Файл: этапы развития бюджетной системы российской федерации (Социально-экономическое назначение бюджета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

2.1 Становление бюджетной системы в XIV - начале XX вв.

Год ᅟрождения ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟРоссии ᅟможно ᅟпризнать ᅟ1327 ᅟгод, ᅟкогда ᅟИван ᅟКалита, ᅟвеликий ᅟкнязь ᅟмосковский ᅟ(1296-1340), ᅟполучил ᅟот ᅟОрды ᅟне ᅟтолько ᅟярлык ᅟна ᅟвеликое ᅟкняжение ᅟВладимирское ᅟ- ᅟсимвол ᅟверховной ᅟвласти ᅟна ᅟРуси, ᅟно ᅟи, ᅟвпервые, ᅟправо ᅟсобирать ᅟдань ᅟс ᅟрусских ᅟкняжеств. ᅟКнязь ᅟоправдал ᅟсвое ᅟисторическое ᅟпрозвище ᅟКалита, ᅟто ᅟесть ᅟкошель ᅟс ᅟденьгами, ᅟпоскольку ᅟпо ᅟнекоторым ᅟоценкам ᅟв ᅟказну ᅟОрды ᅟпопадала ᅟв ᅟсреднем ᅟлишь ᅟодна ᅟпятая ᅟчасть ᅟсобранной ᅟдани. ᅟСчитается, ᅟчто ᅟэтот ᅟфакт ᅟсыграл ᅟрешающую ᅟроль ᅟв ᅟпревращении ᅟМосквы ᅟв ᅟфинансовый ᅟцентр ᅟСеверо-Восточной ᅟРуси ᅟтого ᅟвремени.

В ᅟцарской ᅟРоссии ᅟсоставление ᅟгосударственных ᅟсмет ᅟначалось, ᅟв ᅟотличие ᅟот ᅟЗападной ᅟЕвропы, ᅟдостаточно ᅟпоздно ᅟ- ᅟтолько ᅟв ᅟXVII ᅟвеке. ᅟПервая ᅟв ᅟРоссии ᅟсмета ᅟгосударственных ᅟдоходов ᅟи ᅟрасходов ᅟбыла ᅟсоставлена ᅟв ᅟ1645 ᅟг., ᅟи ᅟто ᅟисключительно ᅟв ᅟцелях ᅟупорядочения ᅟфинансового ᅟхозяйства. ᅟДело ᅟв ᅟтом, ᅟчто ᅟв ᅟцарской ᅟРоссии ᅟне ᅟсуществовало ᅟкаких-либо ᅟсоциальных ᅟгрупп, ᅟс ᅟкоторыми ᅟвластям ᅟбыло ᅟбы ᅟнеобходимо ᅟбороться, ᅟкак ᅟнапример, ᅟна ᅟЗападе, ᅟгде ᅟименно ᅟборьба ᅟза ᅟправо ᅟвводить ᅟналоги ᅟи ᅟопределять ᅟпредметы ᅟрасходов ᅟпривела ᅟк ᅟсозданию ᅟпарламентской ᅟформы ᅟправления. ᅟПоэтому ᅟсозданное ᅟ"сверху" ᅟдворянское ᅟсословие ᅟвсегда ᅟнаходилось ᅟв ᅟпрямой ᅟзависимости ᅟот ᅟцарской ᅟвласти, ᅟи ᅟни ᅟо ᅟкаком ᅟограничении ᅟдеятельности ᅟпоследней, ᅟв ᅟтом ᅟчисле ᅟфинансовой, ᅟне ᅟмогло ᅟбыть ᅟи ᅟречи. ᅟПомещики, ᅟдворяне ᅟвсегда ᅟбыли ᅟопорой ᅟцаря.


Первым ᅟисточником ᅟпоступлений ᅟв ᅟкняжескую ᅟказну ᅟна ᅟРуси ᅟбыла ᅟдань, ᅟкоторую ᅟсобирал ᅟкнязь ᅟс ᅟподвластных ᅟземель. ᅟДань ᅟимела ᅟнатуральную ᅟформу ᅟи ᅟсобиралась ᅟв ᅟвиде ᅟскота, ᅟмехов, ᅟмеда, ᅟвоска, ᅟпродовольствия. ᅟКроме ᅟтого, ᅟв ᅟпользу ᅟкнязя ᅟсобирались ᅟпошлины ᅟи ᅟштрафы: ᅟсудебные ᅟ- ᅟвиры, ᅟдорожные ᅟ- ᅟмыт, ᅟпошлина ᅟс ᅟбрака ᅟ- ᅟвыводная ᅟкуница. ᅟПо ᅟмере ᅟукрепления ᅟвласти ᅟкнязя ᅟустанавливались ᅟместа ᅟсбора ᅟдани ᅟи ᅟответственные ᅟза ᅟее ᅟсбор ᅟлица, ᅟа ᅟсама ᅟдань ᅟпринимает ᅟформу ᅟподати. ᅟС XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход».

