Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблем исследования психологических условий и закономерностей формирования коммуникативных свойств личности обусловлена возрастанием роли общения в жизни современного общества и возникающим на этой основе социальным запросом подготовки личности с достаточным уровнем коммуникативной компетентности; личности, способной строить общение, деловые и личные отношения на принципах партнерства, сотрудничества, диалога, взаимопонимания. В особенности это важно применительно к подготовке современных специалистов для социономических типов профессиональной деятельности (педагогов, психологов, социальных работников и др.), где удельный вес общения в структуре профессиональной деятельности особенно высок. Среди таких коммуникативных свойств личности важная роль принадлежит готовности к общению-сотрудничеству, общению-диалогу (ГОД), поскольку именно от этой сложной коммуникативно-личностной характеристики в значительной мере зависят особенности и результативность делового и межличностного общения.

В последние десятилетия наблюдается высокий исследовательский и практический интерес к проблемам общения, в связи с задачами формирования коммуникативной компетентности, преодоления психологических трудностей и барьеров в общении, коррекции коммуникативно-личностных установок с помощью методов активного социально-психологического обучения (МАСПО), контекстного обучения, с помощью различных видов социально-психологического тренинга (А.А. Вербицкий, Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская, В.А. Лабунская, В.Н. Куницына, Е.В.Сидоренко, Т.С. Яценко, А.Г. Лидерс, Г.Л. Исурина, С.И. Макшанов, Г.И. Марасанов, Н.Ю. Хрящева и др.). Однако при всем значении полученных результатов и выводов коммуникативно-личностные характеристики часто исследуются вне изучения их связей с многообразными природными свойствами индивида. Отсюда становится непонятным, на какой природной основе возникают и развиваются коммуникативные свойства личности, какую роль играет индивидуальный стиль общения в их изменении и развитии в группах социально-психологического тренинга (СПТ).

1.Характеристика подходов к созданию социально-


психологического тренинга общения

1.1.Механизм и структура общения внутри социальных групп

Общение в различных социальных группах (класс, семья, коллеги) – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Прислушавшись к мнению специалистов, вы сможете правильно построить процесс коммуникации, учитывая особенности коллектива.

Признаки принадлежности к группе

По мнению исследователей, в пределах различных социальных групп люди реализуют свою потребность в общении. Человека можно отнести к тому или иному сообществу по нескольким признакам:

  • Место жительства.
  • Род деятельности.
  • Образование.
  • Взгляды и ценности.
  • Роль в обществе.

Люди, которые постоянно контактируют друг с другом и прилагают усилия для достижения общих целей, могут считаться членами одной группы. Исследователи отмечают, что тесные социальные связи между индивидами устанавливаются именно в процессе их совместной деятельности.

Основные характеристики социальной группы

  • Особенности внутренней организации.
  • Ценности, которые поддерживает группа.
  • Способы воздействия на членов сообщества.
  • Признаки, отличающие данную группу от других.
  • Общие задачи, на реализацию которых направлена деятельность участников.

Каждый человек в разные периоды своей жизни принадлежит сразу к нескольким социальным сообществам. Наиболее распространённые примеры различных групп: семья, школьный класс, коллектив на работе и др.

Психологи, которые давно занимаются исследованием этого социального явления, пришли к выводу, что людей, в первую очередь, объединяют общие интересы. [3, c.16]

Структура социальной группы

Она основывается на трёх составляющих:

      • Статусно-ролевые отношения: вступая в определённую группу, человек либо соглашается, либо отвергает, предложенную ему роль.
      • Профессиональные качества человека: образование и квалификационный уровень во многом определяют направленность деятельности того или иного сообщества.
      • Пол и возраст участников: женские и мужские коллективы отличаются разным восприятием окружающей действительности. Женский пол реагирует на любые проявления более эмоционально, представители сильной половины отличаются большей сдержанностью.

Общение в пределах одной группы не может быть однородным, поскольку в коллективе собрались люди, разные по характеру, темпераменту, взглядам на жизнь и другое. Коммуникация между членами одной социальной группы – это сложный процесс, в основе которого – стремление к взаимопониманию.

Типы установок на общение в группе

В зависимости от особенностей группы, психологи выделяют три типа:

        1. Позитивная установка: во время общения положительные качества собеседника выступают на первый план.
        2. Негативная установка: человек видит только отрицательные стороны личности оппонента.
        3. Адекватная установка: происходит объективная оценка личности собеседника.

Специалисты рекомендуют, выстраивая процесс коммуникации, применять адекватную установку на общение. Именно такой сбалансированный подход позволит вам избежать многих трудностей, которые могут возникнуть во время общения с членами той или иной социальной группы [6, c. 96].

