Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если рассматривать межличностную сторону человеческого общения, то человек, которому не хватает определенных социальных навыков, может столкнуться с большими трудностями в создании сети друзей и знакомых, поддерживающих друг друга, по мере взросления и может стать социально изолированным. Более того, одним из последствий одиночества является повышенный риск развития эмоциональных проблем или психических расстройств. Было доказано, что обучение социальным навыкам является эффективным при лечении пациентов с широким спектром эмоциональных и психологических проблем. Некоторые из проблем у участников, с которыми сталкиваются тренеры по социальным навыкам, включают застенчивость, сложности адаптации в коллективе, семейные конфликты, повышенная тревожность, нарушения концентрации внимания, депрессии, и многие другие психологические паттерны, которые можно достаточно быстро изменить или исправить при организации взаимодействия участников в социально-психологическом тренинге, и в этом плане, психологическая или тренинговая группа, оказывает по-настоящему целительное воздействие.

Стоит отметить, что довольно высокие результаты дает применение методов социально-психологического тренинга при обучении подростков и студентов, особенно в их ранний период взросления и становления, как личностей. Хорошими примерами тут могут быть трениги для развития базовых социальных навыков, и навыков избавления от скованности или застенчивости. А навыки презентации и самопрезентации в будущем очень часто используются студентами в учебе и работе, а также значительно снижают уровень возможной тревожности перед экзаменами, так как позволяют заложить основых успешных публичных выступлений перед экзаменационной комиссией или будущим рабочим коллективом. Обучение социальным навыкам может помочь студентам и молодежи улучшить свои коммуникативные и социальные навыки, чтобы они могли общаться с другими людьми или с большей легкостью и уверенностью относиться, например, к собеседованию и т.д.

Люди с инвалидностью в любой возрастной группе также могут извлечь пользу из обучения социальным навыкам. Несколько исследований показывают, что участники с нарушениями развития могут приобретать позитивные социальные навыки благодаря подобному обучению. СПТ можно адаптировать и к лечению депрессии с упором на тренировку навыков саморегуляции и своими эмоциональными состояниями, а также на самомотивацию. Депрессивные участники часто получают выгоду от обучения и могут получать удовлетворение для своих собственных потребностей, чтобы чувствовать себя более уверенными в социальных взаимодействиях.


При обучении социальным навыкам тренеры и бизнес-тренеры, которые используют методы социально-психологического тренинга, обычно начинают с разбивки сложных видов поведения (например, таких, как продажи или переговоры) на более мелкие части. Затем они упорядочивают эти более мелкие части, в порядке сложности, и постепенно обучают этому участников. К примеру, тренер сначала помогает устанавливать контакт с клиентами, далее выявлять их потребности и только потом переходить уже непосредственно к презентации своего товара. В СПТ могут использоваться такие конкретные методы обучения, как моделирование, ролевая игра, формирование желаемого поведения, выбор оптимальной реакции на сложные ситуации, обратная связь и усиление положительных взаимодействий между членами группы для взаимной поддержки и мотивации на обучение.

Например, инструкция в конкретном упражнении тренинга может использоваться для выражения различий между агрессивными, пассивными и уверенными стилями общения. Методику обратной связи можно использовать, чтобы попросить участников увеличить зрительный контакт во время разговора. В ролевых упражнениях члены группы имеют возможность предложить друг другу обратную связь об их поведении в разыгранных ситуациях, и подсказать еще какие-либо дополнительные способы. Например, два члена группы могут разыграть роли в ситуации, когда клиент пытается вернуть дефектную покупку в магазин. Другие участники затем могут дать им обратную связь.

