если между ними заключался соответствующий договор (ст. 4). Договор предусматривал уступку работодателю права на получение патента, а также определял материальные, производственные и социальные льготы работника. При этом вознаграждение, выплачиваемое работнику, не могло быть менее 15% прибыли, ежегодно получаемой патентообладателем от использования изобретения, и не могло составлять менее 20% выручки от продажи лицензии. Если полезный эффект от использования изобретения не выражался в прибыли или доходе, то вознаграждение автору не могло быть менее 2% от доли себестоимости продукции (работ, услуг), приходящейся на данное изобретение (ст. 32). Если патент на изобретение выдавался не автору, а иному лицу (работодателю или лицу, которому автор уступил право на получение патента), то автору выдавалось удостоверение, подтверждающее его авторство (ст. 17). В нем отмечалось было ли изобретение использовано и размер выплаченного автору вознаграждения (ст. 32). Патент выдавался на изобретение, обладающее на дату приоритета заявки мировой новизной.

На территории России вышеуказанный закон продолжал применяться до 14 октября 1992 г., когда он был заменен Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г [12]. Указанный закон предусматривал ряд нововведений прогрессивного характера, призванных работать на экономическую реформу. К числу таких нововведений следует отнести закрепление исключительного права на использование изобретения за работодателем, модификацию союзной модели экспертизы заявок, определение в качестве высшего органа по рассмотрению некоторых категорий патентных споров Высшей патентной палаты. В конструкции Патентного закона РФ были использованы и некоторые зарубежные модели. Городов отмечает, что Патентный закон РФ оказался одним из наиболее стабильных российских законов, принятых в эпоху экономических перемен. Указанный закон претерпел изменение в 2003 году. Редакция нового Патентного закона РФ в целом, за некоторыми несущественными исключениями, отвечала потребностям регламентации гражданского оборота, перспективам участия России в процессе глобализации экономики, требованиям международных соглашений, участницей которых является и собиралась стать РФ.


В результате полной кодификации законодательства об интеллектуальной собственности, Патентный закон РФ от 2003 почти в полном объеме перенесен в Главу 72 IV части ГК РФ [8]. Стоит отметить, что данная статья претерпела значительные изменения осенью 2014 года. Однако, эти многочисленные изменения носили юридико-технический характер и важны лишь для патентных поверенных и экспертов в области интеллектуальной собственности. Тем не менее патентное право в России все больше и больше приближается к нормам международного патентного права. В настоящее время общие принципы патентного законодательства Российской Федерации по обеспечению охраны на технические разработки, охраняемые в качестве изобретений, а также на их защиту в целом, интегрированы в международную систему и в большей степени гармонизированы с общемировыми в данной области. Это позволяет обеспечить правовую охрану российских разработок за рубежом путем использования различных процедур патентования, а также иностранных разработок на территории Российской Федерации. Законодательство РФ и международные договоры, действующие на территории РФ, позволяют выбрать удобную для конкретного заявителя процедуру патентования. Каждая из этих процедур имеет как свои преимущества, так и недостатки, которые при правильном учете и рассмотрении могут оказать огромную пользу и удобство при обеспечении патентных прав на территории РФ.

2.2. Изменения законодательства в сфере интеллектуальной собственности

В последние годы интеллектуальная собственность приобретает все более существенное значение среди всех других видов собственности. 2013 год стал знаковым по вниманию государства к тем проблемам, которые существовали в Российской Федерации, в данном направлении. Особенно ярко выражено в аспекте вступления России в ВТО и внесения поправок в ГК РФ. Реформа гражданского законодательства на этом не закончилась. В рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Изменения вступило в силу с 1 октября 2014 года. Они направлены на совершенствование правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности. Изменения в ГК РФ затронули как общие положения об интеллектуальных правах, так и нормы каждого из разделов части 4 кодекса (авторское право, смежные права, патентное право, средства индивидуализации, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения). Некоторые изменения в часть 4 ГК РФ носят, скорее, технический характер, но большинство поправок заслуживают самого пристального внимания. Самые принципиальные изменения в часть 4 Гражданского кодекса коснулись договоров в сфере интеллектуальной собственности и распоряжения интеллектуальными правами [11, с. 45], а именно: