Файл: этапы развития бюджетной системы российской федерации (Социально-экономическое назначение бюджета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств.

Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ.

Принцип ᅟединства ᅟпроявляется ᅟво ᅟвзаимодействии ᅟбюджетов ᅟвсех ᅟуровней ᅟпо ᅟлинии ᅟдоходов. ᅟЭто ᅟвзаимодействие ᅟосуществляется ᅟпутем ᅟраспределения ᅟмежду ᅟбюджетами ᅟрегулирующих ᅟдоходных ᅟисточников, ᅟсоздания ᅟи ᅟчастичного ᅟперераспределения ᅟцелевых ᅟи ᅟрегиональных ᅟфондов. ᅟЕдинство ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟобеспечивается ᅟединой ᅟправовой ᅟбазой; ᅟиспользованием ᅟединых ᅟбюджетных ᅟклассификаций, ᅟобеспечивающих ᅟсопоставимость ᅟдоходов ᅟи ᅟрасходов ᅟбюджетов ᅟвсех ᅟуровней, ᅟа ᅟтакже ᅟстатистической ᅟи ᅟбюджетной ᅟинформации, ᅟпозволяющей ᅟсоставить ᅟконсолидированные ᅟбюджеты; ᅟсогласованными ᅟпринципами ᅟбюджетного ᅟпроцесса; ᅟединой ᅟденежной ᅟсистемой; ᅟединым ᅟпорядком ᅟведения ᅟбухгалтерского ᅟучета ᅟсредств ᅟбюджетов ᅟвсех ᅟуровней.

Принцип ᅟразграничения ᅟдоходов ᅟи ᅟрасходов ᅟмежду ᅟуровнями ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟРФ ᅟозначает ᅟзакрепление ᅟсоответствующих ᅟвидов ᅟдоходов ᅟ(полностью ᅟили ᅟчастично) ᅟи ᅟполномочий ᅟпо ᅟосуществлению ᅟрасходов ᅟза ᅟорганами ᅟгосударственной ᅟвласти ᅟРФ ᅟгосударственной ᅟвласти ᅟсубъектов ᅟРФ ᅟи ᅟорганами ᅟместного ᅟсамоуправления.

Принцип ᅟсамостоятельности ᅟбюджетов ᅟобеспечивается ᅟправом ᅟсамостоятельного ᅟутверждения ᅟкаждого ᅟиз ᅟбюджетов ᅟсоответствующими ᅟпредставительными ᅟорганами ᅟвласти; ᅟправом ᅟопределять ᅟнаправления ᅟиспользования ᅟи ᅟрасходования ᅟбюджетных ᅟсредств; ᅟналичием ᅟсобственных ᅟисточников ᅟбюджетных ᅟдоходов ᅟна ᅟкаждом ᅟуровне ᅟбюджетной ᅟсистемы. ᅟПри ᅟэтом ᅟзаконодательно ᅟопределено, ᅟчто ᅟневозможно ᅟосуществить ᅟизъятие ᅟдоходов, ᅟдополнительно ᅟполученных ᅟв ᅟходе ᅟисполнения ᅟзаконов ᅟ(решений) ᅟо ᅟбюджете, ᅟсумм ᅟпревышения ᅟдоходов ᅟнад ᅟрасходами ᅟбюджета ᅟи ᅟсумм ᅟэкономии ᅟпо ᅟрасходам ᅟбюджета. ᅟЗаконами ᅟтакже ᅟустановлена ᅟнедопустимость ᅟкомпенсации ᅟза ᅟсчет ᅟбюджетов ᅟдругих ᅟуровней ᅟпотерь ᅟв ᅟдоходах ᅟи ᅟдополнительных ᅟрасходов, ᅟвозникших ᅟв ᅟходе ᅟисполнения ᅟзаконов ᅟо ᅟбюджете, ᅟза ᅟисключением ᅟслучаев, ᅟсвязанных ᅟс ᅟизменением ᅟзаконодательства. ᅟСледует ᅟотметить, ᅟчто ᅟна ᅟпрактике ᅟэти ᅟусловия ᅟнарушаются ᅟи ᅟпринцип ᅟсамостоятельности ᅟбюджетов ᅟв ᅟнастоящее ᅟвремя ᅟне ᅟполучает ᅟреального ᅟподтверждения.


Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. При этом все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает обязательное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджета предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

В соответствии с законодательством РФ принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного бюджета после принятия закона о нем; информацию о ходе исполнения бюджета по месяцам и кварталам. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальный подход к расчету доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности бюджетных средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут предоставляться в различных формах.

