Файл: этапы развития бюджетной системы российской федерации (Социально-экономическое назначение бюджета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое ᅟраспределение ᅟдоходных ᅟисточников ᅟповысило ᅟзаинтересованность ᅟреспублик ᅟв ᅟпоступлении ᅟобщесоюзных ᅟдоходов ᅟи ᅟспособствовало ᅟросту ᅟих ᅟсобственных ᅟдоходов. ᅟСоюзные ᅟреспублики ᅟимели ᅟправо ᅟустанавливать ᅟминимальный ᅟперечень ᅟдоходов ᅟи ᅟрасходов, ᅟвключаемых ᅟв ᅟместные ᅟбюджеты, ᅟа ᅟтакже ᅟпорядок ᅟих ᅟсоставления, ᅟрассмотрения ᅟи ᅟутверждения.

Основными ᅟдоходными ᅟисточниками ᅟгосударственного ᅟбюджета ᅟтого ᅟпериода ᅟбыли ᅟпоступления ᅟот ᅟобщественного ᅟхозяйства ᅟи ᅟпривлеченные ᅟсредства ᅟнаселения, ᅟкоторые ᅟпоступали ᅟчерез ᅟсистему ᅟналогообложения ᅟи ᅟпокупку ᅟзаймов. ᅟПо ᅟитогам ᅟвыполнения ᅟпервого ᅟпятилетнего ᅟплана ᅟразвития ᅟнародного ᅟхозяйства ᅟСССР ᅟ74,9% ᅟвсех ᅟдоходов ᅟединого ᅟфинансового ᅟплана ᅟсоставили ᅟсредства ᅟобщественного ᅟхозяйства, ᅟпривлеченные ᅟсредства ᅟнаселения ᅟ- ᅟ17,9% ᅟи ᅟпрочие ᅟдоходы ᅟ- ᅟ7,2%. ᅟПонятие ᅟ“единый ᅟфинансовый ᅟплан”, ᅟв ᅟотличие ᅟот ᅟгосударственного ᅟбюджета, ᅟохватывало ᅟвсе ᅟденежные ᅟнакопления ᅟобщественного ᅟхозяйства ᅟ(прибыль, ᅟналог ᅟс ᅟоборота, ᅟначисления ᅟна ᅟзаработную ᅟплату, ᅟамортизация); ᅟпривлеченные ᅟсредства ᅟнаселения ᅟ(налоги, ᅟзаймы, ᅟпаи, ᅟвклады ᅟв ᅟсберкассы ᅟи ᅟт.д.) ᅟи ᅟвсе ᅟрасходы: ᅟна ᅟкапитальные ᅟвложения, ᅟна ᅟприрост ᅟоборотных ᅟсредств ᅟв ᅟпроизводстве ᅟи ᅟобращении, ᅟна ᅟкультуру ᅟи ᅟуправление. ᅟОсновными ᅟстатьями ᅟрасходов ᅟбюджета ᅟбыли ᅟрасходы ᅟна ᅟнародное ᅟхозяйство ᅟи ᅟсоциально-культурные ᅟмероприятия. ᅟВсего ᅟза ᅟпервую ᅟпятилетку ᅟчерез ᅟбюджетную ᅟсистему ᅟСССР ᅟбыло ᅟмобилизовано ᅟи ᅟперераспределено ᅟ82,8 ᅟмлрд. ᅟруб. ᅟили ᅟ69% ᅟвсех ᅟресурсов ᅟединого ᅟфинансового ᅟплана. ᅟОстальная ᅟчасть ᅟчастично ᅟперераспределена ᅟчерез ᅟкредитную ᅟсистему, ᅟно ᅟв ᅟосновной ᅟмассе ᅟнепосредственно ᅟраспределялась ᅟмежду ᅟотраслями ᅟнародного ᅟхозяйства.

Большую ᅟроль ᅟв ᅟразвитии ᅟнародного ᅟхозяйства ᅟи ᅟбюджетной ᅟсистемы ᅟСССР ᅟсыграла ᅟналоговая ᅟреформа ᅟ1930 ᅟ-1932 ᅟгг. ᅟОна ᅟзаложила ᅟосновы ᅟналоговой ᅟсистемы, ᅟглавные ᅟэлементы ᅟкоторой ᅟсуществуют ᅟи ᅟв ᅟнастоящее ᅟвремя. ᅟВ ᅟходе ᅟреформы ᅟбыло ᅟунифицировано ᅟ86 ᅟдействовавших ᅟранее ᅟплатежей ᅟв ᅟбюджет, ᅟустранена ᅟмногократность ᅟобложения ᅟналогоплательщиков, ᅟукреплен ᅟфинансовый ᅟконтроль ᅟза ᅟхозяйственной ᅟдеятельностью ᅟпредприятий. ᅟОколо ᅟ60 ᅟналогов ᅟи ᅟсборов ᅟбыли ᅟобъединены ᅟв ᅟосновные ᅟплатежи ᅟ- ᅟналог ᅟс ᅟоборота, ᅟотчисления ᅟот ᅟприбыли ᅟгосударственных ᅟпредприятий ᅟи ᅟподоходный ᅟналог ᅟдля ᅟкооперативных ᅟпредприятий.


В ходе налоговой реформы был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК “О республиканских и местных бюджетах” от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов - налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Такой состав бюджетной системы просуществовал вплоть до 1991г.

2.3 Бюджетная система СССР конца 80-х годов

Бюджетная система СССР до середины 1980-х годов в целом была сбалансированной. Доходы союзного бюджета на 0,5-1,5% ВВП превышали его расходы. Особенностью бюджета СССР была аномально высокая доля государственных расходов в ВВП, что было связано с государственной собственностью на предприятия и необходимостью государственных инвестиций в их развитие. Расходы консолидированного бюджета СССР (сумма союзного и республиканских бюджетов) превышали половину ВВП.

Дефицит бюджета СССР впервые возник в 1985 году и нарастал в последующие годы. С 1988 года он составлял примерно 10% ВВП и финансировался за счет внешних займов, продажи золотовалютных резервов и кредитов Центрального банка союзному правительству.

Ситуация ᅟрезко ᅟизменилась ᅟпосле ᅟраспада ᅟСССР. ᅟСо ᅟвторой ᅟполовины ᅟ1993 ᅟгода ᅟмасштабы ᅟпрямого ᅟгосударственного ᅟвмешательства ᅟв ᅟэкономику ᅟначали ᅟстремительно ᅟсокращаться ᅟв ᅟусловиях ᅟострейшего ᅟналогового ᅟкризиса. ᅟИз-за ᅟплохо ᅟпредсказуемого ᅟснижения ᅟдоходов ᅟбюджета ᅟпотребовалось ᅟрезко ᅟуменьшить ᅟего ᅟрасходы. ᅟИх ᅟструктура ᅟоказалась ᅟкрайне ᅟнерациональной, ᅟтак ᅟкак ᅟурезание ᅟ(секвестирование) ᅟстатей ᅟрасходов ᅟбюджета ᅟпроходило ᅟв ᅟострейшей ᅟполитической ᅟборьбе, ᅟпод ᅟдавлением ᅟразличных ᅟлоббистских ᅟгрупп ᅟ(АПК, ᅟВПК, ᅟбанки, ᅟсырьевой ᅟсектор). ᅟВ ᅟцелом ᅟза ᅟ1992-1998 ᅟгоды ᅟгосударственные ᅟрасходы ᅟ(включая ᅟвнебюджетные ᅟфонды) ᅟв ᅟдолях ᅟВВП ᅟсократились ᅟпочти ᅟнаполовину, ᅟпричем ᅟнаиболее ᅟсущественно ᅟ- ᅟна ᅟоборону, ᅟна ᅟнародное ᅟхозяйство[1], ᅟна ᅟнауку, ᅟна ᅟбюджетные ᅟссуды. ᅟДоля ᅟрасходов ᅟконсолидированного ᅟбюджета ᅟна ᅟгосударственное ᅟуправление ᅟи ᅟохрану ᅟобщественного ᅟпорядка ᅟпрактически ᅟне ᅟменялась.


Справедливости ᅟради ᅟследует ᅟотметить, ᅟчто ᅟвынужденное ᅟсокращение ᅟвмешательства ᅟгосударства ᅟв ᅟэкономику ᅟв ᅟрассматриваемый ᅟпериод ᅟнаблюдалось ᅟво ᅟвсех ᅟпостсоциалистических ᅟстранах. ᅟБолее ᅟтого, ᅟсчиталось, ᅟчто ᅟприватизация, ᅟснижение ᅟгосударственных ᅟрасходов ᅟи ᅟоблегчение ᅟналогового ᅟбремени ᅟсоздают ᅟнеобходимые ᅟусловия ᅟдля ᅟроста ᅟчастных ᅟсбережений ᅟи ᅟинвестиций, ᅟкоторые ᅟпо ᅟопределению ᅟэффективнее ᅟгосударственных. ᅟОднако ᅟесли ᅟтакое ᅟсокращение ᅟгосударственного ᅟрегулирования ᅟбыло ᅟнеобходимо ᅟи ᅟоправданно ᅟдля ᅟстабилизации ᅟфинансов ᅟи ᅟподдержания ᅟкраткосрочного ᅟравновесия ᅟбюджета, ᅟто ᅟоно ᅟявно ᅟпревышало ᅟпределы, ᅟкоторые ᅟпозволили ᅟбы ᅟобеспечить ᅟустойчивое ᅟдолгосрочное ᅟразвитие.