В ᅟXV ᅟв. ᅟс ᅟобразованием ᅟРусского ᅟцентрализованного ᅟгосударства ᅟпосошная ᅟподать ᅟстала ᅟсобираться ᅟв ᅟпользу ᅟМосковского ᅟкнязя. ᅟДоходами ᅟказны ᅟбыли ᅟтакже ᅟтаможенный, ᅟсоляной, ᅟкабацкий ᅟи ᅟдругие ᅟсборы.

В ᅟXV ᅟв. ᅟв ᅟРоссии ᅟначинает ᅟскладываться ᅟдвухзвенная ᅟбюджетная ᅟсистема ᅟунитарного ᅟгосударства, ᅟсостоящая ᅟиз ᅟвеликокняжеской ᅟказны ᅟ(бюджета ᅟгосударства) ᅟи ᅟместных ᅟбюджетов, ᅟкоторые ᅟсоответственно ᅟформировались ᅟза ᅟсчет ᅟкняжеских ᅟ(т. ᅟе. ᅟгосударственных) ᅟналогов ᅟи ᅟместных ᅟсборов.

Местные ᅟналоги ᅟбыли ᅟвведены ᅟв ᅟРусском ᅟгосударстве ᅟтакже ᅟв ᅟXV ᅟв. ᅟДля ᅟсодержания ᅟцарских ᅟнаместников ᅟи ᅟвластителей, ᅟвыполнения ᅟими ᅟвозложенных ᅟна ᅟних ᅟадминистративных ᅟи ᅟсудебных ᅟфункций, ᅟдля ᅟрешения ᅟместных ᅟхозяйственных ᅟзадач ᅟс ᅟместного ᅟнаселения ᅟсобирались ᅟденежные ᅟи ᅟнатуральные ᅟсборы: ᅟконское ᅟпятно ᅟ(за ᅟклеймение), ᅟтамга ᅟ(за ᅟпродажу ᅟтовара), ᅟвесчее ᅟ(за ᅟвзвешивание), ᅟгостиное ᅟ(за ᅟпользование ᅟторговым ᅟпомещением), ᅟпомерное ᅟ(за ᅟизмерение) ᅟи ᅟдр.

В ᅟ1551 ᅟг. ᅟИван ᅟIV ᅟпровел ᅟземскую ᅟреформу. ᅟВ ᅟэтом ᅟже ᅟгоду ᅟСтоглавый ᅟсобор ᅟутвердил ᅟ«Уставную ᅟземскую ᅟграмоту». ᅟВ ᅟстране ᅟбыло ᅟвведено ᅟземское ᅟсамоуправление. ᅟВласть ᅟцарских ᅟнаместников ᅟбыла ᅟупразднена. ᅟВместо ᅟних ᅟна ᅟместах ᅟстали ᅟземские ᅟстаросты, ᅟкоторые ᅟруководили ᅟземскими ᅟизбами, ᅟтворившими ᅟсуды ᅟи ᅟсобиравшими ᅟналоги. ᅟНалог ᅟ«посошный ᅟокуп», ᅟзаменявший ᅟвзимаемые ᅟс ᅟнаселения ᅟнаместничьи ᅟсборы, ᅟначал ᅟпоступать ᅟв ᅟгосудареву ᅟказну, ᅟиз ᅟкоторой ᅟстали ᅟвыделять ᅟсредства ᅟна ᅟсодержание ᅟземских ᅟизб ᅟи ᅟфинансирование ᅟместных ᅟмероприятий.


В ᅟXVI ᅟв. ᅟсбором ᅟналогов ᅟстали ᅟведать ᅟсозданные ᅟтерриториальные ᅟорганы ᅟ- ᅟчети. ᅟВладимирская, ᅟГалицкая, ᅟКостромская, ᅟНовгородская, ᅟУстюжская. ᅟВ ᅟпервой ᅟчетверти ᅟXVII ᅟв. ᅟна ᅟсодержание ᅟстрельцов ᅟвводится ᅟстрелецкая ᅟподать. ᅟНаселение ᅟбыло ᅟобязано ᅟне ᅟтолько ᅟплатить ᅟналоги, ᅟно ᅟи ᅟнести ᅟдругие ᅟповинности ᅟ(строительство ᅟи ᅟремонт ᅟдорог ᅟи ᅟмостов, ᅟпоставка ᅟподвод, ᅟприем ᅟна ᅟпостой ᅟпредставителей ᅟвласти). ᅟС ᅟгородского ᅟнаселения, ᅟкроме ᅟтого, ᅟвзимались ᅟоброки ᅟс ᅟлавок, ᅟкузниц, ᅟмастерских, ᅟмельниц ᅟи ᅟдр. ᅟС ᅟнародов ᅟПоволжья, ᅟУрала, ᅟСибири ᅟсобирался ᅟясак, ᅟглавным ᅟобразом ᅟмехами. ᅟПомимо ᅟпрямых ᅟналогов ᅟсуществовали ᅟкосвенные, ᅟкоторые ᅟстали ᅟпоступать ᅟв ᅟказну ᅟс ᅟвведением ᅟв ᅟсередине ᅟXVI ᅟв. ᅟвинных ᅟоткупов.

Первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов - был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные и необязательные. Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном - казначейства.


Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных - губернаторами.

Земства ᅟведали ᅟместными ᅟхозяйственными ᅟделами, ᅟместными ᅟдорогами, ᅟорганизацией ᅟшкольного ᅟобразования ᅟи ᅟмедицинского ᅟобслуживания ᅟнаселения.

Финансовыми ᅟсредствами ᅟдля ᅟвыполнения ᅟвозложенных ᅟна ᅟземства ᅟфункций ᅟбыли ᅟземские ᅟбюджеты, ᅟформировавшиеся ᅟза ᅟсчет ᅟсуществовавших ᅟдо ᅟэтого ᅟи ᅟпереданных ᅟземствам ᅟземских ᅟповинностей ᅟи ᅟсборов.

Земские ᅟповинности ᅟвзимались ᅟнезависимо ᅟот ᅟуровня ᅟзажиточности ᅟплательщика ᅟи ᅟпредназначались ᅟдля ᅟфинансирования ᅟцелевых ᅟрасходов, ᅟнапример, ᅟна ᅟсодержание ᅟшкол, ᅟбольниц, ᅟпожарной ᅟохраны, ᅟполиции ᅟи ᅟдр. ᅟЗемские ᅟповинности ᅟустанавливались ᅟлибо ᅟгосударством, ᅟлибо ᅟгубернскими ᅟи ᅟуездными ᅟземствами.

Другим ᅟисточником ᅟземских ᅟбюджетов ᅟбыли ᅟземские ᅟсборы, ᅟкоторые ᅟвзимались ᅟс ᅟземель ᅟи ᅟдругого ᅟнедвижимого ᅟимущества, ᅟс ᅟпромысловых ᅟпатентов, ᅟпокупаемых ᅟза ᅟправо ᅟзаниматься ᅟкаким-либо ᅟпромыслом. ᅟЗемские ᅟсборы ᅟсоставляли ᅟболее ᅟ60% ᅟдоходов ᅟземских ᅟбюджетов.

Крупным ᅟисточником ᅟземских ᅟбюджетов ᅟ(до ᅟ25% ᅟобщих ᅟдоходов) ᅟбыли ᅟпособия ᅟиз ᅟгосударственного ᅟбюджета.


Земские ᅟбюджеты ᅟвключали ᅟобязательные ᅟи ᅟнеобязательные ᅟрасходы. ᅟОбязательные ᅟрасходы ᅟбыли ᅟприоритетны ᅟи ᅟпредназначались ᅟдля ᅟфинансирования ᅟсодержания ᅟорганов ᅟместного ᅟуправления, ᅟтюрем, ᅟмировых ᅟсудей, ᅟдорожного ᅟхозяйства ᅟи ᅟдр. ᅟК ᅟнеобязательным ᅟрасходам ᅟотносились ᅟрасходы ᅟна ᅟздравоохранение, ᅟсодержание ᅟшкол ᅟи ᅟдр.

В ᅟволостях ᅟбыли ᅟволостные ᅟбюджеты, ᅟформировавшиеся ᅟза ᅟсчет ᅟтак ᅟназываемых ᅟмирских ᅟдоходов, ᅟв ᅟтом ᅟчисле ᅟволостных ᅟи ᅟсельских ᅟсборов, ᅟдоходов ᅟот ᅟпринадлежащего ᅟсельским ᅟобществам ᅟимущества, ᅟот ᅟсдачи ᅟв ᅟаренду ᅟмирских ᅟземель ᅟи ᅟдр.

Городские ᅟбюджеты ᅟформировались ᅟза ᅟсчет ᅟдоходов ᅟот ᅟгородских ᅟпредприятий ᅟ(боен, ᅟбань, ᅟводопроводов ᅟи ᅟдр.), ᅟсдачи ᅟв ᅟаренду ᅟземельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

2.2 Возникновение советской бюджетной системы

Бюджетная система СССР просуществовала более семидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.

Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства. Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования иx бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик. Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр: 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов; 50% доходов от концессий общесоюзного значения: доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам): доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.