Файл: Методология исследования межличностных отношений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3.Эффекты межличностного восприятия

Эффект ореола (гало-эффект)

Заключается в наделении объекта определенными качествами на основании первичной информации. Вся последующая информация накладывается на уже созданный образ, который обладает ролью «ореола». Этот ореол мешает видеть реальные черты объекта. Эффект проявляется особенно при первичном восприятии, и в дальнейшем ведет к ошибочным оценкам, положительному или негативному восприятию неизвестных качеств. Общее впечатление влияет на оценку частных свойств.

Эффект ореола выступает в двух формах: позитивная (имеет также название эффекта Полианны) и негативная пристрастность. Соответственно на человека накладывается положительный или отрицательный ореол.

Наибольшее проявление эффекта наблюдается при оценке моральных качеств другого человека, либо при очень скудной информации, сведенной к минимуму[22].

Эффект новизны и первичности

Важен порядок поступающей информации. Воспринимая незнакомого человека, вступает в силу эффект первичности. Большее впечатление оставляет информация, поступившая первой. Если объект уже знаком, то действует эффект новизны. Значительнее является более свежая, новая информация. При противоречивой информации предпочтение будет определяться порядком её поступления, в зависимости от того, какой эффект действует в данном случае.

Эффект края

В процессе восприятия субъект принимает множество сигналов. Запоминаются быстрее и ярче те, что поступают в начале и в конце, нежели та информация, что поступает в середине.

Эффект проекции

Человек обладает способностью приписывать собственные достоинства тому, с кем ему приятно общаться, а при негативном восприятии, другой человек будет наделен отрицательными личными характеристиками.

Эффект средней ошибки

Человек склонен к усредненным показателям. Обнаруженные особенности сглаживаются, оценка смягчается.

Эффект бумеранга

При определенных обстоятельствах (подорвано доверие к источнику информации, не соответствуют условия и т.п.), результат восприятия будет обратным ожидаемому. (Например, доброжелательная улыбка расценена как насмешка)

Эффекты восприятия и установки формируют образ человека и проявляют такой процесс как стереотипизация.

Процесс стереотипизации


Как правило, стереотип возникает на основе прошлого опыта. Термин «социальный стереотип» был введен впервые, а 1922 г. У. Липпманом. В нем содержался негативный оттенок, определяющий неточность представления. «В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением» (Андреева). Обычно стереотип связан с тем, что на человека накладывается характеристика определенной группы. Это может быть профессиональная принадлежность, социальный статус, этническая, национальная принадлежность. Стереотипизация упрощает процесс познания, нет необходимости в процессе идентификации или эмпатии. Если времени недостаточно, то выбранный шаблон, в каком-то смысле помогает, но существует вероятность возникновения предубеждения.

В зависимости от условий, в которых протекает процесс общения и личностных характеристик субъекта, можно выделить типичные формы понимания другого человека. В каждом типе преобладает действие определенной группы механизмов восприятия

2.4. Типы межличностного восприятия

Аналитический

Преобладает анализ внешнего облика человека. Рассматриваются отдельные элементы, на основе этой информации делается вывод о личностных чертах и психологических особенностях объекта. К такому типу восприятия подводит профессиональный фактор. Определенные категории людей приучены своей профессией обращать особенное внимание на внешность человека (художники, врачи, фотографы, визажисты…)

Эмоциональный

Основную роль при таком восприятии играет эмоциональное отношение к объекту. Эти чувства определяют, что собой представляет другая личность. При таком типе понимания часто проявляются эффекты (эффект новизны и первичности). Данное восприятие свойственно легко возбудимым, эмоциональным людям, людям с творческим, образным мышлением. В силу своего восприятия мира, эмоциональный тип присущ большинству женщин, детей и особенно подростков

Перцептивно-ассоциативный

Объект оценивается не сам по себе, а по тому образу, которой он вызывает в памяти субъекта. Ряд внешних и внутренних признаков вызывает в сознании аналогию с другим лицом, похожим по внешности или поведенческой реакции на воспринимаемого. Субъект « достраивает» образ по ассоциации. Такой тип восприятия свойственен людям, вынужденным общаться с другими в условиях дефицита времени и информации (лекторы, врачи, работники компаний, связанные с обслуживанием непостоянных клиентов).