2.4 Бюджетная система России 90-х годов

В середине 1990-х годов налоговые поступления постепенно сокращались, рос дефицит бюджета. Он немного уменьшился в сентябре-октябре 1996 года, когда были сокращены расходы бюджета. Немалую роль в этом сыграл Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения бюджета во втором полугодии 1996 года» от 18 августа 1996 года № 1208. Он временно приостановил действие всех решений об увеличении расходов бюджета, за исключением указов по выплате пенсий и постановления по обеспечению жильем военнослужащих. Это решение помогло поддержать финансовую стабильность. Но оно шло вразрез с политической этикой, поскольку нарушало взятые исполнительной властью обязательства, в том числе предвыборные.

В августе 1996 года, после переизбрания президентом Б. Н. Ельцина, было сформировано «правительство младореформаторов». В 1997 году перед ним стояла основная цель - преодолеть бюджетный кризис. Для балансирования бюджета предстояло реструктурировать расходы и существенно их сократить - шаг, исключительно болезненный с политической и социальной точек зрения.

До тех пор ни одному российскому правительству не удавалось преодолеть давление популистски настроенного парламента и обеспечить принятие реалистичного бюджета. Его расходы из года в год превышали доходы. Из-за неспособности обеспечить сбор налогов дефицит до 1995 года покрывался за счет эмиссии, а в дальнейшем - за счет наращивания заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Такая практика делала национальную экономику крайне уязвимой по отношению к внутренним и внешним шокам. Все это в конечном счете и предопределило финансовый кризис 1998 года.


Государственные расходы к середине 1998 года колебались в пределах 46-48% ВВП. С начала 1990-х годов существенно изменилась их структура: социальные расходы и расходы на государственное управление выросли примерно на треть, а расходы на оборону и правоохранительные органы сократились в 1,5 раза, на услуги народному хозяйству - почти в 2 раза. Параллельно росли расходы на обслуживание государственного долга. В 1996 году они взлетели в связи с финансированием дополнительных бюджетных расходов в период выборов президента и депутатов Госдумы. И это при том, что серьезные послабления в налоговой политике привели к снижению налоговых поступлений.

Сокращения ᅟрасходов ᅟоказалось ᅟнедостаточно ᅟдля ᅟобеспечения ᅟбюджетного ᅟравновесия. ᅟГосударственный ᅟсектор ᅟэкономики ᅟсжимался, ᅟодновременно ᅟсокращались ᅟдотации ᅟгоспредприятиям. ᅟЭто ᅟсопровождалось ᅟпринятием ᅟнового ᅟсоциального ᅟзаконодательства, ᅟкоторое ᅟзаконсервировало ᅟеще ᅟсоветские ᅟсоциальные ᅟобязательства ᅟгосударства ᅟи ᅟне ᅟстимулировало ᅟреформы ᅟэтой ᅟкрайне ᅟчувствительной ᅟобласти. ᅟВ ᅟрезультате ᅟувеличилось ᅟфинансирование ᅟсоциальной ᅟсферы ᅟи ᅟгосударственного ᅟуправления. ᅟБюджетные ᅟсредства ᅟиз ᅟпроизводственной ᅟи ᅟоборонной ᅟсфер ᅟперетекли ᅟв ᅟсоциальную.