Говоря ᅟо ᅟсовременном ᅟсостоянии ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟнеобходимо ᅟиметь ᅟввиду ᅟдвоякость ᅟее ᅟстроения. ᅟОдно ᅟ- ᅟвнешнее ᅟ- ᅟпроявляется ᅟв ᅟуровнях ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟи ᅟфинансовых ᅟвзаимоотношениях ᅟмежду ᅟними, ᅟоснованных ᅟна ᅟфедеральном ᅟзаконодательстве ᅟ(вертикальные ᅟфинансовые ᅟпотоки). ᅟДругое ᅟ- ᅟвнутреннее ᅟ- ᅟпредставляет ᅟсобой ᅟмногочисленные, ᅟдруг ᅟс ᅟдругом ᅟне ᅟкоординируемые, ᅟзачастую ᅟвстречные ᅟфинансовые ᅟпотоки, ᅟвыражающие ᅟмежрегиональные, ᅟвсероссийские ᅟи ᅟдаже ᅟмеждународные ᅟинтересы ᅟорганов ᅟвласти ᅟсубъектов ᅟфедерации ᅟи ᅟмуниципалитетов ᅟ(горизонтальные ᅟфинансовые ᅟпотоки).


В ᅟбюджетной ᅟсистеме ᅟРоссии ᅟв ᅟнастоящее ᅟвремя ᅟсуществуют ᅟчетыре ᅟуровня. ᅟЭто ᅟ- ᅟфедеральный, ᅟрегиональный, ᅟмуниципальный ᅟи ᅟмежгосударственный. ᅟПоследний ᅟвозник ᅟв ᅟ1997 ᅟг. ᅟпосле ᅟобразования ᅟСоюза ᅟБеларуси ᅟи ᅟРоссии. ᅟДенежный ᅟфонд ᅟСоюзного ᅟгосударства ᅟимеет ᅟвсе ᅟнеобходимые ᅟатрибуты ᅟбюджета ᅟи ᅟзанимается ᅟв ᅟосновном ᅟфинансированием ᅟбюджетных ᅟорганизаций, ᅟоборонных ᅟпредприятий ᅟи ᅟсиловых ᅟструктур ᅟобоих ᅟстран. ᅟПравда ᅟразмеры ᅟбюджета ᅟСоюза ᅟневелики ᅟи ᅟего ᅟвлияние ᅟна ᅟперераспределение ᅟпо ᅟРоссии ᅟНационального ᅟдохода ᅟнезначительно.

В ᅟбюджетную ᅟсистему ᅟРоссии ᅟкак ᅟфедеративного ᅟгосударства ᅟвходят ᅟбюджеты ᅟтрех ᅟуровней, ᅟявляясь ᅟее ᅟсамостоятельными ᅟчастями. ᅟК ᅟним ᅟотносятся ᅟгосударственные ᅟбюджеты ᅟдвух ᅟуровней: ᅟфедеральный ᅟ(республиканский) ᅟбюджет ᅟРоссийской ᅟФедерации ᅟи ᅟбюджеты ᅟгосударственных ᅟвнебюджетных ᅟфондов; ᅟбюджеты ᅟсубъектов ᅟРФ ᅟи ᅟбюджеты ᅟтерриториальных ᅟгосударственных ᅟвнебюджетных ᅟфондов. ᅟК ᅟтретьему ᅟуровню ᅟотносятся ᅟместные ᅟбюджеты.

Каждый ᅟиз ᅟбюджетов ᅟслужит ᅟфинансовой ᅟбазой ᅟдля ᅟдеятельности ᅟсоответствующих ᅟгосударственных ᅟили ᅟместных ᅟорганов.

Все ᅟбюджеты ᅟв ᅟРФ ᅟсуществуют ᅟкак ᅟсамостоятельные ᅟденежные ᅟфонды. ᅟДля ᅟуправления ᅟкаждым ᅟрегионом ᅟнеобходимо ᅟзнать, ᅟкакие ᅟсредства ᅟсосредоточены ᅟв ᅟбюджете ᅟвсех ᅟуровней, ᅟфункционирующих ᅟна ᅟданной ᅟтерритории, ᅟпоэтому ᅟзаконодательно ᅟпредусмотрено ᅟсоставление ᅟконсолидированных ᅟбюджетов ᅟв ᅟмасштабах ᅟРФ ᅟв ᅟцелом, ᅟа ᅟтакже ᅟсубъектов ᅟФедерации ᅟи ᅟадминистративно-территориальных ᅟединиц ᅟ(кроме ᅟнизового ᅟзвена ᅟпоследних).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов составляют консолидированный бюджет РФ. Совокупность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:


1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

Заключение

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:


1) Становление бюджетной системы от Древней Руси до Революции 1917г.

2) Возникновение советской бюджетной системы.

3) Бюджетная система СССР в военные 1941-1945 годы.

4) Развитие бюджетной системы СССР в 1945-1980гг.

5) Бюджетная система на современном этапе.

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и федеральный бюджет. За бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять их использование.

Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Важные шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной и финансово-кредитной сферах. Была создана качественно новая система - Федеральное казначейство РФ - которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.