Также к таким ассоциациям склонны пожилые люди, а также все те, кто имеет богатый опыт общения с разными людьми или им часто приходится воспроизводить поведение и психологическое состояние другого человека (актеры)

Социально-ассоциативный

Данный тип восприятия и понимания другого человека осуществляется на базе сложившихся социальных стерео­типов. Выявляется социальная категория, к которой может быть отнесен объект, и ему приписываются черты, свойственные данному типу. Такой подход присущ политикам, руководителям, социологам, философам[23].

Рассмотренные типы, механизмы, эффекты работают либо на развитие взаимопонимания во время процесса общения, либо возводят барьеры, разрушающие этот процесс.

Процесс взаимопонимания

Нельзя забывать, что в процесс общения необходимо не просто понимание другой личности, а взаимопонимание. Воспринимаемый объект также является личностью, оценивающей субъекта, формирующей свое отношение и поведенческую реакцию. Он также вовлечен в процесс познания, поэтому Роберт Дилтс описывает взаимопонимание, как «петлю взаимного влияния». На взаимопонимание влияет уровень взаимооценки людей, участвующих в процессе общения. Данная оценка определяет, насколько каждый готов принимать ценности и систему взглядов другого. Как уже отмечалось ранее, возможно эти взгляды не будут полностью разделены, но им дано право на существование и выражение. Нашему влиянию на другого может препятствовать множество факторов, которые мешают этому человеку открыться и воспринимать поступающую информацию должным образом. Для разрушения этих барьеров необходимо приложить усилия для того, чтобы другой человек удостоверился, что его понимают.

Существуют разные уровни понимания: можно выстраивать процесс общения, не прилагая усилий к познанию, и пользоваться только той информацией, которая лежит на поверхности.

Можно понять человека в определенных моментах и остаться на этом среднем уровне. Но высокий уровень понимания предполагает стремление к тому, чтобы во время всего процесса общения развивать механизм эмпатии.

Эмпатия является главенствующей основой, ядром взаимопонимания. Эмпатическое слушание является гораздо большим, чем понимание слов, это слушание информации, проистекающей из глубины суждений, мотивов, чувств другого человека. Многие психологи выводят основополагающий принцип плодотворного общения: «Сначала стремитесь понять, потом быть понятыми»[24].


Что мешает процессу понимания?

Барьеры взаимопонимания

Существуют внутренние и внешние барьеры понимания. Внешние препятствия связаны с дефицитом информации, негативным настроем со стороны другого человека, неблагоприятной атмосферой для процесса общения и т.п. Но главной причиной являются личностные характеристики субъекта. Его внутреннее состояние во многом определяет, будет ли достигнуто взаимопонимание в процессе общения или нет[25].

Эмоциональный барьер

Барьер отрицательных эмоций может возникнуть как следствие обстоятельств, конкретных событий, так и в преддверии их. Негативные эмоции искажают действительность и провоцируют неправильную оценку. Эмоции обусловлены потребностями и обстоятельствами (мотивация и ситуация). Обострение потребности, её невосполнение, невозможность избежать неприятной ситуации, конфликт, непредвиденное развитие событий и многое другое вызывают разнообразную палитру эмоций. Это может быть гнев и раздражение, страдание, чувство вины, стыда, страх, брезгливость. Барьер страдания закрывает общительность человека и снижает его контактность, а также влияет на коммуникативность другой стороны общения. Гнев сужает поле зрения, снижает внимание, лишает ясности мысли и адекватности решений, порождает агрессивность. Раздражение притупляет восприятие и лишает внутреннего покоя, часто перерастает в гнев.

Отвращение приводит к неприятию объекта. Если оно вызвано физическими дефектами, то возможно привыкание к ним и устранение данного барьера. Нарушение же гигиенических норм дает прочную установку и со временем по-прежнему не становится приемлемым. Страх, стыд и вина сковывают человека и лишают способности объективной оценки и соответствующего реагирования. Плохое настроение становится не только психологическим, но и физиологическим фактором: изменяется обмен веществ, понижает общий тонус и т.д. Отрицательные эмоции, плохое настроение быстро отражаются другим человеком, и становятся двусторонним барьером, взаимопонимание становится невозможным[26].