В ᅟ1998 ᅟгоду ᅟправительство ᅟпопыталось ᅟнавести ᅟпорядок ᅟв ᅟрасходовании ᅟсредств ᅟфедерального ᅟи ᅟместных ᅟбюджетов[9]. ᅟВ ᅟиюне ᅟ1998 ᅟгода ᅟбыла ᅟпринята ᅟПрограмма ᅟэкономии ᅟгосударственных ᅟрасходов. ᅟПредполагалось ᅟсократить ᅟнеэффективные ᅟсоциальные ᅟльготы, ᅟинвестиции ᅟи ᅟдотации ᅟв ᅟотдельные ᅟотрасли ᅟи ᅟтем ᅟсамым ᅟснизить ᅟрасходы ᅟбюджета ᅟдо ᅟ1,6% ᅟВВП. ᅟНо ᅟусилия ᅟв ᅟосновном ᅟсводились ᅟк ᅟупорядочиванию ᅟотдельных ᅟрасходов ᅟи ᅟликвидации ᅟособенно ᅟнерациональных ᅟих ᅟнаправлений. ᅟПроблема ᅟосложнилась: ᅟследовало ᅟотказаться ᅟот ᅟмногих ᅟобязательств ᅟгосударства, ᅟвыполнить ᅟкоторые ᅟбыло ᅟневозможно ᅟбез ᅟопасного ᅟнаращивания ᅟгосударственного ᅟдолга, ᅟи ᅟизменить ᅟпорядок ᅟфинансирования ᅟрасходов ᅟбюджета.

Главной ᅟпредпосылкой ᅟфинансового ᅟкризиса ᅟ1998 ᅟгода ᅟстало ᅟнаращивание ᅟвнутреннего ᅟи ᅟвнешнего ᅟгосударственного ᅟдолга. ᅟЗа ᅟ1994-1999 ᅟгоды ᅟвнутренний ᅟдолг ᅟувеличился ᅟс ᅟ21,7 ᅟдо ᅟ28,0% ᅟВВП, ᅟпричем ᅟв ᅟначале ᅟпериода ᅟосновная ᅟего ᅟчасть ᅟприходилась ᅟна ᅟкредиты ᅟЦБ, ᅟа ᅟк ᅟконцу ᅟ- ᅟна ᅟобязательства ᅟпо ᅟгосударственным ᅟценным ᅟбумагам. ᅟРасходы ᅟна ᅟобслуживание ᅟвнутреннего ᅟдолга ᅟв ᅟ1996 ᅟгоду ᅟсоставляли ᅟ2,3% ᅟВВП, ᅟв ᅟ1997 ᅟгоду ᅟ- ᅟуже ᅟ4,7% ᅟВВП, ᅟа ᅟв ᅟпервой ᅟполовине ᅟ1998 ᅟгода ᅟснизились ᅟдо ᅟ3,6% ᅟВВП. ᅟВ ᅟ1996-1998 ᅟгодах ᅟшло ᅟактивное ᅟзаимствование ᅟна ᅟвнешних ᅟфинансовых ᅟрынках.


На 1 января 1998 года общая долговая нагрузка на российскую экономику достигала 49,8% ВВП и была относительно невысокой по сравнению с другими странами. При этом собственно российский долг составлял лишь четверть суммы, остальное - долг, доставшийся России в наследство от СССР. Однако за 8 месяцев 1998 года доля долговых обязательств России в общей сумме внешнего долга, включая задолженность СССР, достигла 36,7%.

За 1997-1998 годы задолженность по государственным ценным бумагам выросла до 95% общего внутреннего долга. Особенность ситуации состояла в том, что внутренний долг был краткосрочным, и значительная его часть принадлежала нерезидентам. Правительство подготовило программу выхода из кризиса и согласовало ее с МВФ 16 августа 1998 года. Она предусматривала введение плавающего курса рубля с его девальвацией до конца года примерно до 9 рублей за доллар; введение трехмесячного моратория на погашение внешних долгов российских банков; принудительную реструктуризацию долгов по государственным ценным бумагам (ГКО-ОФЗ).

Правительство обнародовало программу 17 августа, но без схемы реструктуризации внутреннего госдолга. После такого объявления фондовый рынок за неделю обвалился на 29%. С недельным опозданием правительство все же представило общественности и схему реструктуризации. Общая сумма замороженного внутреннего долга России составила 265,3 млрд рублей (42,2 млрд долларов по курсу на 14 августа 1998 года). В обращении остались ОФЗ на сумму около 75 млрд рублей со сроками погашения в 2000-2001 годах.

26 августа Центральный банк, растратив значительные запасы валютных резервов на поддержание курса рубля, приостановил торги на ММВБ на неопределенный срок. С 28 августа приостановили торги и региональные валютные биржи. В дальнейшем из-за сокращения своих валютных резервов ЦБ уже не мог удерживать курс рубля, к 9 сентября он упал до 20 рублей за доллар. При такой цене доллара банки не могли погасить валютные кредиты, банкротство многих из них в условиях начавшейся паники стало неизбежным.

2.5 Современная бюджетная система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах: