Файл: Методология исследования межличностных отношений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.Механизмы межличностного познания

Процесс восприятия объединяет в себе универсальные психологические механизмы. Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностного восприятия относят:

- идентификация и эмпатия – происходит познание и понимание друг друга;

 - рефлексия - процесс познания самого себя;

 - аттракция – механизм формирования эмоционального отношения к другому человеку[10].

Эти механизмы обеспечивают процесс восприятия и позволяют перейти от оценки внешнего облика к внутреннему, сформировать отношение и выработать поведение на основании прогноза.

Идентификация

Слово «идентификация» происходит от латинского слова «отождествлять». Это один из способов познания объекта путем уподобления ему. Происходит попытка поставить себя на его место. Методики многих психологов основаны на этом механизме, так как он является достаточно универсальным. Идентификация включает в себя два элемента: уподобление другого себе и уподобления себя другому. Независимо от последовательности своего осуществления, идентификация позволяет добиваться относительного понимания другого, несмотря на недостаточность информации и опору лишь на первое впечатление. Действие идентификации понятно даже тем, кто не владеет данной терминологией. Например, индейцы описывают этот механизм пословицей: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах». Также существует притча о старом сапожнике, к которому приходили за советом поссорившиеся жители деревни. Он всегда просил их прогуляться вместе, но поменявшись обувью. Когда бывшие противники возвращались с такой прогулки, их проблемы решались. Надевая чужую обувь, человек начинал понимать, что наполняет мысли и чувства другого человека. А это, в свою очередь, помогало изменить своё отношение к нему[11].

Идентификация близко связана с другим способом понимания человека - эмпатией.

Эмпатия

Термин «эмпатия» происходит от греческого слова «сопереживание», а также перекликается с немецким словом «вчувствование»» (einfühling), примененного в 1885 г Липпсом (Lipps T.), в связи с психологической теорией воздействия искусства. Вильгельм Дильтей (1894) рассматривал эмпатию, как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности, т.к. это способность перенести себя в «целостное душевное состояние другого» В 1905 г. в своём трактате «Остроумие и его отношение к бессознательному» его применяет З. Фрейд: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».


Эмпатия – это стремление понять эмоциональное состояние другого человека, восприятие его внутреннего мира, сопереживание, проникновение, понимание чувств другого[12].

К.Роджерс дает свое определение эмпатии: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации»[13].

Эмпатия в межличностном восприятии имеет разные грани своего проявления. Субъект может знать об эмоциональном состоянии человека, понимать его, но также войти в процесс погружения и сопереживания. Эмоциональное вовлечение выделяет разные уровни эмпатии. Наше отношение к внутреннему состоянию другого человека имеет развитие[14].

Самой простой эмоциональный отклик – это симпатия. Симпатия – это внутреннее расположение к другому, положительное эмоциональное отношение[15]. Она побуждает к процессу познания, но делает человека своего рода зависимым, т.к. это форма согласия. Суть эмпатии не заключается в том, чтобы согласиться, но глубоко понять человека, причем не, только умом, но и сердцем, при этом, не обязательно принимая его позицию.

Другой гранью является сочувствие-побуждение оказать помощь, эмоциональный отклик на состояние другого. Понимая это состояние, мы начинаем испытывать эти же эмоции, и таким образом, сопереживать. Сопереживание больше связано с нашим отношением и чувствами к объекту, нежели с желанием его понять. Но эмпатия совершенно иной процесс, т.к. это своего рода решение проникнуть в систему представлений другого человека, увидеть мир его глазами. Чем богаче жизненный опыт, чем шире допущение разных точек зрения, более зрелое отношение к различным ситуациям, тем выше эмпатическая способность.

Но в процессе межличностных отношений каждая сторона является активным субъектом. Необходимо принимать в расчет, что межличностное восприятие осложняется процессом рефлексии (лат. - «обращение назад»).

Рефлексия

Представление субъекта в том, что думают о нём объект, — важный момент социального познания. Рефлексия – это «своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга» (Андреева). Рефлексия помогает поставить себя на место собеседника и понять, насколько он понимает тебя. Это понимание позволяет корректировать поведение. Естественно, исследование этого процесса ведется достаточно долгое время. Дж. Холмс обратил внимание на механизм рефлексии в 19 веке и описал его на примере общения Джона и Генри. Он выделяет минимум шесть позиций восприятия:


1.То, каким человека сотворил Господь Бог

2.То, каким он видит сам себя

3.То, каким его видит собеседник

Плюс три эти позиции со стороны собеседника.

Впоследствии эта ситуация была усложнена до 8 позиций (Г. Ньюк и Ч.Кули). Андреева представляет модель как коммуникацию между двумя субъектами А и Б, где у каждого есть представление о самих себе и о другом. Выстраиваются схемы, иллюстрирующие, насколько успешным будет общение. Построение всех этих моделей показывает важность и сложность процесса рефлексии – эффективного источника познания и самопознания[16].

В процессе восприятия друг друга, формируется определенное эмоциональное отношение субъекта к объекту.

Аттракция

Слово аттракция происходит от латинского слова, обозначающего тяготение, притяжение, привлечение. Этот термин введен для обозначения состояния возникновения привлекательности, описывающий формирование привязанности, особой установки по отношению к другому человеку, ставшей результатом специфического эмоционального отношения. Сформировать аттракцию - значит расположить к себе. Объект редко вызывает нейтральное отношение к себе. Субъект в большей или меньшей степени либо расположен к нему, либо отвергает его. Положительный настрой образует различные уровни аттракции: симпатию, дружеские чувства, любовь. Особую роль в формировании аттракции играет рассмотренная ранее эмпатия, т.к. она значительно снижает уровень негативного эмоционального напряжения.