Барьер темперамента

Каждый человек по-разному реагирует на происходящее. Темперамент играет значительную роль в процессе налаживания взаимопонимания. Двигаясь на различной скорости психологических процессов, с разной силой впечатлительности и эмоционального проявления, очень трудно подстроиться под ритм друг друга. Приведем пример на основании классического деления темперамента на четыре типа. Флегматичный учитель уже имеет барьер понимания по отношению к холеричному ученику, т.к. его подвижность и импульсивность, высшее проявление энергии, не соотносится с общей скоростью учителя, у которого преобладает торможение над возбуждением. На базе темперамента формируется манера общения, которая также влияет на процесс взаимопонимания. Один участник общения может доминировать над другим, подавлять активность партнера, либо наоборот быть ригидным. С ригидным партнером надо уметь общаться так, чтобы избегать небрежности и торопливости, необходимо долготерпение. Наоборот, с активным объектом надо подстраиваться под его темп, а затем пытать его снизить. Если не принимать во внимание темперамент и манеру, то общение не состоится, возникнут негативные эмоции, которые станут дополнительным барьером для последующего развития отношений[27].


Барьер речи

Речь является основным средством общения, хотя и не столь информативной. Воспитание, социальный статус, культура, образование, национальная принадлежность, профессия, место жительство, возраст, пол и многое другое откладывают свой отпечаток на речь индивида. Эмоциональное возбуждение, неправильный выбор слов, неверное построение сообщения, специфичные особенности диалекта, слабая аргументация, неумение ясно изложить свою точку зрения становится препятствием на пути к психологическому контакту.

Но стоит отметить, что, не отдав должного внимания характеру, отношению к объекту, никакая замечательная речь не поможет установить должный уровень взаимопонимания[28].

Подведем итог того, что может помешать взаимопониманию.

Факторы, мешающие процессу взаимопонимания

1.Отсутствие навыков понимания ситуации. Каждая ситуация уникальна, необходимо обращать внимание на её условия: какие определены цели и задачи общения; формы поведения, наиболее подходящие для достижения этих целей; самочувствие участников процесса и т.п.

2. Заранее заданные установки и вынесенные оценки. Предвзятое отношение вызывает ответную реакцию. Возникает конфликт, который трудно разрешить, т.к. субъект не видит, что сам породил отталкивающую атмосферу.

3. Узость восприятия, выраженная наличием твердых стереотипов

4. Нежелание погружаться в процесс познания, вынос поспешного, преждевременного заключения. Принятие решений под влиянием эффектов восприятия, а не объективного всестороннего подхода.

5. Неадекватная самооценка, выраженная нежеланием воспринимать мнение других людей о воспринимаемом человеке, привычка полагаться только на личное впечатление.

6. Не предполагаются изменения в оценке. Поступление новой информации не влияет на сформированное мнение.

7. Властность - не признается право на существование других точек зрения.

8 Низкая культура общения - нет понимания ценности и уникальности другого человека. Возвышение над партнером.

9. Отказ от эмпатии или нежелание развивать эту способность до более высшего уровня.

10. Не предполагается саморазвитие, ожидание изменений накладываются только на другого человека[29].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческое общение – уникальный процесс, достаточно многогранный и сложный. Он разрушается, если между его участниками нет взаимопонимания. Понимание другого человека невозможно без его познания. Взаимопонимание встречает на своем пути различные барьеры. В основном они не связаны с чем-то внешним, а зависят от личностных характеристик объекта и субъекта, вступивших в процесс общения. Эти личностные, психологические барьеры, возможно, преодолеть или разрушить, если каждая сторона будет прилагать усилие, чтобы правильно понять и оценить друг друга. Необходимо задуматься о межличностном восприятии, чтобы увидеть свои слабые стороны в построении отношений. Чем более полно мы раскрываем другого человека, тем точнее и шире мы имеем представление о самом себе. Процесс межличностного восприятия неотделим от процесса самопознания. Познавая себя, мы видим сферы для работы. Изменяя своё отношение, характер, поведенческие реакции мы начинаем по-другому воспринимать окружающих нас людей. В данной работе были рассмотрены механизмы межличностного познания, которые формируют нашу позицию по отношению к другим. Необходимо развивать в себе способность правильно использовать эти механизмы, оттачивать навыки познания; развивать умение понимать другого человека и принимать его систему мировоззрения и ценностей, не обязательно соглашаясь с его позицией. Также было отмечено наличие и влияние эффектов восприятия. Зная о существующих эффектах, можно корректировать свою оценку, чтобы свести к минимуму ошибочную интерпретацию информации, и выстроить со своей стороны качественную основу для взаимопонимания.