Файл: Методология исследования межличностных отношений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день вопрос взаимопонимания стоит очень остро. Мы не умеем общаться, так как неудовлетворенные потребности, стресс, постоянные проблемы выстроили прочные эмоциональные барьеры. Такое состояние не располагает к пониманию другого, мы хотим лишь достигнуть своих целей. Но не стоит забывать, что другая сторона находится в точно таком, же положении, и не заинтересована в понимании наших потребностей и внутреннего состояния.

Какой существует выход? Возможны лишь два варианта: замкнуться в себе, и из-за неудовлетворенных потребностей в общении и взаимопонимании позволить негативному восприятию накладываться на все дальнейшие отношения. Барьеры будут расти, а не только новые, но и существующие связи разрушаться. Либо, следует принять решение начать с себя: работать над своим восприятием, менять отрицательные установки, учиться понимать другого, создать среду, благоприятную для партнера по общению, искать возможности для запуска процесса взаимопонимания. Сегодня существуют различные школы, тренинги, литература по навыкам эффективного общения и процесса выстраивания отношений. Но, как сказал Паскаль: «у сердца своё разумение, недоступное разуму». Невозможно просто использовать технические приемы, не изменяя своего отношения, своего «я». Насколько сильно связано восприятие других и собственный внутренний облик, а, следовательно, и развитие процесса взаимопонимания, иллюстрирует следующая притча:

Один путешественник, приближаясь к большому городу, спросил сидевшего у дороги старика:

— Какие люди живут в этом городе?

— А какие люди в том городе, откуда ты пришел? — поинтересовался старик.

— Ужасные, — ответил путешественник. — Подлые, лживые, отвратительные во всех отношениях.

— Тогда, — сказал старик, — в этом городе ты найдешь точно таких же.

Едва путешественник успел двинуться дальше, как рядом со стариком остановился другой, чтобы расспросить о людях, которые живут в городе. Старик снова спросил, какими являются люди в городе, откуда пришел путешественник.

— Прекрасные: честные, трудолюбивые и великодушные, — заявил второй путешественник. — Мне не хотелось их покидать.

— Здешние жители покажутся тебе точно такими же, — пообещал старик.

Вполне ясно, у кого из путешественников получится установить взаимопонимание с окружающими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Андриенко Е.В.: Социальная психология. - М.: Академия, 2011. – 156 с.
  2. Абрамов В.В. Проблемы межличностной аттракции с позиции концепции включенности в социальные группы // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 151-15.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 c.
  4. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко; Под ред. В.А. Сластенин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.
  5. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 c.
  6. Ильин Е.П.: Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
  7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб., 2013. - 573 с.
  8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений : учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
  9. Кацапова И.А. Общественный статус современного человека // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 12. - С. 11.
  10. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев. - М., 2012. - 272 с.
  11. Леонова И.А. Гуманные начала морали и нравственности // Наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 72-75.
  12. Малинина К.О. Аномия в социокультурном пространстве // Психология и психотехника. - 2014. - № 4. - С. 361-369.
  13. Мананикова Е. Н. Социальная психология / Е. Н. Мананикова. - М., 2014. - 251 с.
  14. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
  15. Молчанов С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - №2. - С. 59-72.
  16. Мочалов Е.В., Фурманова В.П. Этика как механизм гармонизации отношений в межкультурной коммуникации // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18.- № 4. - С. 37-43.
  17. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию личности и межличностных отношений / С. К. Нартова-Бочавер. - М., 2002. - 295 с.
  18. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.
  19. Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Социальный интеллект и моральное развитие ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 5. - С. 88-93.
  20. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 c.
  21. Черепанова М.В., Этштейн М.З. Моральные кодексы как феномен культуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2012. - № 1. - С. 25-30.
  22. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 463 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Функции и механизмы социальной перцепции

Каузальная атрибуция

Организация совместной деятельности

Социальная перцепция

Рефлексия

Установление эмоциональных отношений

Идентификация Эмпатия

Аттракция

Познание партнеров по взаимодействию

Стереотипизация

Познание себя

Механизмы

Функции

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методы исследования межличностных отношений в группе

Для оценки совместимости индивидуальных особенностей членов группы, при формировании команд могут использоваться методики из блока методов исследования психологических свойств и состояний личности

"Анализ своих ограничений". Тест оценивает одиннадцать потенциальных ограничений. А также выявляет сильные стороны личности руководителя.

"Групповые роли". Методика диагностирует функционально-ролевые позиции в управленческой команде: председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей (критик), организатор работы, организатор группы, исследователь ресурсов, завершитель.

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

"Диагностика межличностный отношений" (Т. Лири). Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Диагностика мотивационных ориентации в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева). Методика нацелена на определение основных коммуникативных ориентации и их гармоничности в процессе формального общения.

Диагностический опросник социально-психологического климата группы. Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.


Изучение психологического климата коллектива. С помощью данной методики можно определить психологический климат группы с точки зрения индивида. И определить среднегрупповую оценку психологического климата, а также процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный.

"Какой у Вас тип коммуникабельности". Опросник позволяет определить тип коммуникабельности: экстраверт (человек коммуникабельный, контактный), интроверт (противоположность экстроверту) или амбаверт (среднее значение).

"Лидер" Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы Использование методики позволяет выявить, является ли данная конкретная функционирующая группа сплоченной общностью, а также экспериментально определить степень выраженности этой групповой характеристики.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью данной методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

"Определение способов регулирования конфликтов" тест К. Томаса выявляет ведущую стратегию, стиль поведения в конфликтной ситуации, в ситуации разногласий: соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество.

Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова (ОМО). У человека существуют три межличностные потребности: потребность включения - потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество; потребность контроля - эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу; потребность в аффекте - потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения.

Опросник привлекательности труда (ПТР) К числу наиболее важных критериев оценки психологического климата следует отнести удовлетворенность, или привлекательность, работы в коллективе и степень согласованности мнений, оценок и отношений членов коллектива.


"Оценка конкурентоспособности фирмы". Методика предлагает оценить параметры, которые в своей совокупности помогут сделать заключение о конкурентоспособности фирмы.

"Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации". Методика позволяет быстро определить ведущий тип поведения в конфликтной ситуации.

"Оценка уровня общительности" тест В.Ф. Ряховского оценивает общий уровень общительности.

"Потребность в перестройке". С помощью данного теста можно определить необходима ли данной фирме перестройка производственного процесса или нет особой необходимости совершенствовать систему.

"Психологический климат". Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками, качественная сторона межличностных отношений. С помощью данного теста, который состоит из 12 вопросов можно достаточно быстро определить какой психологический климат преобладает.

Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы, измерения степени сплоченности-разобщенности в группе, выявления соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые), обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

"Способы преодоления конфликта внутри малой группы". Тест позволяет оценить факторы, способствующие преодолеть назревший в группе конфликт.

Схема экспертной оценки социально-­психологической адаптации детей к школе (для педагогов и родителей). Схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

"Уровень конфликтности личности". Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты (при высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации).

"Уровень организационной культуры" (ОК). Показатели полученные с помощью данного теста могут свидетельствовать об уровне организационной культуры. А конкретные показатели по секциям: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль - могут подсказать направление неблагополучного положения.