Файл: «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Огромный объем информации по психологии общения взрослых с детьми накоплен в педагогической психологии по вопросам развития мышления и речи (работы Выготского Л.С., Блонского П.П., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В., и многих других).

Итак, общение есть социально-психологическое явление. Процесс общения изучают разные науки, но социальная психология по праву занимает центральное место, поскольку именно она раскрывает в нем его внутреннее, психологическое содержание. Социальные психологи рассматривают общение в единстве внешнего и внутреннего.

1.3.Межличностное общение в социальной группе

Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают, вместе контактируя друг с другом, и что они работают для достижения общих целей. Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию к формированию социальной группы. Наиболее важными являются следующие: общее отождествление вне рамок организации; сходный образ мышления; символы и эмблемы; лидерство.

Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

  1. Внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
  2. групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение;
  3. собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
  4. групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;
  5. общими целями и задачами деятельности;
  6. стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
  7. закреплением традиций, символики (такой как знаки, одежда, флаги и т.д.).

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех китах: статусно-ролевые отношения, профессиональные характеристики и половозрастной состав. Часто трудно понять, откуда исходят отрицательные эмоции, создаются конфликтные ситуации в группе. Их источники можно определить, если рассмотреть схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Г. Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить на должность руководителя группы. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя, другие – более строгого и авторитарного. Далее роль передается, и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен понимать, чего от него хотят, и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей значимости и основных функций очень трудно справиться со своей ролью. Часто на это не обращают внимания, а при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут.


После того как человек понял роль, он должен или принять ее, или отклонить как не соответствующую его индивидуально-психологическим особенностям [8, c. 55].

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли – очень сложное дело, требующее напряжения умственных и моральных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения. Надо дать человеку время на это сложное дело и не сбить его с толку, пока не закончился процесс вхождения в роль.

Следующий этап ролевого поведения – исполнение роли – имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Последнее производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому, как говорят, сверху (начальником), сбоку (сотрудниками) и снизу (подчиненными). Когда составляют экспертные оценки, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценка другими людьми очень расходятся, поэтому важно всегда иметь обратную связь, т.е., интересоваться, особенно руководителю, что о нем думают сверху, сбоку, снизу, и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Второй «кит» в социальной структуре группы – профессионально-квалификационные характеристики. В них включаются образование, профессия и уровень квалификации членов группы. Эта составляющая говорит об интеллектуальном, профессиональном потенциале группы.

Третий «кит» – половозрастной состав группы. Для руководителя понимание особенностей этой составляющей очень важно с психологической точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать.

Особенности женской и мужской психологии также накладывают свой отпечаток на характер внутригрупповых отношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские коллективы более рациональны, более жестки и ригидны, т.е. инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и создания подходящих условий для совместной деятельности.

В группе собираются люди, которые обладают индивидуальностью, имеют присущие им темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. Эти личности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании друг друга.


Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивную, негативную и адекватную. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, в публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение (или суггестия) может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного мотивированного подражания.

Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И, наконец, третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное, сознательное, словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, то он достигнет положительных результатов.


2.Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга

2.1.Социально-психологические тренинги (СПТ): виды, методы проведения, программы социальных тренингов

Активным и самым популярным методом группового обучения людей разных возрастов является социально психологический тренинг, направленный на развитие и усовершенствование отдельных навыков и форм поведения, выработку конструктивных психологических установок по отношению к себе и окружающим, и, что не менее важно, тренировку оптимальных видов и способов поведения в конкретных ситуациях (индивидуальных, социальных и т.д.). СПТ можно разделить на такие виды как – инструментально-ориентированные (тренинг поведения, тренинг делового общения и т.д.) и личностно-ориентированные (тренинг личностного роста, психодинамическая группа и т.д.).

Сам метод социально-психологического тренинга активно разрабатывался в Европе, при участии ведущих практикующих психологов того времени, а наиболее активная группа таких экспертов была сконцентрирована в Университете в Лейпцинге (Германия). Большой вклад в развитие подобных методов личного самосовершенствования, обучения и поддерживающей психокоррекции индивидуума внес профессор М. Форверг и его коллеги. В начале 1980-х годов, методы социально психологического тренинга стали активно браться на вооружение и применяться в Советском союзе, в котором до этого периода уже была достаточно сильная советская психологическая школа. При появлении возможностей обмена опытом с иностранными коллегами, отечественные специалисты в области психологии и психологической работы смогли сопоставить свои наработки с западными практиками, и, объединив все лучшие методы и модели, включить все это в создание и проведение собственных социально-психологических тренингов, из которых потом выросли все современные бизнес-тренинги, и большинство популярных психологических программ.


Цели социально-психологических тренингов

Основные цели социально психологических тренингов состоят в обучении людей, которые могут иметь или не иметь эмоциональных проблем (как в отношении вербального, так и в отношении невербального поведения), наиболее эффективным способам социального взаимодействия. СПТ – одно из средств развития компетентности общения. Широкую популярность подобные программы получили практически во всех важных сферах народного хозяйства, там, где была особенно важна коммуникативная составляющая, а после перестройки социально психологические тренинги стали очень востребованы в организациях, для развития необходимых деловых навыков сотрудникам коммерческих департаментов, и всех других подразделений, включая руководство.

Существует много людей, которые никогда глубоко не изучали психологические темы, не знают, как эффективнее заговорить с другим человеком, особенно с незнакомым, не владеют техниками «малого разговора», не осознают важность зрительного контакта или испытывают трудности в его поддержании. Кроме того, многие люди не умеют «читать» множество тонких ньюансов общения, содержащихся в социальных взаимодействиях, например, когда кто-то хочет изменить тему разговора или перейти на другой вопрос в ходе делового обсуждения с руководителями. Обучение социальным навыкам помогает обучающимся научиться понимать эти и другие социальные сигналы, чтобы они могли определить, как действовать надлежащим образом в обществе других людей в самых разных ситуациях.

Сейчас во многих современных организациях социально-психологические тренинги активно применяются при работе с новыми сотрудниками для их адаптации под ту или иную корпоративную культуру. Программы проводятся в первые недели обучения, что значительно ускоряет адаптацию новых сотрудников, повышает их мотивацию на работу в новом коллективе, и помогает многократно ускорить их выход на необходимую профессиональную производительность (особенно в таких сферах деятельности, как продажи, управление сотрудниками, коммерческие закупки, работа с персоналом и многие другие).

Как развить нужные навыки с помощью тренингов СПТ

Социально-психолоческие тренинги базируются на том, что когда люди улучшают свои социальные и коммуникативные навыки или изменяют свое поведение, они тем самым достигают больших успехов при взаимодействии с другими, повышают свою самооценку и увеличивают вероятность того, что другие ответят им взаимностью. Еще одна цель развития социальных навыков состоит в том, чтобы улучшить способности людей более эффективно функционировать в определенных ситуациях (например, при работе в командах, на больших мероприятиях, при координации действий в критических или непредвиденных ситуациях). Обучение подобным навыкам может также помочь поработать над конкретными проблемами, например, улучшить технику телефонного общения или выступления на публике, или любые другие социальные навыки, с которыми мы часто сталкиваемся как в работе, так и в повседневной жизни.