Программы социально-психологических тренингов

Социально-психологические тренинги могут использоваться для обучения участникам определенным наборам социальных компетенций. Общим направлением программ СПТ являются коммуникативные навыки. Программа, предназначенная для улучшения навыков людей в этой области, может включать помощь в вербальной и невербальной коммуникации при разговоре со знакомым и незнакомым человеком. Сюда могут также влючаться другие коммуникативные навыки, такие, как активное слушание, задавание вопросов, проверка понимания, ассертивное поведение, навыки аргументации, ведения спора, разрешения конфликтных ситуаций и многое другое. В программу могут быть включены техники для развития разговорных навыков, которые необходимы в разных конкретных ситуациях, например, собеседования, неофициальные вечеринки, деловые знакомства и навыки нетворкинга. Навыки могут быть разделены на такие блоки, как начало разговора, привлечение и удержание внимания собеседника, проведение явной и неявной подачи нужной информации, с последующим завершением беседы и сохранения благоприятного остаточного впечатления («послевкусия» от общения).


Программы обучения в области социальных навыков могут быть несколько изменены, что позволяет учитывать культурные и гендерные различия обучающихся. Например, если группа сотрудников отдела рекламы включает в себя на 100% молодой коллектив, и многим сотрудникам еще не хватает опыта и уверенности в себе, чтобы на должном уровне представлять интересы компании, то опытный тренер внесет соответствующие коррективы в программу, с учетом особенностей и текущего уровня навыков участников.

Современные тенденции в обучении социальным навыкам направлены на разработку учебных программ, отвечающих требованиям конкретных ролей и ситуаций. Эта потребность была разработана в результате исследований, в которых выяснилось, что социальные навыки, приобретенные в одной обстановке или ситуации, нелегко обобщить или передать в другую обстановку или ситуацию. Чтобы помочь участникам использовать свои новые навыки в реальных ситуациях, тренеры используют ролевые игры, обучение, моделирование и практику.

Методы подготовки и проведения социально-психологического тренинга

Подготовка к обучению социальным навыкам требует большого такта и перцептивной компетентности со стороны тренера, потому что взрослые люди всегда по-разному настроены на обучение, одни считают, что они уже все знают, другие могут испытывать тревожность или неуверенность в себе и своих силах, просто потому что им предлагают научиться чему-то новому. Ведущий СПТ должен иметь опыт и чувствовать пульс группы: правильно диагностировать напряжение в коллективе, видеть назревающий конфликт и раскол на группировки, а также динамику коммуникативной структуры и пр. В таких ситуациях перед проведением социально-психологических тренингов в организациях происходит определенная подготовка, включающая в себя ряд специальных методов по работе с коллективом.

Одной из наиболее важных задач при подготовке к обучению социальным навыкам является выбор подходящего целевого поведения для актуальных у участников ситуаций. Часто тренер помогает участникам определить поведение, которое он или она хотел бы изменить, вместо того, чтобы указывать на проблемные области, которые он увидел, как профессионал. Среди главных методов СПТ используются: лекции, беседы, семинары, игры, групповые дискуссии, но акцент делается на активных методах. Обучение должно учитывать особые потребности и интересы каждого сотрудника.

Некоторые исследования настоятельно указывают на необходимость последующей поддержки после начального курса обучения социальным навыкам. Практический анализ обучения многих взрослых людей выявил, что последующая послетренинговая поддержка удваивает уровень развития деловых навыков. Программы СПТ, которые включают в себя послетренинговую поддержку, могут иметь более долгосрочный эффект, чем традиционные тренинговые программы в формате 1-2 дня, основанные на когнитивно-поведенческих моделях. В целом, обучение социальным навыкам имеет тенденцию к обобщению или передаче в аналогичные контексты, а не к контекстам, которые не похожи на обучение. Один из подходов к улучшению результатов обучения заключается в том, чтобы установить учебные упражнения в рамках работы, жизни или социальной среды участников, с возможностью самостоятельно практиковать пройденный материал дальше.


Стало быть, польза социально-психологических тренингов достаточно большая и очевидная, и как говорят бихевиористы «все это потому, что люди, это, прежде всего, - стайные особи». Командой можно в гораздо более короткие сроки решить любую «неподъемную» задачу, или гораздо быстрее научиться чему-то новому, особенно с начального уровня.

2.2.Проведение социально-психологического тренинга

Цель: знакомство, установление контакта с группой

Продолжительность: 10 минут

Материалы: бейджики, ручки

Ход работы: Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?

2. Ваши впечатления по проведенному упражнению?

3. Не запутывались ли вы в ходе выполнения задания?

Упражнение: «Строимся по цвету глаз»

Цель Активизация участников, развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.

Продолжительность: 5 минут

Ход работы: Ведущий предлагает участникам построиться в зависимости от цвета глаз. Например, сначала идут люди с голубыми глазами, затем зелеными, потом карими и т.д. Данное упражнение способствует психической разрядке и эмоциональному сближению участников тренинга, так как наверняка далеко не все участники знают цвет своих глаз и будут вынуждены спросить об этом партнера. Тому же в свою очередь, чтобы выполнить эту просьбу нужно будет подойти на достаточно близкое расстояние. Кроме того прямой взгляд «глаза в глаза» делает людей более эмоционально открытыми и способствует возникновению между людьми доверительных отношений, которые в процессе проведения тренинга играют большую роль.

Цель: ознакомление с механизмами возникно­вения стресса, о природе волнения и способах их преодоления

Ход работы: ведущий рассказывает о таких психических явлениях, как страх, тревога, стресс. Объясняет физиологические механизмы страха.

Для чего нам нужен страх? Позитивные функции страха. При этом он утверждает (что для некоторых будет открытием), что страх может быть не только вреден, но, в некоторых ситуациях, и весьма полезен. Польза страха может заключаться, прежде всего, в том, что он служит сдерживающим фактором от совершения каких-либо безрассудных поступков и, тем самым, часто спасает людям жизнь и здоровье. Кроме того, для многих людей страх может являться мобилизующим фактором, стимулирующим включение физиологических и психических резервов человека. Знакомство участников с приемами и способами преодоления тревоги и страха.


Упражнение: арт-терапия «Прощай страх»

Цель: Расслабление, отделение собственного страха, взаимодействие с ним

Продолжительность: 7 минут

Материалы: ноутбук с записью музыки и презентации для релаксации

Ход работы: Ведущий предлагает прервать визуализацию, выключает релаксационную музыку и дает участникам тренинга новое задание: в течение пяти минут нужно вспомнить и представить самые большие свои страхи. Затем необходимо представить себе ситуацию, в которой этот страх становится реальностью. Потом ведущий предлагает также мысленно предпринять все необходимые действия для исправления ситуации, порождающей этот страх. После этого рекомендуется мысленно отделить этот страх от себя, чтобы он перестал быть частью личности и представить, как лишенный психической подпитки человека страх просто исчезает, растворяется в пространстве. Далее ведущий снова включает музыку и презентацию для релаксации и просит участников почувствовать тот мир, который изображен в презентации.

Упражнение: «Все получится»

Цель: осознание и принятие своих эмоций, получение поддержки

Материалы: ручки, листы бумаги

Ход работы: Ведущий «Легко, не задумываясь и не напрягаясь, перечислите несколько событий, а также материальных вещей, о которых вы мечтали в прошлом и получили. То есть мечта стала реальностью.

Подумайте и запишите, что вы для этого сделали. Например, установили цель, записали ее, читали молитвы, предпринимали действия конкретные действия. Вспомните детали, что вы при этом чувствовали и как сильно хотели получить что-либо. Запишите их. Поблагодарите высшие силы за их помощь вам в прошлом, настоящем и будущем. Почувствуйте радость от того, что получилось. Получается! У вас все получается! А разве может быть иначе? Закрепите это состояние уверенности и силы в своем сознании.

Возьмите ручку и запишите то, к чему вы стремитесь сейчас. Материальные предметы, духовные цели, любовь, здоровье, карьера. На состоянии уверенности в своих силах, полученном из предыдущего опыта, укрепитесь в сознании того, что вы обязательно получите желаемое.

Чаще перечитывайте то, что вы записали.

Давайте говорить вместо:

«Я не могу» – «Я хочу и сделаю!»

«Это невозможно» – «У меня все получается!»

«Это не для меня» – «Я выбираю только самое лучшее для себя!».

Самое главное – наше подсознание создает и контролирует нашу действительность. Ральф Эмерсон сказал: «Если вы хотите разрушить несчастье, то создайте счастье. Если хотите убрать плохой мир, создайте хороший».