Механизмы внутри группы

Вступая в диалог с другими членами сообщества, люди, сами того не замечая, активизируют глубинные психологические механизмы:

        • Усиление эмоционального состояния участников в процессе коммуникации.
        • Индивидуальное или групповое внушение.
        • Подражание: бессознательное или целенаправленное повторение жестов и мимики собеседника.
        • Стремление к тому, чтобы проявить себя лучше, чем другие.
        • Убеждение собеседника: выстраивание цепочки аргументов

Опытный лидер или руководитель любой социальной группы, зная структурные особенности коллектива и умело используя психологические механизмы, сможет наладить процесс общения внутри такой группы.

1.2.Общение как социально-психологический объект

Слова «общение» и «общество» имеют одинаковое начало не только по звучанию, но и по смыслу. Достижение или наличие у разных людей чего-то общего, сходного, связующего – характерный признак и общения, и общества. В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, передают друг другу разнообразную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, действий и намерений. Общение в любых условиях есть достижение (стремление к достижению) чего – то общего. Можно сказать без общения людей не могло-бы возникнуть и существовать само человеческое общество. С другой стороны, и общение невозможно без общества. И цели, и средства, и способы, и условия, и даже результаты общения в конечном итоге носят социально обусловленный характер.


Научный подход к анализу реальных процессов и конкретных актов общения должен по необходимости исходить из понимания социальной сущности общения.

Людям обычно кажется, что они общаются друг с другом только под влиянием личных потребностей, интересов, склонностей (Я хочу узнать, что задано по математике? – спрашивает юноша одноклассника по телефону; «Мне надо поговорить, посоветоваться», - обращается к педагогу родитель подростка и т.п.) Личностный смысл отдельных актов общения для каждого из нас естественно, выступает на первый план даже в тех случаях, когда мы общаемся с другими людьми по необходимости, по служебным или другим вопросам . В житейском понимании общение просто и ясно, как привычная работа, дыхание и т.п. Лишь время от времени, сталкиваясь с трудностями взаимопонимания, взаимоотношений или, обдумывая последствия того или иного разговора, мы замечаем, что здесь не все просто и, не всегда ясно, что от правильного общения с людьми очень многое зависит, не только в жизни каждого из нас, но и в жизни всех других людей, и даже общества в целом. Б.Д. Парыгин так формулирует данный вывод: «Общение - важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельного индивида или небольшой группы людей, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств».

Существует несколько определений общения.

У Н.П. Ерастова «Общение - установление информационных контактов между людьми посредством специально выработанных для этого знаков (слов, жестов, движений и т.п.)

Л.С. Выгодский определил общение как «процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующей известной системы средств».

Б.Д. Парыгин: «Общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми».

В общении, как и в любой деятельности, есть свои цели, средства, планы, программы, нормы и правила, конечные результаты.

Общение-это процесс, имеющий подготовительную, исполнительную и заключительную стадии. Все эти стадии ориентированы на достижение контактов между людьми. Такие контакты могут быть личностными, познавательными, эмоциональными и деятельностными. В зависимости от полноты этих контактов находится достижение степени удовлетворенности результатов общения: чем полнее, глубже, тоньше психологические контакты, тем надежнее внешние и внутренние результаты общения [9, c. 115].


Если рассмотреть коммуникативные акты по их видам и типам, то в зависимости от разных критериев классификации выделяют следующие разновидности:

- по содержанию: производственные, практически бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические.

- по форме контактирования: прямые, опосредованные (переписка-является опосредованной формой контактирования), а личная беседа-прямой формой контактирования:

- по типу связи: двунаправленные и однонаправленные (выполнение роли зрителя на спектакле - однонаправленный коммуникативный акт, но если зритель аплодирует актерам - связи становятся двунаправленными, взаимными):

- по степени взаимодействия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная. При неудовлетворительной степени взаимосвязи уместно констатировать: «говорят на разных языках». Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом:

- по результатам: от негативного («совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль», через нулевой («никак не можем понять друг друга») к позитивному («он меня понимает, а я его»). Шкалы негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем просто вызвать кивок одобрения. Непонимание может граничить и с извращенным пониманием.

Специфика общения в условиях обучения и воспитания рассматривается обычно в рамках психолго-педагогического подхода к общению. Здесь на первом плане находятся виды и формы педагогического общения, психолого-педагогические характеристики коммуникатора (учитель, воспитатель, руководитель кружка и т.д.) и адресата (возрастные, половые, профессиональные особенности группы обучаемых или воспитуемых, индивидуальные особенности отдельных учащихся и т.д.), проблемы развития умений и навыков общения, влияние общения на умственное и нравственное развитие личности.

Реализуя психолого-педагогический подход к общению, следует рассматривать умение учителя влиять на ребят, характеризовать профессионально важные качества педагога как коммуникатора с точки зрения общих положений психологии общения и задач обучения и воспитания.

Особого внимания в данном контексте заслуживает понятие педагогического такта, суть которого состоит в умении педагога правильно сориентироваться в психологических состояниях детей и подобрать адекватные этим состояниям способы общения.