При расширенной трактовке, процесс аттракции складывается как эмоциональная оценка представления о сложившихся межличностных отношениях. Рассматривается как положительная, так и отрицательная установка[17].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

2.1. Каузальная атрибуция

Полученную в процессе восприятия информацию необходимо интерпретировать. Но для выводов и принятия решения этой информации практически всегда недостаточно. Дефицит вынуждает приписывать причины поведения или некоторые общие характеристики объекта или образцы поведения. Рассмотрим процесс приписывания. Основа для приписывания может быть различной. Это и образцы из прошлого опыта субъекта, когда поведение другого лица сходны с этими образцами. Также это может быть действие механизма идентификации, когда субъект ставит себя на место объекта и анализирует свои собственные мотивы и установки поведения в данной ситуации, а затем приписывает их объекту. Может преобладать приписывание причины действиям определенных личностей, либо, наоборот, действиям обстоятельств (личный и безличный вид). Существует целая система способов приписывания. Этот механизм объяснения поведения другого человека путем «достраивания» недостающей информации получил название атрибуции (от латинского слова attributio-приписывание)


Ф.Хайдер сформулировал идею изучения попыток человека понять причину поведения другого человека, интерпретацию этих причин как идею каузальной атрибуции. Первоначально в исследованиях шла речь о приписывании причин поведения, но позже стали изучаться и другие характеристики (чувства, намерения, определенные качества). Человеку свойственны некие каузальные представления и ожидания. Гарольд Келли вывел три критерия для понимания причины того или иного поведения другого человека:

1. Критерий постоянства – субъект определяет, что в сходных условиях данное поведение является постоянным, однотипным.

2.     Критерий исключительности-поведение отличается от обычного в данных ситуациях;

3.     Критерий консенсуса – поведение свойственно большинству людей[18].

В каждой ситуации включается определенная каузальная схема, присущая данному человеку.

Келли установил и три типа атрибуции, которые зависят от того, кем выступает субъект:

1. Личностная атрибуция- мотив приписывается лично тому, кто совершает поступок;

2. Объектная атрибуция – мотив приписывается объекту, на который направлено действие;

3. Обстоятельственная атрибуция – причина приписывается возникшим обстоятельствам[19].

Субъект может быть наблюдателем или участником события. Выявлено, что когда субъект является наблюдателем, то он использует (в основном) личностную атрибуцию (причиной неудачи в его глазах является исполнитель). Если же он является участником, то чаще используется обстоятельственная атрибуция (причиной неудачи являются обстоятельства). (Джонсон, Нисбет)

На процесс восприятия также влияют и следующие факторы: степень уникальности оцениваемого поведения и его «социальная желательность». Анализу и интерпретации легче поддается типичное поведение, соответствующее социальным, культурным нормам. Когда поведение выходит за рамки установленных норм или является нетипичным, то объяснить его значительно сложнее. Диапазон поиска причин расширяется. С.Рубинштейн говорит о «развернутости» процесса познания человека в случаях отклонения от обычных условий.

Если субъект в процессе познания акцентирует восприятие на внутреннем облике человека, его психологических характеристиках, возможность «достраивания» его образа и определения причин поведения значительно расширяется. Таким образом, атрибуция является значительной составляющей процесса межличностного восприятия.


Исследования в этой области также поднимают важный вопрос о роли установки субъекта по отношению к объекту.

2.2. Влияние установки на восприятие человека

Предварительно заложенная информация оказывает неизменное влияние на формирование впечатления. Человек воспринимает и оценивает людей без анализа конкретной ситуации заранее сформированным способом. Такая готовность восприятия является установкой.

Она может быть постоянной или зависящей от обстоятельств, характерных черт личности воспринимаемых людей. Установка может принять форму предубеждения, когда она не связана с определенной личностью, а существует стабильно, независимо от разных условий. На восприятие другого человека влияют три типа установки:

- позитивная - установка, при которой оцениваются положительные качества и человек получает завышенную оценку.

- негативная - установка, при которой воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что находит выражение в подозрительности, недоверчивости;

- адекватная – наиболее приемлемая установка, которая соответствует действительности. Она предполагает как положительные, так и отрицательные качества у другого человека, поэтому оценка будет наиболее достоверной[20].

Существует множество экспериментов, в том числе и А.А. Бодалева, подтверждающие, что оценивая незнакомого человека, испытуемые давали ему характеристику, исходя из информации, полученной ими ранее от третьего лица.

Установки затрагивают три сферы:

1. Когнитивное измерение – позиция субъекта, его убеждение и мнения относительно другого человека;

2. Аффективное измерение – отношение к другому человеку в виде положительных или отрицательных эмоций;

3. Поведенческое измерение - готовность к реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека[21].

Установки могут измениться на основе жизненного опыта и многократно повторяющихся ситуаций. Чтобы изменить установку или убеждение, требуется гораздо более усилий, чем для её создания.

Установки приводят к возникновению различных эффектов восприятия. Уже было сказано об эффекте первого впечатления. Кратко отметим еще несколько эффектов, которые наиболее полно исследованы.